Развиваем внимание

Младенец следит за яркой погремушкой, смотрит в глаза своей мамы, рассматривает ее внимательно. Внимательно?! А есть ли внимание у таких малышей? Как его развивать? Какие игры можно использовать и с какого возраста?

Кроха уже с первого месяца жизни показывает, что внимание у него есть. Он смотрит на яркие контрастные предметы, реагирует на неожиданный звук, разглядывает лицо матери. Он обращает внимание на резкую смену обстановки − переход от темноты к свету, смену температуры. Но делает это неосознанно. Что его привлекает, то и становится объектом сосредоточения, а как только интерес угасает, малыш отводит взгляд.

Удерживать непроизвольное внимание дольше можно, демонстрируя яркие, блестящие предметы, двигая ими, разговаривая с малышом, изменяя мимику и тембр голоса, интонацию. Гремите погремушкой, пищите резиновыми зверушками − только не переутомляйте малыша, не спешите.

Крохе можно прикрепить на кровать изображение лица − круг диаметром 15 см с глазками, носиком и ротиком. Малыша очень привлекает человеческое лицо. Повесьте черно-белые контрастные игрушки. Непроизвольное внимание у малышей 5−7 месяцев уже достаточно сформировано − они могут рассматривать новую игрушку, тянуть ее в рот, ощупывать довольно долго.

Дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с расширением интересов ребенка, его внимание постепенно приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Но развитие такого внимания само по себе не влечет развитие целенаправленного, произвольного внимания. Его первые зачатки можно будет наблюдать на втором году жизни маленького исследователя − под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.

Как помочь

Для развития произвольного внимания нужно направлять ребенка, указывать, руководить его действиями, называть предметы словами. Обычные простые фразы: «Посмотри, котенок!», «Слышишь: тик-так!» или «Кто там идет?» − обращают внимание ребенка на объекты, звуки, явления. Чтобы малыш научился сосредотачиваться на том, что ему нужно, но, может, и неинтересно, должно пройти время. Он приобретет это умение в процессе игр, общения, выполнения поручений, прогулок, накопления опыта и расширения знаний и словарного запаса. Он научится пользоваться особыми средствами. Так, например, если вы попросите двухлетнего ребенка хлопать каждый раз, когда тот услышит слово «кошка», и начнете перечислять животных, кроха может и не справиться с заданием. А если дать ему средство − картинку с изображением кошки, дело пойдет куда лучше. Такой прием хорош и для игры в «Да и нет не говорите, черный с белым не берите...». Удерживать запретные слова в голове трудно даже младшему школьнику, но стоит дать ему карточки цветов − и ошибка назвать неразрешенный цвет практически исключена.

Есть и универсальное средство. Это речь! Двухлетний карапуз собирает пирамидку, и ваши слова помогут крохе.

Попробуйте менять игрушки на полке местами, подкладывать туда другие, убирать первые и не предупреждать малыша об этом. Не удивляйтесь, если он ничего и не заметит. А теперь поступите иначе − выясните, что изменилось в комнате, задавая наводящие вопросы. Делайте мини-перестановку каждый день и всегда спрашивайте, что изменилось. Увидите: ребенок очень скоро сам будет обращать внимание на любые перемещения.

Выбрать время

Чтобы игры на внимание принесли пользу, выбирайте для них время, когда малыш в хорошем настроении. При первых признаках утомления сразу прекращайте занятия. Не раздражайтесь, если малыш часто ошибается.
Помоги художнику

На листе бумаги нарисуйте в ряд домики без окошек и цветочки без серединки. Скажите ребенку, что художник не успел дорисовать картинки и попросил его это сделать. Подсказывая ребенку, напоминайте ему о правиле: если домик, то окошко, если цветочек, то серединка. Если ребенок легко справляется с таким заданием, предложите более сложные варианты, увеличив количество разных рисунков, а затем и абстрагировав их (квадратик подчеркни, кружок закрась, треугольник зачеркни). Обязательно дайте ребенку правильный образец.

Зайка, птичка и другие

Если слышишь слово «зай- чик» − прыгаешь, если слово «птичка» − машешь руками, если другие слова − ничего не делаешь. Усложните задание, увеличивая количество команд, а потом и путая ребенка, выполняя задание неправильно. Похожие игры − «Карлики и великаны» (приседаешь или встаешь на носочки), или «Уши и нос» (дотрагиваешься до называемых частей тела).

Исправь ошибки

Нарисуйте на листке бумаги строчками капельки, сделайте несколько столбиков, но некоторые капельки изобразите перевернутыми. Скажите малышу, что одного мальчика попросили нарисовать дождик − много капелек. Но некоторые капельки у него перевернуты. Их нужно зачеркнуть. Правило для малыша: смотрю по очереди на каждую капельку в строчке и, если она перевернута, зачеркиваю ее. Если малыш выполняет задание без ошибок, можно предложить ему зачеркивать два символа из различных встречаемых или даже вычеркивать определенные буквы из текста.

Золушка

Насыпьте на стол тыквенные и подсолнечные семечки (фасоль и горох, разные орешки) и перемешайте их. Попросите ребенка помочь вам разобрать семена в разные тарелочки.

Играй внимательно!

Для развития произвольного внимания ребенка поиграйте с ним в специальные игры. Только не проводите их в форме теста − помогайте крохе, ведь он еще мал, и ваши подсказки ему очень нужны. Сначала предлагайте более простые варианты игры, затем усложняйте.

Собери бусы

Возьмите леску и крупные бусины. Предложите ребенку собрать бусы, чередуя бусины по цвету, размеру или форме. Пусть проговаривает: большая, маленькая. Сделайте более сложное чередование. Предложите нарисованные с ошибкой бусы и попросите найти «неправильные» бусины.

Моя тень

Пусть ребенок изображает вашу тень − ему нужно будет повторять за вами все движения, даже самые незначительные.

Верно – ложь

Правило для ребенка: если слышишь неправду, то топай ногами, если правду, то хлопай в ладоши. Говорите понятные малышу фразы: «Я сейчас гуляю в парке», «Эта игрушка красная!». Похожую на эту игру «Съедобное − несъедобное» знают все. Ее можно разнообразить, называя животных и не животных.

Колпачки

Возьмите два стаканчика разных цветов, например красный и желтый, и маленькую игрушку, например красную. Покажите ребенку, что красная игрушка спрятана под красным стаканчиком, и начинайте передвигать емкости. Затем спросите: «Где игрушка?» Для начала, чтобы ребенок научился следить за игрушкой, можно даже взять прозрачные стаканы. А уж потом играть по правилам.

Мелочи жизни

Покажите ребенку какой-нибудь предмет. Попросите внимательно его рассмотреть. Потом спрячьте и спросите кроху о незначительных мелочах. Играйте во время повседневных занятий и прогулок. Перед тем как начать игру, предупредите кроху, чтобы он был внимательным, а потом спросите: «Какого цвета шарфик сегодня надела Аня?»

Отвечу за всех!

Для этой игры потребуется папа, пусть даже читающий газету или смотрящий телевизор. Нам это не помешает. Посадите ребенка рядом с папой. Задавайте вопросы мужу, обращаясь к малышу, и попросите ребенка отвечать за папу. Например, вы спрашиваете: «У тебя белая футболка?» Малыш должен ответить: «Нет, у него (не «у меня») синяя».

Читать на эту тему:

интересное в сети