Обеденный этикет: учим малыша кушать аккуратно

Оказывается, из пюре на стенах получаются шедевры сюрреализма, а из компота на полу – розовые реки, моря и иногда океаны. Только маму это почему-то не радует.

Вообще-то маму понять можно. Она хочет, чтобы ее полуторагодовалый карапуз вставал из-за стола без маски из перетертых овощей и парика из спагетти. Но будем реалистами: из-за стола дети выходят идеально чистыми не раньше 6–7 лет, хотя и здесь многое будет зависеть от вашей жизненной философии и приложенных стараний.

Развивающее занятие

Развитию способствует освоение любых новых навыков. Но умение есть и пить самостоятельно приносит особую пользу. Ведь, сидя за столом, малыш не только тренирует вкусовые рецепторы. Примерно с 6 месяцев начинается период расставания c грудью или с бутылочкой. Это важная веха на пути сепарации от мамы и всегда усиление автономии и самостоятельности. Пусть яблоко для тебя должен кто-то добыть, зато удержать его в руке и донести до рта уже можно без посторонней помощи. С этой точки зрения учиться обслуживать себя самостоятельно ребенок должен начинать как можно раньше.

С полугода меняется и статус малыша: как только он садится на стульчик для кормления и получает возможность есть вместе со всеми, он превращается в полноправного участника семейной трапезы. Теперь он готов и пробовать общие блюда, и вести приятные беседы. Только вот хорошие манеры даются ему не сразу. Но больше всего раздражают неопрятность и обязанность как минимум пять раз в день отмывать полкухни и незадачливого едока в придачу. Отсюда берется и острое желание кормить его с ложечки вплоть до школы.

Если вы поддаетесь такому соблазну и резко пресекаете любые увлекательные эксперименты с едой, наверняка ваша конечная цель вполне благородна: быстрее
научить малыша культурно вкушать пищу, чтобы не краснеть за него в гостях или в ресторане. Но маленький ребенок находится на другом уровне психомоторного развития, выполнить ваш норматив по опрятности и благоразумности он просто не в состоянии.

Относитесь к грязной одежде проще. Представьте весы и подумайте, что важнее: постепенное, свое­временное и гармоничное развитие или перепачканная футболка. Тем более что большую часть самых неприятных вопросов снимает стиральная машина. А старая добрая клеенка, затрапезное платье и классический слюнявчик помогают расслабиться окончательно.

шутки в сторону
Если ребенок ведет себя некрасиво, после вашего предупреждения должна появиться красная карточка, а нарушитель должен быть удален из-за стола. Важно держать свое слово. Если за угрозой никаких действий с вашей стороны не следует, она воспринимается как игра.
Запретные игры

Правда, какие-то моменты регулировать придется. Взять хотя бы игры с едой. Вопрос, можно ли позволять малышу лепить из хлеба паровозик, мучает многих родителей. Маленькие дети познают мир через тактильные действия. Им все нужно потрогать, облизать, уронить, а чем-нибудь твердым хорошо бы и стукнуть об стол. Наша задача – такую возможность им обеспечить. Это значит, что совершенно спокойно до 1,5–2 лет можно разрешать ребенку играть с едой. Как он хочет.

К 2 годам эту лавочку следует прикрыть. Теперь предлагайте малышу другие игры с едой, более интеллектуальные. Например, просите его нарезать овощи и фрукты разных цветов на маленькие кусочки сервировочным или пластиковым ножом. С ними можно потом придумывать разные задания. Прежде чем собрать салат, кусочки разрешается сортировать по цвету или пробовать их с закрытыми глазами. Еще можно выкладывать из кусочков узоры, пейзажи, мордочки животных. Кстати, такие игры помогают детям подружиться с теми овощами, которые они раньше недолюбливали.

Чем меньше ругани и бесконечных замечаний, тем быстрее осваивается любой навык. Это универсальный закон. Процесс обучения должен приносить радость и ребенку, и маме. 

Если ребенок начал бросаться едой, игру нужно прекратить. Чтобы этого не случилось, в следующий раз постарайтесь разграничить прием пищи и время для игр. Если малыш не голоден, скорее всего, баловства за столом не избежать. Но достаточно выполнять простые правила: соблюдать режим и не перекусывать, особенно неправильными продуктами, которые помимо прочего перебивают аппетит и извращают пищевые привычки, прекращать трапезу вовремя.  Как только малыш начинает шалить (опрокидывает тарелку, бросает в вас еду), нужно его остановить: «Сейчас мы кушаем, потом поиграем».

За здоровье!

Первым навыком самообслуживания может стать умение пить самостоятельно. Если мама разрешит. Дать малышу поильник и чашку можно с 6 месяцев. В этом возрасте он сможет крепко удерживать их в руках, но, скорее всего, не сразу догадается об их предназначении.

Никакого насилия. Покажите, как пьете вы, чтобы малыш мог вас копировать. Поиграйте с плюшевыми зверями в пустыню и оазис. И запаситесь терпением. Хотя большинству детей этот новый и необычный процесс очень нравится, особенно если налить в поильник не воду, а компот или кисель.

Если первые попытки не удались, отложите их на время. Попробуйте снова через пару недель или через месяц, предварительно спрятав кружку из поля зрения на весь срок моратория. Главное – успеть до 2 лет. К этому возрасту навык пить самостоятельно должен быть сформирован. Причем не важно, с помощью поильника или чашки: этот вопрос мама решает на свое усмотрение. Многие дети с интересом осваивают взрослую кружку, а других тянет к более надежным непроливайкам. Смотрите, что интригует малыша сильнее. При желании оба аксессуара вполне можно сочетать или чередовать. 

Пользоваться ножом, пластиковым или неострым сервировочным, можно с 2 лет, но в совершенстве орудовать этим прибором дети учатся не раньше 6 лет.  Как и вилкой. 
Ложки в руки 

Примерно к году большинство детей уже могут напитать себя самостоятельно. Правда, пока на примитивный манер – с помощью пальцев. Если хотите развить ребенка всесторонне, разрешите ему это «безобразие». И продолжайте присматриваться. В это же время у малышей обычно просыпается интерес к ложке. Не упустите момент, постепенно начинайте обучение. Только будьте готовы к тому, что первое время ложка будет для него игрушкой и вы часто будете наслаждаться импровизациями вдохновенного барабанщика.

Со временем малыш начнет учиться координировать свои движения, а пока промахи и ошибки естественны. Так что испачканная мордашка – в порядке вещей. Навык пользоваться ложкой полностью сформируется примерно к 20–24 месяцам, поэтому будьте снисходительны. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность, что процесс затянется.

Когда придет пора упражняться по-взрослому, в целях безопасности вручите малышу пластиковую ложку, а для удобства купите тарелку на присосках. Позаботьтесь о том, чтобы первые порции были достаточно густыми. Управиться с супом будет крайне сложно, а кашку или творожок приручить проще. Тем более их гораздо удобнее «перевозить» в ротик (и приятнее соскребать со стола). Только не забудьте показать малышу пример. Чтобы обучение проходило в форме игры, чаще просите его кормить вас с ложки.

Кормить ребенка желательно по расписанию, без перекусов. Тогда не понадобятся игры из разряда «ложку за маму», «паровозик едет в ротик». Прием пищи и время для игры важно разделять.
Хороший тон

Культура поведения за столом начинает формироваться в семье. Лучший период для освоения хороших манер – полтора года. Но делать что-то специально почти бессмысленно. Дети все равно будут брать пример с вас. Если дома не принято пользоваться салфетками, будет странно ждать, что в ресторане ребенок вдруг про них вспомнит. То же самое касается сервировочного ножа, отдельной тарелки под хлеб, потребности мыть руки перед едой и так далее.

Хотите закрепить правила, которые у вас исполняются ежедневно? Лучше всего проигрывайте их параллельно еще и на игрушках. С девочками проще: можно купить пластиковый сервиз для куклы и тренироваться на нем. Хотя мальчикам нравится накрывать на стол ничуть не меньше. А в целом с детьми любого пола полезно периодически играть в «леди и джентльменов», например устраивая пир в честь избранного тайным голосованием «короля» или «королевы». Отрабатывать хорошие манеры так легче всего.

Конечно, без замечаний не обойтись. Ребенок нуждается в чутком руководстве. Старайтесь реже давать советы с отрицательной частицей «не». Запреты могут быть, но их не должно быть много. Переберите в уме ваши коронные реплики и перефразируйте их. Например, вместо «Не разваливайся на стуле» попробуйте позитивную установку «Сядь красиво с ровной спинкой», вместо «Не чавкай» скажите: «Жуй с закрытым ртом».

интересное в сети
‡агрузка...