Плохие оценки: нужно ли ругать ребенка?

Ребенок принес из школы тройку или двойку. Нужно ли его ругать? Или с пониманием отнестись к такому факту и сказать, что ничего страшного? Оказывается, либеральный вариант – не совсем то, что нужно детям.

Очень часто родители выбирают путь – не ругать за плохую оценку. Это ведь так в русле современных взглядов на воспитание. Не травмировать выговором, погладить по головке невезучего ученика, пожалеть.

Однако со временем мамы начинают замечать, что ребенок вовсе не рад такой «доброте» взрослых. Он не испытывает благодарности за нее. И как будто что-то его гнетет… Может, ему было бы легче получить выговор? 

Вот возможные причины плохой успеваемости: сложно учиться – ребенок не успевает за темпом обучения в классе; особенности развития – врожденная медлительность или СДВГ мешают усвоению материала; не нравится педагог, с ним не установился контакт; ребенок не справляется, потому что он творческая личность и часто отвлекается на фантазии и размышления.
Только не молчи

Детям не хочется, чтобы их ругали, кричали на них, повышали голос или как-то наказывали за оценки. Но равнодушие еще хуже. У ребенка появляется ощущение, что для  взрослых он пустое место. А крик, пусть даже злой и обидный — это все-таки реакция, это подтверждение того, что ребенка видят и замечают. И порой замалчивание родителями того факта, что ребенок получил двойку, может быть воспринято им как отсутствие интереса к его жизни, учебе и ему самому. Поэтому реагировать на плохие оценки надо — адекватно ситуации. Можно просто уточнить, за что именно получена такая оценка, по какой теме, можно ли исправить. Это нормальная реакция.

Но чаще всего родители реагируют на плохие оценки слишком бурно. И это не менее плохо, чем слишком спокойное восприятие. Ведь зачастую в таком скандале заинтересованы обе стороны.

Вторичная выгода наказаний

Иногда через наказания и негативные высказывания в свой адрес ребенок удовлетворяет потребность в любви и внимании родителей. Это так называемая вторичная выгода. А бывает, что плохая учеба школьника является вторичной выгодой не только для него, но и для всей семьи в целом. 

Вот несколько примеров вторичной выгоды в данном случае:

  1. Меня видят и замечают, я интересен и значим. Если ребенок чувствует безразличие к себе, то двойка из школы – это порой единственная возможность убедиться в том, что папа с мамой про него вообще помнят.
  2. Я самый главный в семье. Ребенок настолько привык получать внимание через плохие оценки, что начинает этим пользоваться и злоупотреблять. И вот уже он знает, когда и в какой момент «нечаянно» провалить контрольную, чтобы внимание семьи было ему обеспечено.
  3. Объединение семьи. Обычная картина – папа сидит за компьютером, мама в своем телефоне. И пусть даже они и не проводят время в соцсетях, а работают, но каждый член семьи занят исключительно собой. А тут ребенок с очередной двойкой! Все дела забрасываются ради очередного вечера воспитательной беседы.
  4. Средство «совместного досуга» семьи. В какой-то мере плохая учеба может «развлекать» домашних. Нужно же позвонить учителю, разобраться, в чем там дело и чем на этот раз на уроке был занят ребенок. Порой к семейному совету подключаются и бабушка с дедушкой. И вот уже вся семья пьет на кухне чай с печеньем и думает, что же делать дальше…
Дополнительные бонусы
Взрослым тоже иногда выгодно, что ребенок получает плохие оценки. Потому что происходит:
  • Выход эмоций, разрядка. В семьях, в которых  не принято выражать негативные чувства и ругаться, плохие оценки могут служить местом  безопасной разрядки. Вроде как покричали, выпустили пар, но никто ни с кем не поругался.
  • Переключение внимания с чего-то более «серьезного». Семья как бы прячется в плохих оценках ребенка. Вместо того чтобы решать, разводиться или нет, менять работу или оставаться на старой, взрослые тратят время на то, чтобы разобраться с очередной двойкой нерадивого чада.
Что делать родителям?

Если вы смогли осознать вторичную выгоду – это половина дела. Теперь нужно подумать, как получать то, что вы получали с помощью плохих оценок ребенка,  другим, более безопасным  для него, способом.

В любом случае действовать нужно в двух направлениях.

1. Объяснить, обсудить, сделать вывод, чтобы ребенок понял, откуда берется плохая оценка, и выработать план действий.

Важно общаться в формате диалога, а не монолога. Вместо «ты все выходные провел в планшете, поэтому и не успел подготовиться к контрольной» лучше задавать вопросы – «как думаешь, что помешало тебе  подготовиться к занятиям?»

Самим родителям тоже полезно узнать о причине неуспеваемости школьника и предложить свою посильную помощь. Если сложности с учителем – помочь установить контакт, если непонятен сам предмет – имеет смысл дополнительно позаниматься.

Дайте почувствовать, что ребенок не остался один на один с непонятным для него предметом, что вы вместе с ним и действуете исходя из его интересов.

Чтобы ребенок учился хорошо, надо знать его особенности восприятия. успешность обучения очень зависит от типа восприятия информации. Некоторые дети лучше «Считывают» информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображение. 

2. Привести в действие штрафные санкции.

Если вы определились с планом действий, расписали буквально по шагам, как именно ребенок собирается исправлять оценку – обязательно обсудите и то, что будет, если обещания будут нарушены. И реализуйте эти слова на практике.

Конечно, они не должны унижать ребенка и лишать его чего-то действительно важного. Не ставьте на кон то, что ему действительно дорого. Например, за плохую  оценку не пойти в кино, а остаться дома повторять материал – это одно. А вот лишиться  празднования дня рождения в батутном центре – совсем другое.

За плохими оценками чаще всего стоить не просто лень ребенка и желание сделать назло родителям. Скорее это крик помощи, и важно, чтобы его услышали.

интересное в сети
‡агрузка...