Учим малыша различать «право» и «лево»

Пространственное ориентирование очень важно. Хотя бы с точки зрения практичности: оно позволяет ребенку соотнести название вещи с ее местонахождением, совершать действия, о которых просит взрослый. Сначала кроха учится различать, что такое «верх» и «низ», а затем, примерно с 2 лет, что такое «лево» и «право». И задачка эта не из простых.

Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма и весьма интересными. Если не половина, то  треть тестируемых прежде, чем поднять руку, сделают быстрое, едва уловимое движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что даже некоторые взрослые путают право и лево. И чтобы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поможем им освоиться с пространством как можно раньше.

С чего начать?

Объясняя сыну или дочурке, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ребенку вещам, создавайте стойкие ассоциации. Объясните крохе, что правая ручка — это та, которой он кушает (для левши — наоборот). Можно придумать и другой заметный ориентир. Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка — тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) — правые. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко делиться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия. 

Тренировка между делом

Попробуйте на первых порах пользоваться все тем же методом предельной конкретики. Например, наклейте на правую ручку малыша наклейку с солнышком, а на левую — с цыпленком. Солнышко — правая ручка, цыпленок — левая. Можно накрасить лаком ногти дочке на правой руке. Маленькая модница быстро запомнит, что накрашенная ручка — это правая. Мальчику с той же целью можно надеть на правую руку браслетик.

Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: «Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!» Во время одевания тоже не теряйте времени зря: «Давай наденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку (ножку), а теперь — на левую!» Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу, где у собачки правый глазик, а где левое ушко и т.п.

давай пожмем друг другу руки...
Обратите внимание малыша (если он правша), что когда взрослые люди здороваются, они протягивают друг другу правую руку. Поиграйте с ребенком в «приветствие»: протягивайте ему правую руку и пусть он в ответ пожмет ее нужной рукой. Малыш может поздороваться за руку с пришедшим с работы папой, приехавшей в гости бабушкой и т.д. Одним словом, используйте любую подходящую ситуацию, чтобы лишний раз потренироваться.
Зарядка страны Левоправии

Простые упражнения обыкновенной зарядки очень подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите ребенка поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую — вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!»

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать, как веселые и полезные  упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

(И. Токмакова)

Упражнения на улице

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Спрашивайте у ребенка, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь — налево». Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!»

Если вы едете в автомобиле или автобусе, неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но почти наверняка это будет интересно и девочкам.

Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево. Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город.

Рисуем и учимся

Научите малыша различать отпечатки правой и левой руки. Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: «Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко».

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него — собачку, а справа — кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Различать «право» и «лево» малыш научится далеко не сразу. Но будьте терпеливы — и все у вас получится!

интересное в сети
‡агрузка...