«Не бойтесь приврать»: 5 секретов воспитания от родителей выпускников Гарварда
Фото
Legion Media

Немного от учителя, немного от психолога, немного от жандарма — иногда родителям приходится осваивать сразу несколько ролей. Авторы книги «Формула. Стратегия воспитания успешных людей, основанная на исследовании выпускников Гарварда и других ведущих университетов» Рональд Фергюсон и Татша Робертсон выяснили: на самом деле мамам и папам нужно освоить ни много ни мало восемь ролей. Такие выводы они сделали, 15 лет опрашивая известных бизнесменов, политиков, музыкантов, спортсменов и их родителей о секретах воспитания.

«Не бойтесь приврать»: 5 секретов воспитания от родителей выпускников Гарварда
Фото
Пресс-служба издательства «Бомбора»

Выяснилось, что богатство семьи, ее связи, место жительства или язык не имеют большого значения. Влияние оказывают другие вещи, которые складываются в «формулу» из 8 ролей. Отцов и матерей авторы книги назвали «родители-мастера» — это звание они заслужили потому, что мастерски справились с задачей полностью раскрыть потенциал своих детей.

«В большинстве случаев сами родители учились далеко не в лучших учебных заведениях. Некоторые даже не окончили школу. Но все они обладали уникальной, почти гениальной способностью действовать так, чтобы воспитать умных, амбициозных и целеустремленных детей».

Ниже мы поговорим о некоторых принципах воспитания успешных детей.

Лиза Сон: «Не бойтесь приврать»

Лиза Сон — профессор психологии, эксперт по когнитивной психологии и памяти. Она изучает стратегии, улучшающие обучение. В воспитании собственных детей она пытается применять профессиональные знания. И вот ее секрет: не бойтесь врать детям. 

Стратегическая ложь приводит к тому, что дети начинают задавать больше вопросов, учатся искать ответы самостоятельно и в конечном счете становятся умнее и сообразительнее. Кроме того, если вместо ответа на детский вопрос вы дадите свое мнение — пусть гротескное или неправдоподобное — ребенок поймет, что взгляды могут быть разными.

Паулина Эйнштейн: «Сделайте из учебы приключение»

Альберт Эйнштейн был нерадивым учеником и имел проблемы с успеваемостью. Но мало кто знает, какую роль в этом сыграла его мать.

Паулина Эйнштейн организовала для детей настолько увлекательный учебный процесс дома, что в школе они просто скучали и считали уроки глупостью. Альберт и сестра могли строить четырнадцатиэтажные карточные домики, играть с конструктором, слушать музыку и читать все, что им заблагорассудится. Часто мальчик уединялся в беседке с книжкой уравнений или томиком Канта. Благодаря этому дети росли любопытными, дисциплинированными и самостоятельными.

Сангу Делле: «Разговаривайте с детьми»

Сангу Делле — предприниматель и филантроп. Когда ему было пять лет, они с отцом любили вести философские дискуссии. Разговоры были не долгими и почти не отнимали времени, потому что происходили между делом: пока один из них мылся в ванне, другой тер ему спину — и они разговаривали на сложные темы.

Малыш забрасывал отца вопросами. «Зачем я родился? Что будет после смерти? Какая добродетель самая важная?» Они обсуждали Священное писание, философию Аристотеля, Сократа и других мыслителей. Отец никогда не отмахивался от «недетских» вопросов, и этот опыт помог ребенку сформировать свое мировоззрение и выбрать направление для дальнейшего развития.

Эстер Войджицки: «Зажигайте ребенка своим огнем»

Эстер Войджицки — легендарный преподаватель из Кремниевой долины. Ее дочери добились больших высот в традиционно мужских сферах деятельности. Например, Сюзан Войджицки возглавила YouTube. С детства Эстер внушали, что успех не предназначен для женщин. Несмотря на блестящую учебу, родители отказались оплачивать ей высшее образование, потому что деньги были отложены на учебу ее братьям. Эстер добилась всего сама.

В результате Эстер и своих дочерей сумела вырастить самостоятельными, критически мыслящими и верящими в свои силы женщинами.

Мирна Мальво: «Воспитывайте рассказчиков и фантазеров»

Детство двух сестер, Сюзанны и Сюзетт Мальво, известной журналистки CNN и юриста, декана юридического факультета, было наполнено творчеством. Их дом походил на «настоящую мастерскую драматургии и писательского мастерства, где девочки учились искусству речи». Об этом заботилась их мать Мирна.

Сестры сами придумывали сказочных героев, рисовали или изготавливали игрушки из подручных материалов. «Мы часами могли сидеть, рисуя этих персонажей, а потом аккуратно их вырезали и рассказывали истории», — вспоминает Сюзанна. Процесс придумывания историй — искусство представлять жизни реальных людей — развивает эмпатию, помогает рассказчику поставить себя на место другого человека, что, в свою очередь, влияет на их способность «читать» мысли и чувства других людей — и соответственно реагировать на них. Эти качества не только нужны каждому человеку, но и помогли сестрам в дальнейшем в их профессиях.