Новая детская болезнь: гиподинамия

Многие родители наступившее межсезонье воспринимают едва ли не с облегчением: темнеет рано, холодно, ветрено и дождливо. В общем, долго на улице не пробудешь. Почему мы отвыкли гулять со своими детьми, чем это для них чревато, и как исправить ситуацию?

Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Если пещерные люди двигались на грани своих физических возможностей, то современные – почти не двигаются вовсе. Мы охотно пользуемся лифтами и эскалаторами, личным авто и городским транспортом. Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Увы, подобный нездоровый образ жизни мы прививаем нашим детям.

Как мы мешаем детям двигаться

Конечно, есть малыши, предрасположенные к гиподинамии. Она может быть вызвана:

  • наследственностью;
  • родовыми травмами;
  • внутриутробным кислородным голоданием (гипоксией).

И все-таки чаще всего способствуют тому, что ребенок мало двигается, именно родители. Каким образом?

*Ставя свои желания выше естественных потребностей крохи.
Вечно спешащие мамы возят детей в коляске чуть ли не до пяти лет и то и дело сужают границы двигательной активности: «Не ходи в грязь – замараешься! Не лезь в лужу – ноги промочишь! Не вздумай забираться на горку – свалишься!» Родители отвозят детей в садик и школу на машине (все равно по пути) и не дают малышам ходить по лестницам, даже если в доме нет лифта – взять на руки и поднять на нужный этаж проще и быстрее, чем терпеливо ждать, пока кроха сам преодолеет это расстояние.

* Стремясь успокоить
Если ребенок гиперактивный (а значит, даже мультиками, не говоря уже о других «сидячих» занятиях, его надолго не увлечь), родители грешат на возбудимость и спешат угомонить чадо любыми средствами. Иногда вместо обеспечения рациональных физических нагрузок дело доходит до самоназначения успокоительных препаратов.

* Перекармливая
Очень часто родители под чутким руководством бабушек и дедушек стремятся с рождения в прямом смысле откормить малыша. Ситуация «сегодня не погулял» для семьи не проблема, тогда как «плохо поел» – трагедия большого масштаба. В результате мамы умиляются пухлым вялым младенцам, у которых все силы уходят на переваривание пищевых излишков, а не на так необходимую им для развития двигательную активность.

* Открывая доступ к ТВ и гаджетам
Многообразие и доступность самых разных электронных игрушек приводят к тому, что дети уже и сами не хотят двигаться, гулять. Подумать только, четырехлетние малыши начинают предпочитать мультики и электронные игры прогулкам со сверстниками! И самое печальное в этой истории, что родители идут на поводу этих желаний. Ведь, на самом деле, зачем идти на улицу морозить нос? Лучше посидеть дома, заняться собой и никогда не заканчивающимися домашними делами, тем более, когда ребенок занят гаджетом и не мешает.

А я иду, шагаю…

Для измерения двигательной активности есть специальные единицы – условные шаги. У взрослых ежедневная норма движения составляет 10 000 шагов в день, у младших дошкольников – 9000–13 000 шагов в день. То есть дети по определению должны двигаться больше, чем взрослые! А интенсивность двигательной активности измеряется средним количеством движений в минуту (у детей 3–4 лет их должно быть 44–50, а у детей 5–6 лет – 54–60). Конечно, невозможно каждый день считать количество сделанных шагов и каждую минуту – количество смен движения. Но подольше гулять на свежем воздухе, не ограничивать ребенка в активности, давать ему больше двигательной самостоятельности (просто подстраховывая, а не поддерживая) – все это вам вполне по силам!

Движение – жизнь!

С обывательской точки зрения гиподинамия просто недостаток движения: «Подумаешь, не погулял, а посидел полчаса перед телевизором!» Медики же бьют тревогу: гиподинамия ведет к нарушению различных функций организма из-за ограничения двигательной активности ребенка и снижения силы сокращения мышц.

У здорового ребенка смена движений в норме составляет 550–1000 раз в день. Именно благодаря этому происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому маленькие детки так долго не устают.

Нехватка движений и низкая их интенсивность:

  • негативно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата;
  • создает проблемы для нормальной работы сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях она может проявляться в негативных реакциях сердца на физическую нагрузку (например, в будущем во время школьных занятий физкультурой);
  • ограничивает совершенствование возможностей дыхательной системы и уменьшает жизненную емкость легких (т.е. количество воздуха, которые ребенок может вдохнуть и выдохнуть);
  • замедляет моторное развитие, а также развитие физической и умственной работоспособности (появляются проблемы с координацией движений, более отчетливо проявляются признаки утомления и переутомления, снижается внимание, увеличивается время мышления, ухудшается память).

Кроме того, нехватка движений в жизни маленьких детей является одной из причин появления лишнего веса, провоцирует снижение и так недостаточно развитой иммунной активности организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.

В плане нормального психического развития гиподинамия чревата проблемами в психоэмоциональном и даже в психосексуальном развитии. Ведь детки, которые коммуницируют в основном при помощи гаджетов, не только не развивают навыков общения, но и лишаются тактильного взаимодействия. А в детском возрасте это очень важно, особенно ввиду хронической занятости родителей!

Завести вечный двигатель

Сверхвложений приучение ребенка к активному движению от родителей не потребует, а вот определенные усилия нужно будет приложить. Разумно подбирайте площадки для игр на улице: возможно, из песочницы во дворе вашего дома малыш уже давно вырос? Обновляйте игрушки, которые будут способствовать физическому развитию – например, вовремя заменяйте совочки и формочки на сачок для бабочек и мяч, а четырехколесный велосипед – на двухколесный. Подумайте над вариантами оборудования квартиры спортивными снарядами: если шведская стенка с удобством разместится не в каждой детской комнате, то для турника и фитбола место там должно найтись всегда. И, конечно, изыскивайте возможности как можно больше гулять со своим чадом. Не стоит полагаться на детский сад: в лучшем случае прогулками там восполняется половинная норма необходимого объема движений.

Малоподвижные дети часто вялые и пассивные, быстро устают. В противовес активным детям, умеющим везде найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают занятия, не требующие большого пространства и движений. Таких малышей нужно тормошить – вызывать у них интерес к подвижным видам деятельности.

Оптимальный двигательный режим дошколенка должен состоять из:

  • утренней гимнастики (5–7-минутный комплекс, включающий элементарные упражнения вроде наклонов и приседаний);
  • организованных занятий физическими упражнениями и играми на свежем воздухе в детских садах;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • посещений бассейна (плавание эффективно влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка, а вода способствует снижению гипертонуса и опосредованно стимулирует обмен веществ);
  • прогулок (хотя бы получасовых) перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни в кругу семьи.

Помните, что двигательная активность дает наилучший эффект лишь тогда, когда занятия физическими упражнениями и играми грамотно дозируются по времени и интенсивности, а также учитывают возрастные и индивидуальные особенности детского организма. Для 3–5-летнего малыша оптимально играть на свежем воздухе два раза в день по два часа.

Консультант: Александр Морин, ортопед-травматолог, кинезиолог Детского Медицинского Центра «Здоровье человека» в Отрадном

АЛЕНА КАЗАНЦЕВА, практический психолог:

Действительно, современные дети меньше гуляют, меньше двигаются, чем, например, ребята советской эпохи. И на то есть несколько причин.

* Безопасность. Современные дети в вопросах времяпрепровождения на улице очень зависимы от свободного времени родителей. В 2000-х гг. невозможно представить себе такую картину: дети до темноты бегают во дворе, а мамы из форточки зовут их ужинать. Сегодня дети не могут гулять без родителей (это просто-напросто опасно), а последние все больше обременены работой, так как эпоха нормированного трудового дня тоже давно позади.

* Отсутствие активных игр на улице обусловлено еще и тем, что такие игры передаются от «взрослого поколения» детей младшему. Сейчас эта преемственность нарушилась. Старшие дети заняты множеством недетских дел: учебой в школе, когда в день по восемь уроков, кучей секций и репетиторов («чтобы не связались с наркоманами и в институт поступили»). Им некогда возиться с малышней, даже если эту малышню все-таки вывели погулять.

* Компьютерные игры, телевизор, интернет – еще одна причина малоподвижности детей. Электроника вытеснила активные игры и живое общение. Теперь ребенку не нужно бежать в соседний подъезд к другу Кольке, чтобы построить с ним из стульев космический корабль. Можно всего-навсего отправить ему эсэмэску и пригласить в сетевую игру, где уже кто-то придумал космический корабль, а заодно и космических пиратов. Все приключения происходят на экране, а ребенку остается лишь шевелить мышкой.

Современные родители направляют свои усилия лишь на умственное развитие детей. Это хорошо и правильно. Но нельзя забывать, что главная деятельность дошкольника – это игра, а не изучение английского! Иначе через несколько лет мы получим поколение очень умных, но физически слабых и эмоционально незрелых людей, которые буду иметь успех в карьере, но проблемы – в достижении личного счастья. Вспомните об этом, когда после трудового дня вам захочется поваляться на диване. Преодолевайте собственную лень и выходите с ребенком на улицу. Кстати, западные психологи провели исследование и выяснили, что родителям с детьми достаточно играть всего один час в день! Но эти игры должны быть по детским правилам, а родителям необходимо эмоционально включаться в забавы, забывать, что они взрослые и серьезные и «оторваться» по полной – баловаться, шалить и беситься.

интересное в сети