Лепим и пересыпаем: современные материалы для развития мелкой моторики

Дети с упоением играют с пластичными и сыпучими материалами: их можно бесконечно мять, пересыпать, придавать им любую форму, закапывать что-то внутрь – и это далеко не все возможности, которые открываются перед малышом.

Обычный или кинетический, космический песок, масса для лепки, тесто – все эти материалы податливы, могут принимать любую форму. Влажные и плотные, сухие и сыпучие, они незаменимы при создании причудливых пейзажей, построек, фантастических фигурок. Это дает шанс использовать «общение» с пластичным или сыпучим «сырьем» для развития и обогащения тактильного и эмоционального опыта ребенка: погружая руки в тесто или песок, малыш открывает для себя новые ощущения и заодно узнает, как легко разрушить дело своих рук по неосторожности или злому умыслу.

Новый этап

Игры с песком, массой для лепки или тестом становятся для взрослых доказательством того, что у малыша начался новый «виток» в развитии. Если раньше главным инструментом познания маленького исследователя был рот и все, что попадало в поле его зрения, кроха пробовал на зубок, то теперь эти функции принимает на себя рука. Ребенок получает тактильные, или кожные, ощущения, развивает их. Как и любые манипуляции с пальчиками, возня с сыпучими и пластичными субстанциями влияет на интеллектуальное развитие крохи и его речь.

Играя с пластичными и сыпучими материалами, можно ставить всевозможные опыты и узнавать, например, что будет, если песок намочить, а в тесто добавить очень много муки.

За мелкие движения пальцев и кистей рук отвечают сенсорная и двигательная зоны коры больших полушарий головного мозга. Так как они расположены рядом с участками, отвечающими за речь, развитие мелкой моторики ведет к совершенствованию устной речи, а потом и письма. Пересыпая песок, разминая тесто или массу для лепки, выкладывая с помощью формочек фигурки или придавая «сырью» определенную форму, ребенок тренирует координацию движений. Кроме того, это творческий процесс. Чем больше построек, фигурок, пейзажей будет создавать кроха, тем активней будут развиваться у него фантазия и воображение. Не отрываясь от игры, можно познавать законы физики, учиться писать, рисовать и считать.

Благодаря такой деятельности формируется образное и абстрактное мышление, развивается память, зрительное восприятие окружающих предметов. Малыш учится воспринимать не только натуральные предметы, но и соотносить их с предметами-заместителями, а это уже первые шаги к абстрактному мышлению. Создавая объемные фигурки, ребенок изучает отличительные особенности объектов, всматривается в детали, узнают основные их качества. Понемногу знания и представления о свойствах материалов и предметов углубляются, и малыш делает попытки использовать их уже осознанно. Понемногу ребенок учится смотреть на вещи по-другому, находить оригинальные решения в самых разных ситуациях.

Роль творца
В играх с песком ребенок чувствует, что только от него зависит, построить или разрушить то, что создано, значит, он самостоятельно делает выбор. Пластичный материал наглядно демонстрирует, что ничто не исчезает бесследно, а просто видоизменяется, превращается во что-то новое.
Созидать и разрушать

Не успели похвалить ребенка за то, что домик получился таким симпатичным, как он его разрушил? Не огорчайтесь: так малыш самоутверждается, «отрабатывает» боль и страх, которые присутствуют в его жизни, и дает выход негативным эмоциям в наиболее приемлемом для окружающих варианте. Для интровертов это возможность побыть наедине с самим собой, для экстравертов – выразить себя. Лепка, пересыпание песка из одной емкости в другую завораживают кроху, дают возможность снять напряжение, найти новые формы взаимодействия с окружающим миром. Стройте и ломайте вместе! Радуйтесь вместе с ребенком!

Чуть позже карапуз будет ломать вылепленное своими руками уже для того, чтобы понять, как отдельные частицы соединяются в единое целое. Постепенно он понимает, что подобная работа требует сил и времени, а значит, если хочешь, чтобы что-то получилось, надо набраться терпения, возможно, потребуется даже не одна попытка. Так воспитываются усидчивость, терпение и трудолюбие.

Чтобы игра действовала на ребенка успокаивающе, предоставьте ему свободу действий, поощряйте его и не забывайте хвалить. Больше наблюдайте и меньше вмешивайтесь, но если малыш попросит помочь, спросите, что он хочет создать, и расскажите, как этого можно достичь. Совместные игры и занятия позволят взрослым лучше понять своего кроху, сблизят членов семьи.

интересное в сети
‡агрузка...