Почему ребенок завидует и как ему помочь?

Чувство зависти знакомо каждому человеку, но детская непосредственность делает его проявления особенно явными и бурными. Откуда берется зависть и что предпринять родителям, чтобы ее кратковременные вспышки у малыша не переросли в жизненную позицию?
Плохое чувство?

«Завидовать – плохо». Такая традиционная установка часто передается из поколения в поколение, зависть осуждается, и родителей нередко пугают ее проявления у ребенка. Но зависть – это чувство, вызванное смесью эмоции гнева и неудовлетворенных желаний. А любые эмоции, испытываемые человеком, невозможно разделить на плохие и хорошие, как и органы в человеческом теле нельзя разделить на полезные и вредные, важные и не нужные. Все чувства имеют биологическую основу и, если они возникают, значит, именно оно в данный момент необходимо, чтобы передать тот или иной сигнал. 

Зависть, как и любое другое сильное чувство, имеет огромную энергию, которая может быть разрушительной, но может и использоваться в позитивном ключе, давая силы для развития и новых достижений.

Поэтому игнорировать зависть ребенка, ругать и стыдить его за испытываемое переживание или учить скрывать свои чувства – не слишком продуктивная тактика. Важно разобраться, о чем говорит появление этого чувства? Зависть всегда сигнализирует о желании получить что-то очень ценное, значимое, но не всегда этим является непосредственный предмет зависти (вещь, умение или популярность другого). Обычно появление зависти говорит о более глубоких неудовлетворенных потребностях или неосознанном формировании этого чувства самими родителями.

О чем говорит зависть

Для маленького ребенка зависть естественна, ведь он эгоцентричен по своей природе, он уверен, что весь мир существует ради него одного. А если он сталкивается с иным положением вещей, то часто воспринимает это очень болезненно. Обида, злоба, гнев выплескиваются на того, кто лучше играет, рисует или приносит новые игрушки. Но если такое поведение возникает эпизодически у дошкольника, не стоит волноваться – малыш преодолевает новый этап взросления. Постепенно социальный опыт учит ребенка тому, что помимо его желаний существуют и желания других людей, которые его окружают, и к подростковому возрасту, в норме, эгоцентризм уходит, а вместе с ним и проявления зависти должны становиться все слабее.

если вы замечаете, что чувство зависти у малыша ярко выражено, а с возрастом лишь усиливается и разрастается, не стоит ждать, когда оно пройдет само собой. Иначе это интенсивное переживание может исказить личность ребенка, укоренив тревожность, неуверенность в себе и недовольство, жадность и жалость к себе.

В каждом возрасте зависть может иметь свои «симптомы» и свой предмет, но задача взрослых – понять, о чем она сигнализирует:

1. Недостаток внимания.  Сильная зависть ребенка к материальным ценностям часто указывает на нехватку родительского внимания, заботы и участия. Желание обладать вещами при таком механизме компенсирует неудовлетворенность базовой потребности во внимании. Подарки, игрушки и гаджеты становятся подтверждение родительской любви, поэтому ребенку хочет все новое, что видит у сверстников или в рекламе. У малышей зависть часто принимает форму ревности.

Если ребенок видит проявления любви (например, к младшему брату/сестре), которой он не испытывает в достатке, он будет стараться привлечь к себе внимание любыми способами, вплоть до плохого поведения, порчи вещей. Окружите ребенка любовью, искренней заинтересованностью в его увлечениях и проблемах, выделите время только для него, приобщите к семейным традициям, совместным играм и путешествиям, и вам будет намного проще переключить его с предмета зависти на что-то другое.

2. Сомнение в собственной ценности, заниженная самооценка. Нередко родители сами провоцируют зависть у ребенка, постоянно сравнивая его с другими детьми: «Маша уже так здорово играет на фортепиано, а у тебя все никак не получается», «Вон Петя все успевает: и отличник, и спортсмен, и дома помогает! Когда уж ты за ум возьмешься…» Самоценность ребенка падает, он становится зависим от чужих оценок, чувствует себя хорошим, когда так считают окружающие, а не потому, что уверен в себе. А значит, любые удачи и достижения других воспринимаются как сигнал: «Я хуже, я недостоин, у него все лучше, чем у меня». Ребенок начинает завидовать более успешным и популярным сверстникам, особенно в подростковом возрасте. Важно научиться сравнивать ребенка только с самим собой, отмечая как можно конкретней и эмоциональней его достижения, помощь, таланты и поступки. Например: «Ты сегодня чудесно выступила, еще в прошлом месяце эти упражнения у тебя не получались, а сегодня ты справилась!» 

не забывайте, что для формирования адекватной самооценки ребенка и поддержания его веры в себя недостаточно одобрять только его труд и справедливо относиться к поступкам. Необходимо, чтобы малыш чувствовал ваше безоценочное принятие, которое будет для него внутренней опорой на пути преодоления трудностей в будущем.

3. Ревностный взгляд на мир, доминирующий в семье. Бывает, что ребенок приучается завидовать окружающим, копируя отношение к миру своих родителей. Задумайтесь, как часто вы обсуждаете успехи или приобретения своих знакомых, отмечая, насколько у других они лучше, чем у вас, или злорадствуете их неудачам? Насколько вы сами ориентированы на то, чтобы выделиться, зависимы от материальных ценностей? Больше говорите с ребенком о том, что все люди разные, у всех разные возможности, разные нужды и ценности. Чаще обращайте внимание на то, что вы имеете, учите ребенка радоваться жизни, а не ее атрибутам.

Помогаем справиться

От слов и реакции родителей на проявления зависти многое зависит. Ведь вы способны помочь превратить зависть из мучительного переживания, мешающего полноценно жить, в сильнейший мотиватор.

1. примите чувства ребенка. Не отмахивайтесь от них и не потакайте, стремясь избавить ребенка от зависти удовлетворением всех его требований. Лучше дождитесь, пока его страсти немного утихнут, и покажите, что слышите и понимаете его: «Я знаю,  что ты злишься, потому что Ваня выиграл. Ты хочешь играть лучше него».

2. помогите выплеснуть гнев приемлемыми способами. Разыграйте ситуацию на мягких игрушках, предложите битву подушками, повесьте в его комнате грушу для битья или пробегите с ним несколько кругов вокруг дома. После можно попросить малыша нарисовать рисунок о его желаниях, а ребенка постарше вызвать на откровенный разговор. Помогите отделить эмоции от мыслей и потребностей. Возможно, в спокойном состоянии, после рационального обсуждения «плюсов» и «минусов» нового желания, предмет для зависти исчезнет сам собой.

3. подскажите, как достичь желаемого. Предложите ребенку завести список желаний, куда он сможет вносить то, чем хочет обладать, события или места, которые хочет посетить.

Объясните, что все желания не могут быть выполнены моментально, но, если спустя какое-то время они будут все так же значимы, то они смогут исполниться на какой-нибудь праздник.

Ребенку постарше можно предложить самостоятельно накопить или заработать на вожделенную вещь. Если ребенок завидует успехам и достижениям товарища, подумайте, как можно помочь ему достичь собственных высот. Запишите в секцию, на дополнительные занятия, помогите сделать первые шаги на пути к достижению цели. Объясните, что при большом желании и таких же усилиях, любая мечта осуществима. Тогда зависть к чужим достижениям может смениться уважением к терпению и труду других людей.

Постарайтесь принять тот факт, что дети все равно время от времени будут завидовать. И это нормально, ведь и взрослые не свободны от этого чувства. Важно научить ребенка «белой зависти», когда желание обладать вещью, способностями, качествами или достижениями, которые есть у другого, не мешает радоваться за ближнего, не приносит изматывающих переживаний, а способствует здоровому стремлению к подобным успехам.

интересное в сети
‡агрузка...