Не спортом единым?

Когда ребенок увлечен спортом, родителям бывает нелегко: занятия требуют много сил, времени, да и обходятся иногда недешево. Но все-таки гораздо труднее приходится тем, чьи дети физкультуру не любят. Ведь в таком случае непонятно, что делать: увлекать, убеждать, заставлять или просто оставить в покое...

Спорт в самом широком смысле слова – это хорошо и полезно. Но сейчас мы воспринимаем физические упражнения не просто как мероприятия, способствующие развитию и здоровью. Физкультура стала неотъемлемой частью современного образа жизни. «Спортом увлекается» – о таком человеке мы всегда говорим с уважением, ведь подсознательно на любителя спорта мы распространяем и другие значимые качества. Занимается – значит не имеет вредных привычек, обладает силой воли, не тратит времени зря, проявляет жизненную активность, умеет организовать свое время. А фраза «Мой ребенок спортом увлекается» добавляет несколько очков еще и родителям. При этом не особенно важно, что именно за спорт имеется в виду – бассейн, спортзал, бальные танцы или просто футбол во дворе с друзьями. Все это говорит о правильном воспитании и интересе к ребенку. Поэтому взрослые готовы уделять занятиям спортом большое внимание и переживают, если чадо этому противится. И, конечно, они не могут просто махнуть рукой на проблему. Сказать «Спорт нам вообще не нужен» – все равно что признаться: «Мы за едой не следим что хочет, то и ест» или «Неважно, в какой садик ходить, лишь бы присматривали». Безответственно это звучит. Нет, в ситуации хочется разобраться (чем именно не хочет заниматься, почему), а потом, возможно, найти-таки подходящий вариант.  

По велению души

Выводы о спортивности ребенка часто делаются на основании его подвижности дома, на улице: «Он же на одном месте сидеть не может. Надо в секцию какую-нибудь водить, чтобы энергия направлялась в правильное русло и чтобы дома тише было». Но не все дети из тех, кто активен в родных стенах, охотно принимают предложение походить куда-то да еще и побегать там.   

«Максим – очень шустрый мальчик. На улице он может бегать часами, любит и велосипед, и спортивные площадки, а летом его из воды не вытащить. Поэтому и записали его в бассейн. Сходил три раза – сказал, что не нравится. Мы, конечно, настаивали. Но потом даже тренер стал говорить, что у ребенка нет настроя заниматься, что это для него мучительно, и посоветовал выбрать что-то другое. Выбрали легкую атлетику. Результат тот же самый – никакой активности, никакого желания. Но приходит домой – гирю дедушкину таскает». Татьяна, мама Максима (6 лет)

Любая физическая активность дарит радость от владения собственным телом. Но в спорте обязательно есть правила и условия. Например, работа в команде или наличие расписания. Хочешь – не хочешь, а надо ходить по вторникам и пятницам. Одни ребята быстро адаптируются, а для других это становится значительной преградой, лишая удовольствия и превращая приятное времяпрепровождение в тяжелый труд. Чаще всего это дети со слабым типом нервной системы, те, кто и в других занятиях предпочитает собственный график и свои условия. Они не любят конкуренции и вообще не любят делать что-то по сценарию преодоления, борьбы. Говорить им «Ты должен, иначе нельзя» значит уже вызвать у них протест, нежелание заниматься. Спортсекция против воли часто идет им даже во вред, поэтому даже не стоит пытаться настоять. Что можно сделать? Организовать спортивный уголок дома и очень ненавязчиво предлагать какие-то новые занятия в подходящих условиях. Конечно, спортсменами-профессионалами такие детки не становятся. В спорте они ценят свободу и, прислушиваясь к себе, выбирают что-то такое, что доставляет максимальное количество положительных эмоций. Наверное, именно такие неспортивные дети, став взрослыми, придумали особый вид физической активности – городскую ходьбу. Просто бежишь-идешь-бредешь по улицам несколько километров – что может быть проще? 

Античемпионы
«Шахматы – тоже спорт? – обрадованно закричала Юля. – Так отдайте меня туда!» Мы несколько дней обсуждали спортивные секции, и на любое предложение она реагировала недовольством. Мне это совершенно непонятно. Я за свое детство пять-шесть спортсекций сменила, и везде мне в общем-то нравилось. А вот муж сказал, что вполне ее понимает: «Бессмысленное времяпрепровождение. Лучше книгу хорошую почитать, рисунок нарисовать, зверушку из пластилина слепить, а не скакать сорок минут непонятно для чего». Шахматы он, кстати, одобрил. Сейчас Юля ходит в студию, а по вечерам они играют дома. Может, все дело в том, что мы поздно этим вопросом занялись? Младшего с года начну настоящим спортом увлекать». Эмма, мама Юлии (7 лет) и Виталия (6 месяцев)

Активность присуща всем, просто степень у нее разная. Есть люди, которым, что называется, трудно сидеть на одном месте. И есть те, кто на этом месте прекрасно себя чувствует. Последнее не означает низкого интереса к окружающему миру, просто способ получения информации иной. Малоподвижные дети часто много и увлеченно читают, охотнее сверстников общаются со взрослыми, у них лучше способности к обучению именно за счет усидчивости и познавательного интереса. Тем не менее родители таких малышей беспокоятся: ребенок на фоне сверстников выглядит медлительным и даже болезненным. Он сидит, прижавшись к маме, когда все резвятся на детской площадке, просится домой, а в детском саду и в школе становится объектом насмешек. Часто именно таких детей называют «ботаниками»: все ждут перемены, чтобы побегать, а он – чтобы почитать, не сходя со своего места. «Ты очень мало двигаешься, надо тебе чем-то заняться», – говорят взрослые. «Нет, я двигаюсь много, – пугается ребенок. – Я хожу из дома в школу, а потом обратно, еще и на третий этаж пешком поднимаюсь…» И этого ему вполне достаточно, а какие-то специальные нагрузки оказываются лишними – утомляют и раздражают отсутствием в них полезного, интересного. Когда же они происходят в группе, то просто пугают: сравнение всегда будет в пользу активных детей, которых обычно в коллективе большинство.

Когда привить искреннюю любовь к физкультуре не получается, можно практически доказать ее пользу и успокоить малыша позитивным отношением к ситуации («Ты не должен бегать лучше, чем Сережа. Кто-то быстро бегает, кто-то хорошо запоминает»). Если все-таки задача прибавить активности стоит на повестке дня, сделайте ее осмысленной или необходимой. Например, идите гулять в парк подальше от дома, а не на детскую площадку в двух шагах от подъезда, если знаете, что ребенок все равно будет сидеть там на скамейке и рисовать.

Кувырок к победе

Спорт делает нас более быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми, способными к борьбе, дружными и понимающими, что такое команда, умеющими сотрудничать, наконец, просто бодрыми и веселыми.  И, конечно, многие из нас именно этим руководствуются, планируя занятия в спортсекции или фитнес-клубе для себя и своих детей. Однако слишком большие ожидания результата становятся иногда препятствием для занятий. Мотивируя ребенка, родители слишком увлекаются рассказами о том, для чего это нужно и что в итоге получится («Ты не можешь за себя постоять, а будешь борьбой заниматься – сможешь дать сдачи обидчикам»). Конечно, такая перспектива ребенка радует, но если акцент делается постоянно, возникает тревога: вдруг не получится? не смогу? не стану сильнее? Разочаровать родителей становится страшно, и малыш отказывается от занятий спортом вообще.

«В детстве я была пухленькой девочкой, и родители почему-то это подчеркивали. Лет в пять мне купили обруч: я должна была крутить его по десять минут в день. Перед школой меня отдали в гимнастику. Тренеру так и сказали: «Рекордов не надо – хотим, чтобы похудела». Занятия мне нравились, и, кстати, тренер беспокойства родителей не разделяла, замечаний по поводу полноты не делала, наоборот, говорила, что я гибкая, что у меня многое получается. Но дома все равно третировали. «В гимнастику отдали, чтобы фигура нормальная была, а она только ноги накачала», – сказала как-то мама подруге. Больше спортом я не занималась – как отрезало. Уже во взрослом возрасте стала ходить на спортивные танцы. Дочка моя с трех лет занимается фигурным катанием. Я рада ее успехам, но никаких требований не предъявляю: спорт должен приносить радость». Вероника, мама Антонины (5 лет)

Даже если родители ориентированы на профессиональный спорт, стоит помнить, что чрезмерная мотивация может мешать. Говорите о достижениях, победах, демонстрируйте радость от достижений и огорчение от поражений, но делайте это умеренно. Когда же под спортом понимается физкультура для гармоничного развития, вообще не стоит зацикливаться на целях и результатах.

В коньках, со шпагой и лентами на коне
«Очень хочу, чтобы ребенок где-то регулярно занимался, но что-то не складывается. Ходил на футбол – постоянно падал и расшибал коленки, поэтому прекратили. Отдала на легкую атлетику – соседка сказала, что там тренер не очень хороший. Лыжи в принципе одобряю, но, боюсь, у него выносливости не хватит. Пока остановились на фехтовании, тем более что можно тренера на дом приглашать. Вообще, конечно, самая большая проблема состоит в том, что сам Павлуша никаких желаний не высказывает. Предлагаю – соглашается, нет – не спрашивает. У сестры сын – ровесник моего! – в хоккей чуть не с пеленок играет. С ним все понятно. А вот что нам делать?» Александра, мама Павла (6 лет)

Родители детей, которые отвергают спорт, часто сами не очень его любят. Понимают, что это нужно, важно, но не чувствуют внутренней потребности в занятиях. Их планы на детскую занятость всегда зависят от внешних впечатлений («Пловцы такие красивые») или от мнения окружающих («У всех ведь дети занимаются в какой-нибудь секции»). Описывая свой вклад в развитие чада, они обычно употребляют слово «водить» («Мы водим на баскетбол. А вы куда?»). Основное значение спорта в данном случае – то, что они, родители, уделили внимание, а значит, ребенок должен это ценить. Но детям ценить трудно, потому что родительское отношение к занятиям эмоционально и нестабильно (например, мама и папа могут забрать его из секции накануне выступлений, если тренер вдруг сделал замечание). Спорт для ребенка становится постоянным стрессом, которого он, конечно, подсознательно будет стремиться избегать. В такой ситуации взрослым нужно самим определиться, для чего нужен спорт, что в нем ценного для их семьи. Решить, что нравится, а что нет, поговорить спокойно, взвесив все плюсы и минусы. Если родители не просто радуются тому, что ребенок «при деле», а помогают и поддерживают, то спорт он точно полюбит.   

Пока ребенок мал, его впечатление от занятий в секции формируется в том числе через отношение родителей. Не понравился зал для занятий или слова (а то и одежда!) тренера – тут же увели домой. Именно взрослые часто ответственны за то, что их дети не любят спорт!
интересное в сети