О чем говорят детские рисунки?

Человечек, нарисованный на бумаге, хоть и не говорит, а расскажет многое. Эта статья поможет разобраться, что же происходит в душе юного художника на самом деле.
Техника безопасности


Анализ детского рисунка попадает в разряд проективных методов психодиагностики. Ни один из них не может считаться единственным источником информации о человеке. Каждый дает возможность лишь строить догадки. И чем младше ребенок, тем меньше шансов на успех у всей затеи. Ведь малыши в силу возраста могут рисовать плохо, и тогда «шедевр» слишком легко расшифровать неправильно из-за погрешностей в технике исполнения.

Еще один важный момент: все предположения нуждаются в доказательствах. Собрать их вы можете попробовать сами. Если какая-то деталь говорит о повышенной тревожности, постарайтесь проанализировать поведение малыша за последнее время, например. Если вы не можете комплексно оценить ситуацию, но рисунок сильно вас тревожит, разумнее обратиться за помощью к специалисту. Эксперт сопоставит ваш «диагноз» с рассказом самого ребенка, расспросит вас о ключевых моментах в его развитии и об ­отношени­ях ­в ­семье, а еще добавит к этому свое личное общее впечатление о малыше. Тем и отличается любительский подход от профессионального: детский психолог сможет проанализировать проблему со всех сторон, рисунок будет для него лишь подспорьем.

Всегда есть вероятность, что отдельно взятый рисунок получился таким случайно.
Правила игры


Мы предлагаем вам самый простой, но в то же время довольно информативный проективный тест, который вы можете провести дома сами. Только имейте в виду, что детям младше 6 лет его обычно даже не предлагают. Суть проста: ребенок изображает человечка, а потом отвечает на ваши вопросы. Главное – соблюдать несколько важных правил и учитывать ключевые моменты. Если их проигнорировать, сделать даже предварительный вывод не получится – только испугаетесь.

  • Если будете скрывать от ребенка, что хотите его протестировать, доверия в ваших отношениях, скорее всего, не прибавится, а вот тревога появится. Тогда тест может принести вред. К тому же малыш почувствует, что его проверяют, и ему будет некомфортно. Име­йте в виду что, испытывая беспокойство или смущение, ребенок может саботировать вашу просьбу. А еще он может начать шутить или фантазировать, и тогда делать выводы будет просто бессмысленно. Говорите прямо: «Это специальное задание, которое поможет мне лучше тебя узнать».
  • Если малыш просит: «Мама, а можно я не буду?», не настаивайте. Вернитесь к просьбе в другой день.
  • Когда вы предлагаете ребенку нарисовать человека, лист перед ним важно расположить вертикально.
  • Если он просит уточнить, как именно нужно нарисовать человечка, ваша задача – помочь ему отнестись к заданию легко: «Делай, как ты сам хочешь».
  • Когда ребенок начнет рисовать, не стойте у него над душой и не следите, нарисует он папе второй глаз или нет. Если хотите наблюдать, делайте это незаметно.
  • Прежде чем приступать к оценке «технических моментов», важно удостовериться, был ли малыш искренним в своем желании выполнить задание так, как вы его попросили, или он специально придумал какого-то старичка, которому «сто лет», чтобы удивить вас.
ключевые факторы
Современные психологи учитывают не только данные одной конкретной методики, но и принимают в расчет более широкий контекст развития ребенка в целом и обстановку в семье. Это значит, что при анализе рисунка важно проанализировать несколько факторов: умеет ли малыш рисовать, насколько хорошо владеет карандашом, случайно тревожная деталь появилась на картинке или есть основания полагать, что она действительно говорит об эмоциональном состоянии «художника».
Устный экзамен


Человечек на рисунке – проекция самого ребенка, то есть, по сути, это он сам, его видение себя, своего характера и отношений с окружающими. Однако если малышу меньше 6 лет, он в принципе мало про себя знает и понимает. Тогда будьте готовы к очень общим ответам. Но все же какую-то полезную информацию вы почерпнете наверняка. Отвечая на следующие вопросы, ребенок будет рассказывать вам про себя. Слушайте внимательно!

  1. Кто это? Мальчик или девочка, мужчина или женщина?
  2. Как его зовут? Есть ли у него имя?
  3. Сколько ему или ей лет?
  4. Что он сейчас чувствует?
  5. Какое у него сейчас настроение? Почему он радуется? Из-за чего расстроился?
  6. Какой он по характеру?
  7. Чем он занимается?
  8. Есть ли у него друзья? А враги? Почему враги появились?
  9. С кем он живет?
  10.  Как ты думаешь, если бы вы встретились на самом деле, подружились бы вы с ним или нет?
  11.  Может быть, ты что-то еще мне расскажешь, о чем я не спросила?
Чтобы у вас были основания отнестись к результатам теста серьезно, обратите внимание, насколько ребенок включен в процесс, интересно ему или нет, старается он или пытается поскорее закончить рисунок, лишь бы вы от него отстали.
Важные детали


Теперь можно оценить сам рисунок. Если взять в руки учебник для психологов и попытаться интерпретировать каждую деталь в отдельности, у вас получится одна картина. А когда вы учтете ответы ребенка на вопросы к тесту, его общий настрой и ваше собственное впечатление от рисунка, результат получится другой. Второй вариант будет ближе к реальности. Особое внимание обращайте на следующие моменты:

Темные цвета. Учитывайте возрастные особенности. До 5–7 лет многие дети рисуют схематично, а для этих целей темные карандаши подходят оптимально: они создают яркий контраст на бумаге. Так что пристрастие к черному цвету вполне может быть возрастной особенностью зрительного восприятия. Лучше ориентироваться на то, какие чувства картина пробуждает лично у вас. С детьми постарше проще: они умеют выстраивать сложную композицию и закрашивать фон. Если небо мрачное, одежда темная, лицо у человечка грустное, тогда и вероятность того, что ребенок подавлен, возрастает.

Штриховка. Неровная, нервная штриховка может свидетельствовать о том, что у ребенка еще плохо развита мелкая моторика. В силу возраста прежде всего. Но если вы понимаете, ­что ­малыш старался выполнить задание хорошо и он правда умеет лучше, то это повод заподозрить повышенный уровень тревожности. Тогда постарайтесь вспомнить, проявлялось ли беспокойство ­как-то еще?

Нажим на карандаш.

Сильный нажим может говорить о высоком психомоторном тонусе, то есть о том, что ребенок эмоционально напряжен. Особенно если весь рисунок выполнен в такой технике, а деталей и четких линий очень много и они четко прочерчены. Слабый нажим может намекать на упадок сил, если обычно малыш так не рисует.

Размер человечка. Если человечек получился очень маленьким или ребенок изобразил его в углу листа, это может быть связано с низкой самооценкой.

Поза и выражение лица. Если герой улыбается, руки протянуты вперед, пальцы и ладони раскрыты, скорее всего, так проявляется склонность к экстраверсии и желание ребенка общаться. Крупная, заметная фигура, широкие плечи, широко расставленные ноги свидетельствуют о том же. Если человечек получился худым, вытянутым в струнку, угловатым, рук у него нет или они практически незаметны, пальцы или кисти спрятаны или плотно прижаты к туловищу, можно подумать о склонности к интроверсии. Но, опять же, важно разобраться: речь идет о черте характера или о нежелании общаться в данный момент?

Если у вас есть сомнения, предложите ребенку повторить тест с человечком через 3 месяца.

Не хватает важных частей. До 7 лет многие дети рисуют очень упрощенно, не соблюдают пропорции, упускают важные детали: могут изобразить человечка без ушей, носа, шеи, пальцев, стоп. Не паникуйте! Все это – вариант нормы.

Мелкие детали. Если ребенок старательно прорисовывает мелкие детали (пуговицы, бантики, рюшечки, маленькие украшения, нашивки на одежде и особенно прическу), это может говорить о демонстративном стремлении выделиться и привлечь к себе внимание.

Агрессивный фон. Если у человечка сильные руки, объемные мышцы, оскалены зубы, на картинке изображено оружие, вероятно, ребенку не всегда легко проявлять гибкость и управлять своими эмоциями.

интересное в сети
‡агрузка...