Ваша мама пришла

Ваш малыш целый день провел в яслях или с няней, и вы спешите вновь увидеть и обнять его. Однако он как будто вас не замечает, продолжает играть или разговаривать с другими детьми. Почему так происходит и что с этим делать?

Вы не видели ребенка целый день, летели к нему через весь город, а он даже не поворачивает голову в вашу сторону. Не спешите чувствовать себя отвергнутой и не начинайте сразу же винить себя в том, что вы бесконечно заняты и не можете больше времени проводить с малышом. Ни чувство вины, ни сочувствие по отношению к себе здесь не помогут. Попробуем разобраться, почему же малыш может так вести себя после долгой разлуки с мамой. Вот несколько возможных причин.

1) Он поглощен занятиями или игрой

Мама заходит в группу к ребенку и видит что он увлеченно играет с друзьями в прятки. Понятно, что ему тут хорошо, и когда мама спрашивает, хочет ли он пойти домой, он отвечает: «Нет!» Маленькие дети вообще натуры увлеченные, им нужно время на то, чтобы переключиться с одного дела на другое.

Что следует делать? Наш день состоит из разных этапов, и переход от одного дела к другому не всегда проходит гладко. Представьте, как иногда тяжело пробуждаться утром и вылезать из теплой кровати, но зато после того, как мы умылись, как приятно выпить чашечку кофе. А как трудно дается нам дорога на работу, зато когда мы встречаем коллег и занимаем свое рабочее место, то уже незаметно включаемся в привычный ритм. У малышей день тоже состоит из этапов, и переключаться от одного к другому им тяжелее, к тому же они не контролируют время так, как это делаем мы. Чтобы ребенок был готов закончить свое занятие в саду и настроиться на возвращение домой, не прерывайте его слишком резко, дайте малышу возможность закончить рисунок или игру, в которую он играл, когда вы за ним пришли. Можно сказать: «Я рада, что тебе здесь весело, но через пять минут пора идти домой. Завтра ты вернешься и сможешь продолжить игру».

2) Вы слишком давите на ребенка

Вы не видели своего малыша целый день. И вы, конечно, хотите узнать, что он делал, как прошел его день. Вы задаете ему тысячу вопросов. Но он отказывается отвечать и цепляется за няню. Малыш хорошо понимает, что мама пришла, но ему нужно время, чтобы просто почувствовать маму, ее настроение, осознать, что вот она рядом и все хорошо.

Что следует делать? Не нужно засыпать ребенка вопросами с порога – это может выглядеть как грубое вмешательство в ту атмосферу, в которой он находился еще минуту назад. Чтобы успокоиться и удовлетворить свое любопытство, поговорите с воспитателем и узнайте, как прошел день, как вел себя ребенок и как он ел. Ребенок часто может казаться подавленным, грустным, он молчит и не идет на контакт. Хороший способ, узнать, как ребенок провел свой день, – начать рассказывать про свой. Давайте время от времени малышу подключиться к разговору. Но помните, что в три-четыре года некоторым детям еще трудно выражать словами свои мысли и чувства. Кроме того, они пока еще совсем не могут правильно оценивать промежутки времени: если вечером спросить их о том, что было утром в детском саду, они не знают, как ответить. В таком случае задавайте ребенку конкретные вопросы, на которые он может просто ответить «да» или «нет». Если ребенку напомнить таким образом о событиях в детском саду, то он, вероятно, дальше сам расскажет о том, что ему вспомнится. Обращайтесь непосредственно к чувствам ребенка: «Ты расстроился из-за того, что пришлось долго меня ждать?» На высказывания такого рода ребенок может реагировать без проблем. Помните, когда вопросы задаются в слишком общей форме: «Ну, как там было? Как прошел день?» − дети умолкают.

3) Он не хочет, чтобы вы его оставляли

Хорошо, когда мама целый день дома! Но приходит время вернуться на работу, и вам приходится оставлять малыша на целый день. Это серьезная перемена, и ребенок своим поведением выражает недовольство: вечером он вас игнорирует, а по утрам не хочет отпускать. Когда он пошел в сад и стал подолгу проводить время в разлуке с вами, внутренняя тревога малыша могла накапливаться. Ребенок мог заключить, что мама его отправляет в садик потому, что больше не любит и теперь он всем мешает. И тогда эта обида и непонимание проявляются в виде поведения: «Я тоже вас не буду любить».

Что следует делать? Ребенок, который сильнее всего боится разлуки с близкими людьми, часто чувствует себя заброшенным, одиноким и оттого очень напуган. У него отсутствует ощущение времени и пространства. Ожидание для него долго и мучительно. Единственное, что он чувствует: он одинок, и это может быть навсегда. Поэтому задумайтесь прежде всего над тем, как у вас проходит расставание утром. Многие мамы испытывают огромный соблазн уйти на работу незаметно, пока малыш спит или отвлекся. Слезы – это первая реакция на ваш уход: малыш думает, что если он заплачет, то это вас остановит или, в лучшем случае, вы останетесь с ним подольше. Если вы покажете ребенку, что его слезы заставляют вас задержаться, он будет плакать всегда, когда вы будете уходить. Но уходить незаметно нельзя. Ребенок, видя, что родители боятся прощаний, может заключить, что расставания − это что-то страшное, и станет еще более тревожным, будет все время вас контролировать и прилагать все силы для того, чтобы удержать вас дома. Вполне возможно, что он начнет отвергать людей, которые призваны заботиться о нем в ваше отсутствие. Соберитесь на 5−10 минут раньше, чтобы иметь возможность попрощаться с малышом, только не растягивайте этот процесс. Будьте бодры, путь малыш знает, что там, куда вы идете, с вами ничего плохого не случится. Посадите его на колени и очень простыми словами объясните малышу, куда вы идете, зачем, когда вы вернетесь, с кем он останется и что будет делать. Вы должны помочь ему понять, что ничего страшного не происходит. В первую очередь малышу поможет ваша невозмутимость и ваше личное отношение к ситуации. Покажите малышу, что непродолжительные расставания абсолютно естественны. Дайте ему время привыкнуть к новому ритму жизни. Вечером, придя с работы, сразу возьмите малыша на руки, обнимите его, скажите, как вы без него скучали и как рады его видеть, как вы его любите, побудьте с ним вдвоем. И на время кризиса постарайтесь больше обращать внимание на хорошие поступки малыша, игнорируйте все нежелательные проявления. Детские проказы, капризы, беспокойства и тревоги − это скрытый вопрос «Вы меня любите?», требующий подтверждения.

4) Ребенок не может найти контакт с новой няней

Бывает что малыш жалуется на то, что ему не нравится воспитатель или новая няня. Но ваши обстоятельства не позволяют вам искать другого человека или менять сад, к тому же вам кажется, что это просто детские капризы и новая няня хорошая, ответственная женщина. Это навязанное малышу неприятное общество, игнорирование его чувств и ощущение бессилия перед обстоятельствами, которым он вынужден подчиняться, может вызвать такую реакцию у малыша, эдакий праведный гнев на родителей.

Что следует делать? Если ваш ребенок достаточно часто жалуется на воспитателя или няню, не игнорируйте это. Выслушивайте его жалобы. Дайте ему понять, что его мысли относительно садика или няни – как, впрочем, и все остальные, очень важны для вас. Поинтересуйтесь, что из того, что делает няня, ему нравится, а что расстраивает его. Обязательно поговорите с воспитателем. Постарайтесь совместными усилиями найти решение, чтобы помочь малышу адаптироваться. Возможно, вашему ребенку нужно много времени, чтобы привыкнуть к новому взрослому человеку в его жизни. В то же время используйте это как шанс научить малыша ладить с разными людьми. Если ребенок продолжает жаловаться, понаблюдайте за действиями воспитателя. Можете несколько раз прийти за ребенком «в неурочное время» − и если вы заметили, что воспитательница слишком строга с детьми, принижает их либо игнорирует их нужды, направляйтесь прямиком к заведующей. Не давайте ребенку страдать и общаться с неприятными людьми, ведь сад – это место, где малыш проводит значительную часть дня. Подумайте о возможности перевода ребенка в другое дошкольное учреждение.

интересное в сети