Пойми меня правильно!

Пока малыш не начал говорить, бывает трудно понять, почему он плачет, вздыхает, ворчит или кряхтит. Чтобы было проще разобраться в мире этих звуков, стоит знать о некоторых особенностях физического и эмоционального развития новорожденных.
Плач

Причин детского плача может быть несколько.

Ребенок голоден. При этом малыш открывает рот и причмокивает губами. Выстройте график кормлений, режим дня, и тогда «голодных бунтов» станет намного меньше.

Устал и хочет спать. Ребенок трет руками глазки и вертит головкой.

Малыша мучают колики. Положите кроху к себе на плечо – возможно, малышу просто надо срыгнуть. Покачайте ребенка, держа на руках или коленях, вверх и вниз, оказывая легкое давление на грудь и животик. Можно воспользоваться рюкзачком-кенгуру или слингом, куда удобно посадить ребенка, и аккуратно, ритмично покачивать. Если плач продолжается, а животик напряжен – дайте средство от колик. Такие препараты действуют быстро: если ребенка действительно мучили газы, минут через 10−15 он должен успокоиться. Нелишним будет сделать малышу легкий массаж животика: круговыми поглаживаниями по часовой стрелке, начиная с правой нижней стороны и далее вверх. Хорошо помогает упражнение «велосипедик», когда вы поочередно сгибаете ножки крохи так, будто он едет на велосипеде. Можно положить на живот прогретую утюгом пеленку.

Ребенку холодно. Малыш становится бледным, у него холодеют ручки, ножки, носик, может появиться синева в области носогубного треугольника. Если ребенку жарко, он краснеет и потеет.

Скучно. Переключите внимание малыша, перемените род деятельности. Помните, что в этом возрасте дети еще не умеют контролировать свои эмоции, но легко настраиваются на новую волну.

Одиноко. Возьмите малыша на руки, покачайте, спойте колыбельную. Телесный и эмоциональный контакт с мамой в первые годы жизни чрезвычайно важен. Недостаток его может затормозить психическое и интеллектуальное развитие ребенка!

Визг

Иногда дети могут издавать невероятно высокие, пронзительные звуки. Это может означать, что у ребенка хорошее настроение и он таким образом выказывает свое одобрение взрослым в ответ на определенные действия, например когда мама щекочет пятки или коленочки или поднимает малыша высоко над своей головой. Впрочем, иногда детский длительный визг – это своеобразное пение: малыш слушает собственный голос и учится им управлять.

Интересные выводы сделали ученые университета Вашингтона, исследовавшие звуки, издаваемые новорожденными. Младенцы слышат все частоты одновременно, да так, что они могут отвечать на неожиданные звуки, подражая им. По этой причине малыши до года сначала издают звуки, похожие на писк и визг. Эти звуки являются преобладающими в общем потоке звуковой информации, поэтому ребенок именно им и подражает. По мере взросления диапазон звукового восприятия сужается, и тогда ребенок начинает подражать звукам взрослых, развивая речь.

Пыхтение

Нередко младенцы пыхтят и кряхтят при акте дефекации, при этом сосредоточенно смотрят в одну точку и напрягаются всем телом. Дело в том, что у новорожденных еще не очень сильны брюшные мышцы, потому им приходится потрудиться. Это совершенно нормально, малышам не требуется помощь, они не нуждаются в клизмах и слабительных средствах.

Кроме того, кроха может пыхтеть, когда оказывается в неудобном положении: пытается выбраться из пеленок или перевернуться со спины на живот. Таким образом, пыхтение – знак активной и сосредоточенной деятельности ребенка.

Сопение

Дыхательная система новорожденного несовершенна. Ребенок может сопеть настолько громко, что родители начинают беспокоиться и подозревать простуду. Однако в большинстве случаев тревожиться не стоит: сопение возникает оттого, что переносица новорожденного расположена слишком низко и воздух с трудом проходит через носовые каналы. Постепенно, по мере взросления малыша, переносица поднимется выше, и сопение исчезнет.

Рычание

Похоже на животный, первобытный звук. Появляется к 5−6 месяцам. Сначала младенцам просто нравится новое умение − издавать рычащие звуки, щекочущие язык. Со временем рычание превращается в ворчание, посредством которого подросший ребенок выражает свое недовольство, гнев, обиду.

Хихиканье

До 4 месяцев младенец приветствует каждого, кто берет его на руки. Перешагнув рубеж 4−5 месяцев, он начинает выделять родителей, бурно реагируя при их приближении, оживленно двигая руками и ногами и издавая тихие бурлящие звуки. Таким образом младенец выражает потребность в общении и эмоциональную связь с близкими. В этот же период малыш порадует вас сначала тихим хихиканьем, а затем и заразительным смехом. Смех – это знак серьезного скачка в эмоциональном развитии, свидетельство того, что ребенок счастлив.

Поначалу дети веселятся, когда их поднимают и резко опускают, ласкают, щекочут. Через некоторое время они находят забавными озорные танцы, глупое кривляние, клоунаду, отвечая громким безудержным хохотом, − это проявление зачатков юмора. Жизнерадостная, оптимистичная атмосфера в доме крайне важна – она содействует сенсорному и двигательному развитию.

Вздохи

Эти звуки появляются через несколько недель после рождения. Пугаться не стоит, как правило, они, наоборот, означают, что малыш расслаблен и ощущает себя в безопасности. Слыша детские вздохи, приглушите свет, выключите громкую музыку, чтобы малыш мог насладиться состоянием покоя, тишины и уюта.

Гуление

Наш мозг состоит из двух полушарий, одно из которых отвечает за речь и мелкую моторику. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Именно поэтому любовь к пальчиковым играм и первые речевые навыки проявляются у детишек в один и тот же период: в 5−6 месяцев дети начинают играть со своими пальчиками и забавляются занятиями «с голосом». Это своеобразная подготовка к овладению языком, которая начинается с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненебные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «гхы», «агхы», «аиы». Следующая ступень – период лепета, послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский писал, что в этот период «ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить еду, а сказав «ма-ма», можно позвать маму». После 7−8 месяцев родители могут приступать к занятиям артикуляционной гимнастикой, развитием мелкой моторики и формированием правильного звукопроизношения.

Группа российских и финских исследователей изучала звуки агуканья четырех русских и четырех финских младенцев в возрасте 3 и 6 месяцев, записывая их в Санкт-Петербурге и Турку во время общения малышей с их мамами. Исследование выявило, что в первые месяцы жизни все младенцы мира «говорят» на одном языке, однако во втором полугодии возникают звуки, специфичные только для родного языка. Так, у русских стали появляться звуки «гы», «ды», отсутствующие у финнов, а у последних – «тю», «мю», «ки», чего не было у русских.

Нередко взрослые при виде младенца начинают сюсюкать. Однако младенец крайне чувствителен к нормам языка: упрощенная речь и неестественные интонации могут негативно сказаться на развитии речевых навыков у малыша, поэтому сюсюканья следует избегать. Родительская речь должна быть грамотной, ясной, четкой и разнообразной.

интересное в сети