Мелкая моторика и пальчиковые игры для детей

Никаких шнурков и пуговиц, сандалии на липучках, штаны на резинках и даже рисование на планшете, а не карандашом по бумаге – «ручной» труд дошкольника сегодня максимально облегчен. Стоит ли удивляться тому, что родители часто узнают о проблемах чада с мелкой моторикой только перед школой? С какого возраста нужно начинать тренировать детские пальчики, как это правильно делать и главное – зачем?

Известному педагогу Василию Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже давно много говорится о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи крохи. Игры с пальчиками способствуют умственному развитию малыша, стимулируют развитие его речи, творческих способностей и фантазии. Причем даже если вам кажется, что с речевым аппаратом и словарным запасом у ребенка все в порядке, это не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Слабый мышечный тонус пальцев может обернуться для него серьезной нагрузкой в младших классах, ведь кроме усвоения большого количества новой информации, ему придется учиться продолжительное время удерживать в непослушных пальцах ручку. Если вы хотите, чтобы ваш кроха не только хорошо разговаривал, но и быстро и легко учился, с раннего возраста начинайте развивать его руки – пальцы и кисти!

Развитие мелкой моторики у малыша – задача, посильная любой маме. Это не столько применение специальных профессиональных методик, сколько интересная игра с использованием простейших подручных средств. С ее помощью малыши не только развивают мышцы пальчиков, но и узнают много нового об окружающих предметах, их свойствах, знакомятся с понятиями формы и объема, учат цвета. А еще «пальчиковые» забавы – это веселый и эмоциональный способ общения, который доставит массу удовольствия и вам, и крохе.

Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму в школьном возрасте.
Развитие мелкой моторики в первые полгода жизни:
0-3 месяца

Мелкая моторика будет развиваться естественным путем вне зависимости от того, станете вы целенаправленно ее тренировать или нет. Огромная разница будет заключаться в том, насколько окажутся развиты мышцы пальчиков. Если вы начнете заниматься с крохой с рождения, то первый захват предмета пальчиками произойдет уже в 1,5-2 месяца, а не в 3 и позже, как обычно. Перекладывать предметы из руки в руку малыш также научится раньше и будет делать это более ловко.

Буквально с рождения можно делать массаж ладошки, тыльной стороны ручки и каждого пальчика. Сопровождать занятие лучше всего детскими стишками и веселыми потешками. Меняйте тембр голоса, скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Главное, чтобы это вызывало эмоциональный отклик у малыша. Помните, что лучшая игрушка для него сейчас – это вы сами!

Упражнения

- перебирайте пальчики крохи, подносите каждый из них к губам и целуйте;
- производите каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
- вкладывайте в детские ладошки маленькие (диаметром 3-4 см) шарики из различного материала – это хорошо развивает тактильные ощущения. Малыш должен их захватывать и стараться удержать;
- с 1,5 месяцев начинайте тренировать хватательный рефлекс. Подставьте свои указательные пальцы малышу к ладошкам и дождитесь, пока он ухватится за них. Затем аккуратно потяните малыша на себя, слегка приподнимая и отрывая головку от поверхности. Не забывайте страховать кроху: пальчики еще совсем слабы и могут в любой момент разжаться!

4-5 месяцев

В этом возрасте вы заметите, что кроха может схватить одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывать. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца – брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи – пора активно стимулировать их.

Упражнения

- возьмите маленький шарик или мячик, вложите в ладошки малыша и, держа руки ребенка в своих руках, зажмите и покрутите его (шарик можно заменить грецким орехом);
- играйте в «мягкие» кулачки (сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец) и «крепкие», которые не разожмешь;
- делайте «причесывание» – упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад;
- продолжайте делать массаж: нежно разминайте каждый пальчик, каждую фалангу. Завершать массаж перед сном можно следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спит –
И тебе он спать велит!».

Развитие мелкой моторики с 6 месяцев до года:
6-7 месяцев

Действия обоих рук ребенка координируются. Например, он может одной рукой брать игрушечную кошку, а другой – гладить ее. Он уже уверенно перекладывает предмет из руки в руку, и ему очень нравится бросать его. Для шестимесячных малышей из подручных средств можно самостоятельно сделать интересные и полезные игрушки для развития мелкой моторики. Дайте крохе ваши старые бусы (только убедитесь, что нитка достаточно крепка) – его маленькие пальчики будут ловко перебирать бусины на нитке.

Упражнения

* Возьмите журнал и покажите, как можно рвать, мять и комкать бумагу. Малыша можно надолго завлечь этой игрой, особенно если она необычно шуршит.
* Еще один способ развлечься с помощью бумаги и параллельно укрепить мышцы пальчиков — завернуть в нее любимую погремушку. Возьмите несколько салфеток, заверните в них погремушку округлой формы или просто небольшой шарик. Сделайте это так, чтобы малыш видел все ваши действия. Потом предложите ему найти предмет. Если сразу не получится, помогите крохе и обязательно похвалите и порадуйтесь, когда он найдет спрятанную игрушку. Также можно использовать для этой игры яркие шелестящие обертки от конфет.
* Добавьте к совместным играм пирамидки небольших размеров. Сначала малыш будет только снимать колечки, но очень скоро научится и нанизывать их. Учите кроху откручивать и закручивать крышечки на бутылках, а также переворачивать твердые страницы детских книжек.

8-10 месяцев

В этом возрасте с ребенком уже можно играть в игры русского народного творчества – такие как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Они имеют большое значение для развития мелкой моторики: во-первых, в действие вовлекаются абсолютно все пальчики, а во-вторых, хорошо тренируется память, и кроха очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним понемногу каждый день.

Упражнения

* С восьми месяцев можно использовать для занятий соленое тесто или мягкую пластилиновую массу. Научите малыша отщипывать маленькие кусочки от большого куска, надавливать на них и размазывать по твердой поверхности. Это помогает развивать гибкость и подвижность пальчиков.
* Очень хороши в этом возрасте резиновые игрушки-пищалки, которые помогают укрепить мышцы пальцев. Практикуйте следующее упражнение: проговаривайте стишок, а ребенок должен в такт слогам сжимать и разжимать зажатую в руке игрушку-утенка.
«Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи» (игру можно продолжить, заменив утенка котенком, козленком и т.п.).

10-12 месяцев

Ребенок охотно повторяет действия взрослых: нажимает кнопки на телефоне и подносит его к уху, берет ручку и пробует черкать. Он начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку – разрешите ему это, пусть даже потом придется немного прибраться! Годовалый малыш уже неплохо управляет своими движениями: спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит их, бросает, сталкивает, он открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Но для того чтобы движения рук становились более совершенными и уверенными, необходимо продолжать тренировать мелкую моторику и дальше.

Упражнения

- предлагайте малышу разбирать и собирать пирамидку;
- практикуйте навык открывания-закрывания коробок и банок. Желательно, чтобы крышки были разных размеров, тогда ребенку будет легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся или закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы найдете у себя на кухне;
- покажите малышу как прицеплять на веревку или тонкий ремень нетугие прищепки;
- играйте в настольный «футбол». Фантики от конфет сверните в шарики. Разделите поверхность стола на две части и сложите из карандашей импровизированные ворота. Разделите «мячики» поровну и предложите крохе посоревноваться – кто пальцами забьет больше мячей в противоположные ворота;
- учите кроху держать за ручку чашку (подойдут легкие и безопасные пластмассовые), затем ложку, а потом – и карандаш. Предлагайте порисовать «каракули»;
- к годику малыш проявляет интерес к рисованию. Используйте пальчиковые краски! Не стоит переживать из-за грязной одежды. Все легко смывается и отстирывается с помощью воды и мыла, зато кроха от такой игры будет в восторге;
- полуторагодовалому малышу можно давать задания посложнее: шнурование и застегивание пуговиц. Игрушки для этого можно сделать самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошее пособие для развития мелкой моторики – это шнурок, на который нанизываются различные предметы. С его помощью кроха не только тренирует мелкую моторику, но также изучает форму и цвета предметов.

Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковые игры – простой и веселый, но очень эффективный способ развития мелкой моторики. Это инсценировка стишков, историй, сказок при помощи пальцев. В ходе таких игр ребенок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику собственных рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность познакомить кроху с понятиями «вправо» и «влево», «вверх» и «вниз».

Не заставляйте кроху заниматься пальчиковой гимнастикой насильно. Эффективность упражнений будет снижаться одновременно с потерей интереса к ним. Рекомендуемое время занятий для малышей трех-четырех лет – от 3 до 5 минут.

Любое стихотворение, сказка или песенка, которые вы знаете наизусть, подойдут для пальчиковой гимнастики! Ваш главный инструмент – это движения пальцев. Чтобы заинтересовать кроху, используйте различные предметы, игрушки, изменения тембра голоса, музыкальное сопровождение. Для занятий выберите подходящее время, например, после еды, когда малыш сыт и настроен на спокойные игры. Эмоционально, четко и медленно проговаривайте слова, при этом обязательно хорошо должно быть видно ваше лицо. Дети хорошо «считывают речь» с лица взрослого и копируют действия. Если кроха не может самостоятельно выполнять нужные движения, используйте прием «мягкого физического манипулирования» – возьмите его руки в свои и вместе делайте движения, которые необходимы. Одобряйте любое достижение вашего малыша!

Пять пальчиковых игр для малыша

1. «Грабли»
Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» – проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.

2. «Жук»
Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».

3. «Гармошка»
Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
«Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».

4. «Очки»
Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая:
«Бабушка очки надела
И внучонка разглядела».

5. «Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
«Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!».

9 книг со сценариями пальчиковых игр

«Пальчиковые игры», Е. Шарикова, изд. «Стрекоза»
«А под пальмой краб сидит. Пальчиковые игры», Е. Железнова, изд. «Карапуз»
«Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», Т. Ткаченко, изд. «ЭКСМО»
«Пальчиковые игры и гимнастика для малышей», Е. Новак, изд. «Клуб семейного досуга»
«Пальчиковые игры для детей (29 карточек), Т. Кислинская, изд. «Питер»
«Оригинальные пальчиковые игры. Ранее развитие малыша», Н. Рымчук, изд. «Владис»
«Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет», Л. Иванова, изд. «Речь»
«1000 забавных пальчиковых игр», О. Новиковская, изд. «Астрель»
«Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики», А. Диченскова, изд. «Феникс»

Подручные материалы для развития мелкой моторики

Для развития мелкой моторики подойдут любые материалы и предметы: бумага и ткань, шнуровка и пуговицы, крупа и макароны, природный материал, пластилин и соленое тесто, всевозможные баночки, бусины. Самое главное, насколько интересно вы преподнесете идею и обыграете ее. Предлагаем несколько идей.

1. Спагетти

* с их помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты;
* возьмите цветные макароны и предложите крохе рассортировать их по трем блюдцам или баночкам;
* из толстых коротких макарон разных фактур можно делать бусы и браслеты.

2. Крупа

* хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу –чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т.п.;
* осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин;
* вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное – например, от ведерка);
* в небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите малышу найти игрушки в крупе;
* предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.

3. Соленое тесто

Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.
* малышам помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т.д.)
* годовасик будет разминать тесто в ручках, отщипывать маленькие кусочки теста, перекладывать их из ручки в ручку, разминать и давить. Научите кроху делать блинчики и колбаски или спрячьте в тесто игрушку от киндер-сюрприза. Пусть он запустит в миску обе ручки и потыкает тесто пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности. 

интересное в сети