Садовские или домашние дети: кому легче учиться?

Поступление ребенка в школу – безусловно, волнительное событие. Как малыш вольется в коллектив? Будет ли справляться со школьной программой? Как сложатся отношения с учителем? Такие вопросы тревожат не только родителей будущих первоклассников, но и тех, чьим детям до школы еще далеко. Будет ли ребенку сложнее адаптироваться, если он не посещает детский сад, или дома больше возможностей разносторонне подготовить малыша к школе?

Родителей малышей, не посещающих детский садик, часто пугают рассказами о нерадостных перспективах, ожидающих их в начальной школе: частые болезни, сложная адаптация, проблемы с установлением контактов с одноклассниками.

Еще лет двадцать назад детский сад считался необходимым звеном в развитии каждого ребенка, и «домашние» дети сильно выделялись на фоне своих сверстников неумением приспосабливаться к школьным правилам, нормам общения, принятым в группе. Ведь в садик ходило большинство детей, и целые группы малышей из детского сада переходили потом в один класс. И именно в детском саду проходила необходимая подготовка ребенка к школе. Конечно, новичку, имеющему опыт только маминой и бабушкиной опеки, было сложно влиться в уже сплоченный коллектив первоклассников.

Однако сегодня ребенок, не посещающий детский сад – не такая редкость, да и вариантов организации дошкольного детства у родителей стало много: няня, частный детский сад, муниципальный детский сад, но в другом микрорайоне, развивающие занятия и т.п. Поэтому  сейчас в один и тот же класс приходят дети с совершенно различным опытом дошкольной жизни и разной степенью подготовленности. «Домашний» ребенок перестал быть исключением, и, несмотря на то, что его поведение и привычки часто отличаются от «садовского», далеко не всегда эти отличия мешают учиться.

Готовность к школе: важные аспекты

От чего же тогда зависит успешность ребенка в школе? И почему опыт одних мам говорит о позитивном влиянии домашнего воспитания перед школой, а другие родители вместе с педагогами нередко отмечают у несадовских детей частые пропуски по болезни, повышенную утомляемость и даже нервные срывы, коммуникативные трудности и сложности в самоорганизации и принятии школьных правил?

В действительности на благополучное обучение ребенка в школе оказывает влияние не место, где он провел первые семь лет своей жизни, а степень сформированности различных сторон его личности. Условно можно выделить 4 критерия готовности малыша к школьному обучению:

1. Интеллектуальный и психологический. Это и система знаний, которой обладает ребенок, и способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитая память, мелкая моторика и речь.

По этому параметру «домашние» дети часто даже опережают своих сверстников из детского сада,  поскольку сегодня большинство родителей заинтересованы в детском развитии и начинают посещать с ребенком разнообразные развивающие и творческие занятия, ходить на уроки по подготовке к школе еще задолго до поступления в первый класс. Да и сами родители, если они полноценно общаются с ребенком, отложив свои гаджеты, вполне способны с лихвой компенсировать групповые занятия, проводимые в детских садиках. 

Ребенок, воспитанный в свободной домашней среде, может быть в школе очень развитым и инициативным. Однако у выпускника детского сада больше вероятность получить систематизированные знания и привычку к регулярным занятиям, а также навык самоорганизации, что упрощает будни школьника.

2. Эмоциональный. Это и мотивация ребенка к обучению, и умение сосредоточиться и управлять своими эмоциями, и сформированность и тренированность нервной системы, позволяющая выдерживать эмоциональные нагрузки.

Часто дети после детского сада оказываются более эмоционально подготовленными к школе. На протяжении длительного времени у них была возможность наблюдать за разнообразными реакциями множества детей и чужих взрослых, проявлять свои эмоции и отслеживать последствия собственных «срывов». Поэтому в школе им легче удается сосредоточиться или расслабиться среди общего шума, криков, чьих-то ссор и обид, они проще и спокойнее относятся к повышенному тону учителя или его нестандартной мимике, могут отреагировать накопленные за урок эмоции активностью на перемене. 

«Домашние» дети более непосредственны и уязвимы в эмоциональном отношении, им бывает сложно заниматься, возникает усталость и головная боль.

3. Социальный. Предполагает наличие у ребенка потребности в общении, способности обучаться и корректировать свое поведение в коллективе, самоконтроль и принятие дисциплинарных правил.

По этому критерию детский сад тоже дает больше возможностей ребенку, ведь ни детская площадка, ни секция или кружок не обеспечивают стихийного общения в случайно подобранном коллективе.

Ведь класс, как и группа в детском саду, формируется из совершенно разных детей, а не только тех, кто нравится ребенку и его родителям или у кого схожие интересы. И умение по-разному общаться с различными собеседниками без присмотра и контроля взрослого – важный навык для школьника. Так же, как и умение иногда подчинять свои интересы общественным, соблюдать базовые правила «общежития» и признавать авторитет не только родителей.

4. Физический. Соответствие роста и веса ребенка возрастным нормам, гармоничное физическое развитие, отсутствие медицинских противопоказаний, крепкий иммунитет.

Конечно, и родителям, и самим детям намного проще, когда детские болезни, например, ветрянка, приходят еще до школы. И у «садовских» детей в этом вопросе есть преимущества, однако сейчас можно вакцинировать ребенка до школы и не переживать за пропуски уроков по этой причине. Другое дело – частые ОРВИ, грипп и т.п., которыми пугают родителей «несадовских» детей. Но частые болезни в детском саду вовсе не означают их отсутствие в школе. Они лишь дают родителям шанс задолго до школы понаблюдать, как болеет их малыш, какие слабые стороны в его здоровье выявляются, и начать укреплять его иммунитет, закаливать, вырабатывать индивидуальные, «работающие» способы лечения и профилактики, наконец, спокойно относиться к вирусным инфекциям. Именно такое поведение родителей, если оно формируется, помогает ребенку физически подготовиться ко встрече с инфекциями в школе. 

устраняем пробелы

Детский сад создает определенные благоприятные условия, облегчающие адаптацию малыша в первом классе и во многих вопросах упрощающие ему школьную жизнь. Но не стоит обольщаться, что одно посещение детского сада даст стопроцентную гарантию успешного обучения малыша в школе. А вот дополнение садовского воспитания творческими и интеллектуальными кружками, раскрывающими способности ребенка, совместные с родителями поездки, расширяющие кругозор, проговаривание и проигрывание сложных или конфликтных ситуаций, возникающих в детском саду, помогут обеспечить ребенку «базу», которая позволит ему успешно учиться в школе.

Родителям, выбравшим домашнее воспитание для своего ребенка, стоит заранее позаботиться о том, чтобы у ребенка была возможность не только образовательной подготовки к школе, но и разнопланового общения. Лет с 3–4 стоит водить малыша на различные детские площадки, не ограничивая круг его контактов одним двором, оставлять с другими ребятами в детских комнатах без вашего сопровождения, возить на общественном транспорте, ходить с ним в гости и приглашать гостей к себе.

Спортивные секции и занятия по подготовке к первому классу при школе помогут выработать навыки самоорганизации и дисциплины. Возможно, неплохим решением станет посещение детского сада в последний год перед школой.

Хорошо, если вы найдете подругу с детьми, которая согласится на некоторое время брать к себе вашего ребенка, чтобы он смог получить опыт взаимодействия с чужим взрослым, которого тоже необходимо слушать и уважать.

Как карта ляжет

Сегодня уже нельзя однозначно утверждать, что то или иное дошкольное воспитание является необходимым и обязательным для успешного обучения ребенка в школе. Все больше индивидуальных факторов играют в этом вопросе решающую роль (индивидуальные характеристики самого ребенка: темперамент, коммуникабельность, самооценка, способности; образ жизни семьи и отношение к школе родителей; наличие знакомых и друзей среди одноклассников и т.д.).

Конечно, детский садик может облегчить жизнь родителям и способствовать подготовке ребенка к школе, дает бесценный опыт общения со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях, особенно если малышу комфортно и интересно в детском саду, а мама и папа обеспечивают ему необходимую поддержку и внимание дома. Однако и «домашние» дети ничуть не хуже способны включиться в школьную жизнь, если родители будут помнить о всех «подводных камнях» несадиковского детства и сумеют учесть эти нюансы в своем воспитании.

интересное в сети
‡агрузка...