Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

Обувь на липучках, одежда на молнии, рисование на планшете, а не карандашом на бумаге – жизнь малыша сегодня предельно облегчают всевозможные приспособления и гаджеты. О том, что это сказывается на развитии мелкой моторики, задумываются немногие.

Под мелкой моторикой чаще всего подразумевают мелкие точные движения пальцами рук или ног. На кончиках пальцев находятся точки, связанные с речевыми центрами в мозге. Чем больше мы работаем с пальчиками малыша, тем быстрее он начинает говорить и лучше произносит звуки. Одним словом, через пальчики происходит развитие головного мозга. И это очень небыстрый процесс.

Впрочем, развитие мелкой моторики влияет не только на речь, но и на психические функции: координацию движений, мышление, скорость реакции.

Возрастные нормы

Некие усредненные ориентиры в зависимости от месяца жизни нужны неврологам и педиатрам, чтобы оценить динамику развития. Одни дети уже в 2 года могут самостоятельно очистить семечку, а другие и в 4 делают это с превеликим трудом. Поэтому нормативы давайте оставим врачам и обратим внимание на то, как мы, взрослые, можем помочь малышу развивать мелкую моторику.

1 этап. 0–3 месяца

В этом возрасте происходят естественные физиологические процессы. Мелкая моторика развивается независимо от того, будут ее тренировать родители малыша или нет. У новорожденного рефлекторно сжаты кулачки, к 2 месяцам тонус мышц постепенно уходит, он учится разжимать ладошки. Лучшая игрушка для малыша – это мама.

Подносите пальчики ребенка поочередно к губам и целуйте.

После 1,5 месяца можно подставлять свои указательные пальцы к ладошкам малыша и, дождавшись, когда он за них ухватится, аккуратно потянуть ребенка на себя, слегка приподнимая и отрывая его головку от поверхности. Постоянно страхуйте грудничка: пальчики еще слабые, могут в любой момент разжаться. Таким образом тренируется хватательный рефлекс.

2 этап. 4–6 месяцев

Ребенок пытается одной рукой схватить другую руку (или свою ножку) и, когда это удается, долго ее разглядывает. Примерно в этом же возрасте он начинает активно тянуться к предметам и хватать их. Вот вам еще одно развлечение: сожмите ладошку ребенка сначала в слабый кулачок и просуньте в него указательный палец, а потом – в плотно сжатый кулачок, в который палец уже не просунешь.

Ребенок, который хорошо владеет своим телом, мелкими точными движениями, не имеет проблем с дикцией. Логопеды это подтверждают.

3 этап. 7–8 месяцев

Начинает развиваться координация движений обеих рук. Ребенок уверенно перекладывает предмет, например погремушку, из руки в руку. Ему нравится бросать игрушки и наблюдать за этим процессом. Вот с этого момента родители могут создавать для своего малыша стимулирующую среду. Показывайте и предлагайте подержать самые разные предметы: журнал, газету, погремушку, металлический половник, фольгу, мягкие, резиновые, деревянные игрушки. Важно, чтобы предметы были разными на ощупь, теплыми и прохладными, звенящими и шуршащими, издающими самые разные звуки. Ощупывая их, пытаясь с ними взаимодействовать (перекладывая из руки в руку, перекатывая с одного бока на другой, роняя и кидая на пол, стуча ими по самым разным поверхностям), ребенок как раз и начнет развивать мелкую моторику.

Возьмите журнал и покажите, как его листы можно мять, рвать и комкать. Если бумага при этом еще и издает какие-либо звуки, малыш придет в восторг!

На глазах у ребенка заверните в салфетку любимую погремушку. Предложите ему игрушку найти. Если не получится с первого раза, помогите, обязательно громко похвалите и порадуйтесь, когда отыскать спрятанное все-таки удастся. Можно использовать также яркие шуршащие обертки от конфет и шоколадок.

4 этап. 8–10 месяцев

Предложите ребенку пирамидку. Сначала он будет снимать колечки, но довольно быстро научится нанизывать  их на стержень.

Отличное развлечение – крышки от бутылок. Научите малыша их закручивать и откручивать.

Научите ребенка отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилиновой массы, надавливать на них и размазывать по твердой поверхности. Это разовьет гибкость и подвижность пальчиков.

5 этап. 10–12 месяцев

Малыш с удовольствием повторяет действия взрослых: берет ручку, пробует провести ею по бумаге, ему хочется уже самому держать ложку, бутылочку. Пойдите навстречу его желаниям. Годовалый малыш уже удерживает в руках игрушки, вертит, бросает их, открывает и закрывает коробки, выдвигает ящики, засовывает один предмет в другой.

Ближе к году дети начинают играть со специальными книжками с толстыми картонными страницами. Чтобы такую страницу перевернуть, нужно сделать определенное, точное движение кистью руки и пальцами – сначала взять страницу, потом повернуть кисть в определенную сторону. Это тоже развитие мелкой моторики.

Предложите ребенку сортер, вкладыш и рамку. Игра с ними поможет тренировать координацию движений, получить представление о форме и размерах предметов, развивать подвижность кистей рук.

Волчок! Чтобы его раскрутить, надо сложить пальчики в щепотку и придать игрушке вращательное движение. Сложная для малыша задача, что и говорить! Тем большую радость доставит успех.

Пусть ребенок пробует соединять и разъединять детали крупного конструктора. Это поможет малышу укрепить мышцы ладоней.

Тренируйте навыки открывания-закрывания коробок и банок. Крышки должны быть разными по размеру, чтобы ребенок мог их подбирать к отверстию.

Учите ребенка держать за ручку чашку, есть ложкой. Пусть пробует брать в руки толстый карандаш и рисовать каракули.

6 этап. от 1,5 лет

С 1,5 лет можно обучать малыша застегивать и расстегивать пуговицы. Малыш также охотно возьмется за шнуровку, благо подобным игрушкам нет числа. Можно также нанизывать на шнурок различные предметы или прицеплять к нему прищепки.

Подручные материалы

Малышам нравятся игры с бумагой, ватой, салфетками, фольгой. Уже в год ребенок может рвать их, комкать, делать из них шарики, а потом эти комочки и обрывки собирать и складывать в ведерко. Кстати, рвать – очень полезное движение для развития мелкой моторики.

Летом лучшая и самая доступная среда для развития моторики – вода, песок, земля и трава. Очень важно развивать моторику не только рук, но и ступней, на которых огромное количество активных точек. На пляже малыш может, как обезьянка, собирать пальчиками ног мелкие камешки или предметы и складывать их в ведерко. Это, кстати, нужно и для правильного формирования мышц стоп. Пусть ребенок насыпает в ведерко песок не только совочком, но и руками. Предложите ему порисовать на песке пальчиками ручек и ножек. Еще одно увлекательное занятие – наливать воду в формочки и переливать ее из одной емкости в другую.

Поощряйте любые проявления самостоятельности ребенка: самому управляться с ложкой и пытаться есть, доставать трубочку-соломинку и пытаться поставить ее в стаканчик и т. д. Это идеальная тренировка мелкой моторики.

В лесу покажите детям, как собирать шишки двумя руками поочередно и одновременно. А еще ведь можно рыхлить землю палочкой, держа ее то в правой, то в левой руке, выкладывать на асфальте камешками разные узоры. Примите во внимание, что все упражнения для рук должны касаться обеих ладошек, чтобы развивать оба полушария головного мозга. Родители должны постараться, чтобы малыш как можно дольше сохранил способность одинаково хорошо управляться обеими руками.

право на ошибку
Разрешайте ребенку ошибаться, например, надевать колготки задом наперед, застегивать рубашку не на ту пуговицу, проносить ложку мимо рта. В нашей реальности детям не хватает молний и шнурков. Застегивание и завязывание – это тренировка мелких и точных движений, а заодно и самостоятельности. Поощрить малыша тренироваться завязывать шнурки можно, рассказав историю про червячков, которые встретились, подружились и обнялись.
интересное в сети
‡агрузка...