Ошибаться - это нормально!

Мы отчитываем детей за ошибки по многовековой инерции. Но если каждый из нас постарается вспомнить, какие чувства мы испытывали при этом сами, то мы придем к логичному выводу - нашу реакцию на детские промахи давно пора менять!

Как у всех 

Мне 11. Урок географии. Учительница вызывает к доске и просит показать, где Азия. Пропустив предыдущий урок,  я лишь приблизительно знала ответ на этот вопрос. Робко показала свою догадку на карте. Учительница рассердилась, подошла ко мне, выхватила указку и сказала: «Садись, два!». Ставя оценку в дневник, она ворчала: «Как можно этого не знать! Ну как же можно этого не знать!»

Надо ли говорить, что отвечать на географии мне было страшно еще долго. Страх ошибиться перебрался со мной и во взрослую жизнь. Порой было страшно задавать вопросы из-за опасения, что его сочтут глупым. Хотя когда я все-таки решалась, почти всегда слышала: «Спасибо за хороший вопрос!». Постепенно это чувство страха ошибиться прошло.

Сейчас я сама учитель. Мои ученики – дошколята и младшие школьники. На уроках я создаю детям комфортную атмосферу, чтобы им ничего не мешало учиться и думать. Участвовать в процессе, пробовать, ошибаться, учиться на своих и чужих ошибках и пробовать снова. Я хорошо понимаю, как страх ошибки блокирует мозг, лишая способности сосредоточиться. 

каждый раз повторяю детям, что ошибаться – это нормально, что не нужно ни в коем случае смеяться над товарищем, если он допустил ошибку!
Наглядный пример 

В октябре прошлого учебного года я провела для родителей открытый урок в группе шестилеток, которые на тот момент изучали английский всего 2 месяца. Детей к уроку специально не готовила, просто хотела показать нашу обычную работу, какие дети молодцы, как здорово осваивают новые темы. И знаете, что делали родители на открытом уроке? Сидели позади детей и делали им замечания, когда те, не дай Бог, ошибались. Естественно, после трех таких замечаний дети уже перестали думать о новом материале и начали переживать, что если скажут не так, мама снова грозно посмотрит и скажет: «Ну почему ты не думаешь, когда говоришь?». Родителей понять можно, они делают это из лучших побуждений. Возможно, они просто забыли, как сильно можно начать бояться ошибиться. И что ошибки – это нормально и важно в процессе обучения.

Часто люди считают, что если мы совершаем ошибку, то, значит, у нас проблема. А если посмотреть с другой стороны и извлечь правильный вывод, то станет понятно, что ошибка - не провал, а урок, открытие! И концентрируясь на неудаче, мы собственноручно лишаем себя лучшего пути к успеху – пути через собственные ошибки.

«Жизнь, в которой сделали много ошибок не только более благородна, но и более полезна, чем жизнь, в которой не сделали ничего.» Джордж Бернард Шоу.
 
7 доводов, которые учат спокойно относиться к ошибкам

Ошибки помогают лучше понять себя.

С каждой последующей ошибкой мы все больше и больше познаем себя: кто мы, какие у нас внутренние ограничения, какие способности, что мы можем, а что нет. Ошибки помогают нам стать гуманнее и терпимее по отношению к себе и другим.

Ошибки преподносят ценные уроки.

Как многому мы можем научиться на своих ошибках!  Важно расценивать их как уроки, а не как промахи. Тогда будет не страшно их совершать. «Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно», -  Генри Форд.

Ошибки учат прощать.

Снисходительность – вот одна из главных вещей, которой учат ошибки. С каждой совершенной ошибкой мы понимаем, как важно прощать и не осуждать себя и окружающих; понимаем, что мы не совершенны, и что, скорее всего, совершенных людей не бывает. Существует лишь намерение сделать все, что в наших силах, чтобы стремиться к совершенству.

Ошибки помогают избавится от чувства страха.

«Никогда не ошибается только тот, кто ничего не делает». Эту фразу Рузвельта, мне кажется, нужно повесить в школьных классах рядом с таблицей умножения.  Нужно совершать ошибки, извлекать уроки, отпускать страхи и позволить новому опыту войти в нашу жизнь

Ошибки учат жить без сожалений.

Я убеждена, что лучше сожалеть о сделанном, чем о не сделанном. В жизни я упустила 2 большие возможности – страх победил. Сожалею ли я, что не попробовала? Конечно! Но те 2 упущенные возможности помогли осознать, что больше сожалеть о не сделанном я не хочу. Я делаю, совершаю ошибки, но по крайней мере я больше не мучаюсь вопросом: «А вот что было бы, если...?» 

Ошибки помогают расти и развиваться.

В 2013 году я начала первый самостоятельный проект. Следом за ним второй. Оба, увы, завершены. Не получилось. После я боялась начинать новое: а вдруг опять не выйдет? Но потом я поняла, что не выйдет точно только в том случае, если я не попробую. Я собралась, вспомнила ошибки и отправилась в новое плаванье – в настоящий момент я развиваю билингвальный центр для детей, работу над которым начала год назад. Ошибаюсь ли я? Конечно!  Но больше я не сдаюсь! Извлекаю уроки из ошибок, развиваюсь и иду вперед. Теперь только вперед!

Учимся жить!
Альфред Адлер, австрийский психолог и мыслитель, однажды сказал пациенту: "Что вы делаете сперва, когда учитесь плавать? Вы делаете ошибки, не правда ли? А что случается потом? Потом вы снова делаете ошибки, только уже другие. И вот когда вы сделали все ошибки, которые только возможно сделать, не утонув (а некоторые из них много раз подряд), то что вы обнаруживаете? Что умеете плавать? Прекрасно! Жизнь – это то же самое, что обучение плаванию! Не бойтесь делать ошибки, потому что нет другого пути научиться жить".

Ошибки учат быть счастливыми.

Если мы на пути к мечте, то каждая ошибка будет приближать к ней. Главное, учится и не сдаваться! Вспомните Томаса Эдисона: для изобретения лампы накаливания ему потребовалось поставить более 11 тысяч опытов. И вот что он сказал об этом: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают. Осталось найти верный». Не бойтесь ошибаться сами, научите не бояться ошибаться и своих детей.  Ошибки – наши лучшие помощники на пути к успеху.

интересное в сети