Кодекс вежливости: учим малыша хорошим манерам

В ресторане ребенок играет в пейнтбол с соусом болоньезе. В автобусе устраивает допрос с пристрастием бедной бабуле. Кажется, он никогда не поймет, как вести себя в светском обществе.

По глубокому убеждению боль­шинства родителей, ребенок должен прилично вести себя не только на улице, в такси или в кафе, но и в гостях и дома. И, разумеется, выказывать всяческое уважение и вам, и всем окружающим, включая сверстников. Хамство, кривляния, ругательства, перепачканные сгущенкой локти и брови, разговоры с набитым ртом в эту программу точно не вписываются. Но без этих лирических отступлений еще не вырос ни один ребенок. А так хотеть всего и сразу совсем не вредно.

Полезные навыки

Хорошие манеры – понятие относительное. В каждой культуре существует свой код вежливости. Но желание передать накопленные знания потомкам, да еще как можно скорее, у взрослых в крови. И это правда важно сделать. Действуя согласно принятым в обществе канонам, мы показываем свою принадлежность к группе. Это свойство присуще каждому человеку как представителю homo sapiens. А еще хорошие манеры позволяют комфортно чувствовать себя в социуме. Они помогают открывать запертые двери, выстраивать полезные контакты, заводить друзей и поддерживать отношения, а еще придают уверенность в собственных силах.

Никому из родителей не хочется, чтобы малыш вырос изгоем или отщепенцем. Он должен усвоить общепринятые правила, чтобы социум его принял и чтобы в любых обстоятельствах он вел себя адекватно, а не отталкивающе. Отсюда – заведомо завышенные требования к детям и сверхожидания, которым не суждено сбыться раньше времени. Обычно родительское терпение лопается в районе 2–3 лет. Это как раз тот возраст, когда семья впервые серьезно начинает демонстрировать ребенка социуму. А социум в ответ выставляет негласную оценку родителям. По поведению ребенка окружающие судят, хорошо мама и папа справились с ролью воспитателей или не очень. Проблема в том, что высокие оценки редко кто получает. Маленькие дети просто не способны контролировать свое поведение. Так что ляпы случаются постоянно. А еще это время яростных возрастных кризисов с громкими припевами «Не хочу!», «Не буду!», «Я сам!».

Родителям сложно. Общество мечет неодобрительные взгляды, терпение иссякает быстро, и начинается эпоха безостановочных дерганий: «Вытри руки салфеткой! Скажи спасибо! Нельзя показывать на людей пальцами! Не кричи, вокруг люди!» Правда, ничего хорошего из ранней муштры не получается.

от улыбки станет всем светлей
Объясняйте правила так, чтобы ребенок мог воспроизвести их в точности. Иначе потом придется доучиваться или переучиваться. Например, скажите, что, когда мы здороваемся, важны не только слова, которые мы подбираем, но и улыбка, и дружелюбный взгляд, и тон.
Злостные нарушители

Если ребенок ведет себя отвратительно, запомните: в этот момент вы не сможете превратить его в паиньку. Пока им владеют эмоции, ваша задача – не включаться в игру и сохранять спокойствие. Ждать окончания номера совсем не обязательно. Вы имеете полное моральное право взять ребенка за руку и увести его из самого распрекрасного и самого расчудесного места на планете. Если он один раз не досмотрит спектакль, в следующий раз у вас вряд ли возникнут аналогичные проблемы. Заодно используйте возможность еще раз проиллюстрировать непреложное правило: в общественных местах так себя не ведут.

Не ждите, пока он распалится не на шутку. Уходите в укромное место при первых же тревожных признаках. Чтобы беседа возымела действие, вам нужно уединиться. Отведите малыша в машину, в ванную комнату или в любой укромный уголок, где вас никто не потревожит. Если вы видите, что ребенок настроен на продуктивное сотрудничество, можно дать ему шанс реабилитироваться, но для этого вы должны предложить ему четко сформулированные альтернативы: «Что ты хочешь: сесть в тележку или идти рядом со мной?»

Не торопитесь поскорее завершить обучение. К полутора годам вполне достаточно освоить «привет» и «пока», а «пожалуйста» и «спасибо» могут подождать до 3 лет.

Вечером, когда эмоции полностью улягутся, будет нелишним проговорить последствия его истерики, но без обвинений. Лучше всего сработает сухая констатация фактов: «Из-за того что ты устроил концерт в ресторане, нам пришлось уйти раньше и мы не смогли попробовать десерт». И в следующий раз вам будет гораздо легче призвать его к порядку.

Не забывайте, что дети не роботы. Очень часто, если не всегда, за плохим поведением и нарушением чужих границ стоят психологический дискомфорт и чувство стыда. Ваша задача – выяснить, что стало причиной дерзких эскапад. Тогда получится придумать способ выразить негативные эмоции другим способом, не раня чувства окружающих.

6 золотых правил

Перед родителями стоит непростая задача. Нужно ведь научить малыша хорошим манерам и при этом не сломать его как личность. Попробуйте действовать по этой схеме.

1. Делай как я

Общепринятые правила и кодекс вежливости ребенок обычно заучивает наизусть к 4–5 годам. Но первые уроки он получает от родителей. Если ребенок слышит, как вы говорите «спасибо», «доброе утро», «пожалуйста» и в каких обстоятельствах, он бессознательно впитывает эти формулы. Помните, что вы для малыша – образец для подражания. Если хотите, чтобы он вел себя определенным образом в ряде конкретных обстоятельств, начните с себя и задайте ему требуемую планку. Но будьте последовательными, иначе ничего не выйдет.

2. Не давите

Важно, чтобы ребенок вел себя хорошо по собственной воле, а не потому что его заставляют или угрожают наказанием. Если будете давить, в один прекрасный момент вежливость обратится в хамство. В знак протеста. Если малыш не усвоил какие-то правила, не надо отчитывать его за это прилюдно. Многие дети в какой-то момент отказываются здороваться или говорить «пожалуйста», и трагедию из этого раздувать не следует. Если есть возможность, попросите вашего знакомого, который вдруг попал в немилость, проявить лояльность. Пусть он какое-то время здоровается с вашим ребенком первым, пусть обнимет его при встрече или потреплет по плечу, если хочет. Но в этот момент не надо уговаривать ребенка здороваться в ответ. Возможно, малыш чего-то стесняется и проблему лучше обсудить с ним с глазу на глаз, в спокойной обстановке. Если малыш не здоровается с малознакомым человеком, легко скажите: «Сегодня я поздороваюсь за тебя». Не заостряйте эту тему, а в следующий раз заранее попросите: «Я бы очень хотела, чтобы ты здоровался с тетей Светой, потому что…»

3. Обратная связь

Недальновидно хвалить малыша за каждое сказанное им вежливое слово или за хорошее поведение. Если так поступать, рано или поздно он начнет пользоваться этим оружием против вас. В те моменты, когда он захочет выказать недовольство или добиться своего, в ход пойдут манипуляции самого разного рода. А в результате вы получите очередной бунт или всплеск непослушания. Лучше похвалите его тогда, когда он без вашего напоминания поступил действительно очень галантно. Точно так же не скупитесь на похвалу, если кто-то из вашего окружения проявил чудеса воспитанности. Например, сумел сдержаться и на дерзость ответил спокойно и дружелюбно. Такие моменты стоит подмечать постоянно: чувствуя, с каким одобрением вы отзываетесь о поступках других, ребенок будет стремиться и в ваших глазах заслужить восхищение.

4. Обсуждайте вместе

Проводите подготовительные беседы. Прежде чем отправляться в кафе, музей или театр, обязательно напоминайте малышу, как принято себя вести в таких местах. Никогда не будет лишним отрепетировать культпоход в игре, например все с теми же плюшевыми игрушками. И обязательно повторите пройденный материал непосредственно перед выходом в свет. Только не за пять минут до входа в зрительный зал, а хотя бы за несколько часов. Тогда ребенок сможет переварить информацию наилучшим образом. У него будет возможность получить ценный опыт, который можно потом применить на практике. Если малыш придет неподготовленным, даже не надейтесь, что у него получится отключить эмоции, собраться и выполнить инструкции, которые он слышит от вас первый раз в жизни. Инструктаж проводите перед каждым важным событием. Пока кодекс вежливости не усвоится до конца, ребенку нужна ваша поддержка.

5. В сад, сэр!

Говорить взрослым «вы» дети обычно начинают ближе к 5–6 годам. Но на формирование стойкого навыка потребуется еще несколько месяцев. Зато начать чуточку раньше вам тоже никто не мешает. Тем более что во время этой игры у вас будет возможность от души повеселиться. Например, попробуйте поиграть с малышом в «Клуб почетных сэров» или в «Ваше величество». Главное правило – говорить друг другу только «вы», все остальное придумайте вместе.

6. Анкор, еще анкор!

Правила нуждаются не только в многократном повторении, но и в подробных объяснениях. Старайтесь приводить наглядные примеры: «Мы уступаем места пожилым людям, потому что у них слабые ноги и им трудно всю дорогу стоять. Помнишь, как твоей бабушке тяжело подниматься по лестнице? Так же и этой женщине трудно». Этот метод гораздо продуктивнее. Сопоставляя, сравнивая и рассуждая, ребенок быстрее улавливает аналогии.

интересное в сети
‡агрузка...