Находка для шпиона: ребенок-болтун

Не все дошкольники любят задавать вопросы: некоторые охотнее сами расскажут, для чего светит солнце, как внутрь круглой конфетки попадает начинка и зачем кошке нужен такой шершавый язык. Потом еще и о семейной жизни поговорят, и совет какой-нибудь дадут. На фоне других детей они выглядят более взрослыми и умными...

…Но стоит немного пообщаться с таким ребенком, как становится понятно, что никакими особыми знаниями он не обладает, а осведомлен точно так же, как и другие дети в его возрасте. Тем не менее «говорун» очень любит высказывать свои суждения, давать советы, убеждать, просто пересказывать истории. Конечно, проблемой подобное поведение обычно никто не считает. Ну разве что родители, которые просто устают от такого рода активности: «Мы же поговорить не можем дома так, чтобы ребенок не вмешался. Любую тему он будет комментировать, обсуждать, будет перебивать, чтобы рассказать что-то свое». И интуитивно часто реагируют на нее очень просто – не замечают: «Я нашла способ «общения» – не слушать, а кивать и вставлять «угу» время от времени. Но воспитателям в детском саду сочувствую. Нелегко им, наверное, с моим ребенком – он же слова никому не дает сказать». Переживать за воспитателей не стоит – у них свои методы работы. А вот родителям слушать ребенка надо обязательно. Хотя бы для того, чтобы понять причины такой повышенной речевой активности.

Болтать «как взрослый»

«Гостила подруга с сыном – ровесником моего Паши. Наблюдать за их общением было смешно. Антон только и успевал спросить «А что это?» – и Паша уже не замолкал. «Какой он у тебя умница, – сказала подруга. – А Антон у нас – «почемучка», постоянно пристает с вопросами». Паша, услышав, тут же подбежал к нам: «А я не почемучка, а потомучка. Я сам все знаю». Мне даже немного неловко стало за такую нескромность. Но, с другой стороны, хорошо ответил – как взрослый».

Анна, мама Павла (6 лет) и Маши (3 года)

Очень часто именно для старшего ребенка в семье такая модель поведения – много не спрашивать, но быть готовым ответить – становится нормой. Учителя младших классов всегда «вычисляют» детей, у которых есть младшие братья и сестры: старшие смелее отвечают на уроках, охотнее общаются с учителями и одноклассниками. Их проблемой бывает невнимательность и неумение сосредотачиваться, когда нужно слушать. Они постоянно стремятся держать под контролем происходящее, обращают внимание на других, вместо того чтобы заниматься только своим делом. Паша – тот самый «потомучка» – не очень любит рисовать. Зато, когда рисует вся группа, обязательно комментирует рисунки своих соседей, советует, какой взять карандаш, критикует или, наоборот, хвалит. Самое неприятное для него – требование воспитательницы соблюдать абсолютную тишину. Часто такое стремление контролировать окружающих сохраняется на всю жизнь. Человек чувствует свою ответственность даже за то, к чему не имеет прямого отношения. Кстати, такое возможно не только при появлении младших детей. Бывает, что с такой установкой воспитывается и единственный ребенок в семье. Просто родителям нравится, когда он ведет себя как взрослый, и они поддерживают и развивают такие качества, как рассудительность, осознанность поступков, интерес к взрослым темам, посвящают его в проблемные ситуации на работе, в личной жизни, даже меняются ролями («Какой ты молодец, можешь меня успокоить!»). Культивировать тему «ты взрослый» не стоит. Право вести себя как ребенок должно оставаться за ним соответственно возрасту.

Повышенная речевая активность чаще бывает у старших детей в семье. Ведь даже если разница в возрасте невелика, им приходится брать на себя роль взрослого и вести себя соответственно: «успокой сестру, придумай что-нибудь», «скажи ей, почему так делать нельзя, ты же уже большой», «ты старше, мог бы не задавать таких вопросов».
Болтать, чтобы успокоиться

«Ира только один раз спросила, что случилось с собакой, почему ее отвезли в больницу. Я, помню, сказала, чтобы пока не могу об этом говорить – сама была слишком расстроена. Потом думала, как рассказать все, чтобы дочка не слишком переживала, но увидела, что она вообще не вспоминает об этом. Ведет себя очень оживленно, постоянно придумывает какие-то небылицы, рассказывает о том, что было в садике. Как же я потом удивилась, когда воспитательница показала мне ее рисунок на тему «Животные»: больная, забинтованная собака с закрытыми глазами. Видимо, дочка все-таки переживает, только мне не говорит».

Полина, мама Иры (5 лет)

Слишком разговорчивыми бывают тревожные дети – это их способ успокаиваться, чувствовать уверенность. Собственно, часто и взрослые в состоянии тревожности ведут себя так же – много и на разные темы говорят, включают телевизор, обсуждают события. Но у взрослых мы видим эту связь, понимаем, с чем связана повышенная потребность в речи («хочу отвлечься, не думать о прошедшем или предстоящем событии»). Что касается ребенка, то понятным кажется другое поведение. Грустный, молчит, задает вопросы о том, что его беспокоит, – вот это означало бы тревогу. А если он говорит, не смолкая, на самые разные темы – то, наверное, все в порядке. Да, но… Вполне возможно, что ребенок уже вел себя так, как мы ожидаем? Он уже и молчал, и задавал тревожные вопросы. Просто его никто не успокоил и не поддержал.

Трудно сказать заранее, кто из детей в подобной ситуации будет молчать, уходить в себя, а кто, наоборот, слишком много говорить. Но по речи всегда можно понять, что ребенок испытывает тревогу. Он старается говорить без пауз, иногда так, что трудно заметить переход от одной темы к другой. Он смешивает реальность и вымысел, придумывает продолжения. Он старается не задавать вопросов, но в то же время хочет постоянно удерживать внимание взрослого («Да ведь, мам?»). Состояние при этом энергичное, даже возбужденное, поэтому родители часто призывают чадо просто помолчать, пойти заняться своими делами или стараются переключить на спокойную деятельность. На самом деле ребенок нуждается в том, чтобы его просто успокоили, внушили чувство, что «все будет хорошо» и дали понять, что взрослые сами обо всем позаботятся.

Говорливость может стать для ребенка способом скрыть свою неуверенность, подавленность или тревогу. Обсуждайте с ним тревожные или непонятные темы, уделяя при этом повышенное внимание его чувствам и представлениям!
Болтливость как признак гиперактивности

«Мы-то уже привыкли, что ребенок говорит беспрестанно. Ну, может, характер такой или наследственность (я, кстати, тоже люблю поболтать). Но когда Матвей пошел в первый класс, начались проблемы. «Он же у вас вообще молчать не умеет, – сказала учительница, – даже плохо себя чувствовать начинает». Она посоветовала занятия в театральной студии. Сейчас ситуация гораздо лучше. Нет усталости, головной боли после уроков, и настроение хорошее. И сын совершенно адекватно относится к необходимости молчать, вполне может сидеть спокойно целый урок».

Вероника, мама Матвея (7 лет)

Гиперактивные дети тоже много говорят, причем другие признаки гиперактивности могут быть и не так заметны. Например, ребенок, которому постоянно делают замечания, наказывают за плохое поведение, может научиться себя сдерживать и тогда направляет всю энергию на то, что остается доступным, – на речь. Взрослые, как правило, довольны, полагая, что с гиперактивностью справились. При этом сама по себе словоохотливость обычно не беспокоит.

Речь гиперактивного ребенка очень непоследовательна. Он перескакивает с одной темы на другую, легко отвлекается. Ему трудно слушать самому, поэтому, даже задав вопрос, он начинает перебивать или спорить. Его речь вообще часто похожа на спор: обычное событие он описывает на повышенных тонах, напористо, даже агрессивно. Сверстники могут побаиваться такого ребенка, даже если он не дерется – речь воспринимается слишком конфликтно. Если родители просят помолчать, ребенок, скорее всего, все равно будет говорить, хотя бы сам с собой. Например, будет смотреть в окно и вслух комментировать все, что там происходит. Родителям такого ребенка стоит прежде всего последить за своей собственной речью, ведь гиперактивность очень часто является проблемой всей семьи. Взрослые точно так же, на повышенных тонах, говорят, постоянно высказывают претензии, недовольства, комментируют все происходящее вокруг. Изменить стиль поведения им бывает трудно, но именно это – главное условие для снижения речевой гиперактивности у ребенка.

Как управлять гиперактивным ребенком
Обычно про гиперактивного малыша говорят, что он с «вечным двигателем» или что у него «шило в одном месте». Такой ребенок лезет повсюду, хватает все, что попадется под руку, задает вопросы и, не дожидаясь ответа, мчится дальше. Как же направить его бьющую через край энергию в нужное русло? Читать далее

Причины бессмысленной лжи у детей
Дети могут обманывать, когда боятся, что их будут ругать, или когда хотят что-то получить. Но есть еще один вид лжи – «просто так». Не то что родители, даже сам ребенок не может потом понять, зачем он сказал «нет», когда на самом деле хотел – «да». Читать далее

8 фраз, которые воспитывают из детей неудачников
Дети гораздо восприимчивее к обычным словам, чем мы, взрослые. И иногда одна неправильно сказанная фраза может зародить в душе ребенка не просто сомнения, огорчения или обиды. Из-за них ребенок может потерять веру всебя, а это - прямой путь вырасти неудачником. Каких же фраз стоит избегать в общении с нашим чадом? Читать далее

интересное в сети