Я пригласить хочу на танец вас!

Ну что за непоседа, ни минуты не может посидеть спокойно! Быть в постоянном движении – естественная потребность маленького человечка. И, вместо того чтобы блокировать, попробуйте направить ее в организованное русло. Например, займитесь танцами.
Выбираем музыку

Примерно с 2-летнего возраста ребенка можно начинать учить целенаправленно двигаться под музыку. Но сначала необходимо подобрать специальные музыкальные произведения, причем самые разные. Это могут быть сборники инструментальной музыки из кинофильмов, произведения классического и народного жанра. Например, для ходьбы под музыку можно использовать марши из опер и балетов (марш Тореадора из оперы Бизе «Кармен» или марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила»). Для прыжков подойдут различные польки, как классические, так и народные. Для более спокойных движений можно подобрать несколько вальсов Чайковского или Шопена. Лучше брать чисто инструментальные произведения, без пения, чтобы слова не отвлекали от музыки.

Танцуем лежа

Уже к шести месяцам малютка, заслышав музыку, начинает делать различные, пока еще беспорядочные движения: сгибать и разгибать ножки, махать ручками и даже пытаться хлопать в ладошки. Это его эмоциональный отклик на звучащее произведение и, возможно, первые попытки самостоятельно танцевать под эту музыку. А ваша задача – помочь ему в этом. Для начала запомните несколько простых правил: музыка не должна звучать слишком громко, характер музыки не должен быть грубым и агрессивным. Недопустимо слишком длительное звучание. Лучше всего подойдет легкая, веселая музыка танцевального склада: польки, вальсы, различные народные песни.

Наибольшую радость совсем маленькому доставят ваши совместные танцы. Возьмите кроху на руки и в такт музыке делайте простые танцевальные движения. Танцевать лучше в медленном или умеренном темпе, так как быстрые скачки или резкие движения могут напугать малыша.

Бравые солдатики

Чтобы научить малыша ритмично шагать под музыку, для начала лучше взять ребенка за ручку и начать шагать вместе с ним. Необходимо также в первое время вместе с музыкой считать вслух. Например, вы включаете музыку и с началом звучания марша с левой ноги на счет «раз» начинаете шагать. Считать лучше всего до четырех, то есть «раз, два, три, четыре» и т. д. Начинать маршировать можно не с самого начала звучания музыки, а после небольшого вступления: в некоторых маршах эти музыкальные вступления прослушиваются очень ясно.

Предварительно малыша нужно подготовить к тому, что шагать вы начнете не сразу, а с определенной музыкальной фразы. Когда кроха научится шагать в такт музыке, вы можете предложить ему выполнить это движение целым строем: привлеките других членов семьи. Во главе колонны поставьте малыша и шагайте вслед за ним. Когда вы научитесь шагать под один какой-нибудь марш, полезно поменять музыкальное произведение, чтобы малыш мог ориентироваться в любой маршевой музыке. Чем разнообразнее будут звучать марши, тем быстрее ребенок поймет характер и ритм этой музыки.

Подо что танцевать?

  • А. Хачатурян. Балет «Чиполлино»
  • П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков
  • М. Блантер. Футбольный марш
  • О. Газманов. Москва
Веселые зайчики

Прыжки под музыку могут быть самыми разнообразными, и, соответственно, такой же разнообразной должна быть музыка.

1. Можно делать короткие быстрые прыжки на месте на счет «раз-два». Главное, чтобы малыш прыгал точно в музыку.

2. Ребенок на счет «раз-два» делает два прыжка, на счет «три-четыре» стоит на месте. Это упражнение немного сложнее, так как ребенок должен выдержать паузу, а затем точно под музыку опять начинать прыгать. Если вы не можете прыгать вместе с малышом, просто помогите ему взмахами руки, как бы дирижируя. Два прыжка – два взмаха руки. Малютка остановился – и ваша рука замерла на месте.

3. А теперь попробуйте сделать все наоборот. Малыш на счет «раз-два» стоит на месте, на счет «три-четыре» делает два прыжка. В этом случае ваша рука также будет делать взмахи на счет «три-четыре». Во время всех прыжков руки ребенка могут свободно висеть вдоль туловища или он может держать их на талии. Можно дать малышу в руки игрушечного зайчика. Это поможет ему быстрее войти в образ прыгающего зайца. Если вашему крохе нравится выполнять какие-то свои прыжки, не останавливайте его. Поинтересуйтесь, чьи прыжки он изображает, и в ненавязчивой форме постарайтесь направить в ритм музыки.

Подо что танцевать?

  • М. Глинка. Полька
  • С. Прокофьев. Шествие кузнечиков
  • А. Хачатурян. Танец Тыквы из балета «Чиполлино»
  • В. Шаинский. Антошка, Песенка про кузнечика
Сочиняю танец сам

Малыш с наибольшим удовольствием будет выполнять те движения, которые придумает сам. Предложите ему станцевать свой собственный танец. Вместе выберите музыку. Если движения не будут соответствовать музыке, ни в коем случае не критикуйте малыша. Просто покажите ему, как бы вы сами станцевали. Возможно, ребенок прислушается к вашему мнению и вы вместе подберете соответствующие музыке движения. После этого можно поиграть с малышом в игру под названием «Танцующая статуэтка». Вы включаете музыку, и ребенок начинает под нее танцевать. Затем вы неожиданно останавливаете звучание, а малыш должен замереть на месте до окончания паузы. С продолжением звучания малютка опять начинает движение. Пауза не должна быть длиннее 5–7 секунд, иначе игра крохе быстро надоест. Музыкальное произведение лучше периодически менять: игра будет более разнообразной, и это поможет ребенку лучше ориентироваться в начале и окончании звучания музыки. Затем можно усложнить занятие и использовать музыку со сменой темпов. Например: начало произведения быстрое, активное, затем переход на медленную, спокойную мелодию, и в конце снова звучит быстрая часть.

Если трудно подобрать готовое произведение, можно составить его самостоятельно: первая часть - фрагмент быстрой польки, вторая – любая медленная мелодия, в третьей может повториться полька. Главное, чтобы все фрагменты имели ясно различимую законченную форму. Дайте малышу прослушать все произведение и попросите определить, какой темп имеет каждая часть. Затем предложите исполнить танец. Движения должны меняться со сменой темпа музыки. Упражнение поможет малышу отличать быструю музыку от медленной и двигаться в соответствии с ее ритмом.

Подо что танцевать?

  • Вальсы И. Штрауса
  • Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского
  • Русская народная песня «Калинка»
  • Инструментальная музыка И. Крутого и Р. Паулса
Наши ножки так устали

После ходьбы и прыжков предложите малышу более спокойные движения. Их можно выполнять стоя или даже сидя. Поставьте звучать какой-нибудь спокойный вальс и вместе с ребенком начинайте движение руками: можно изображать, как качаются деревья или высокая трава. Поднимите обе руки высоко вверх и качайте ими над головой. На счет «раз-два-три» наклоните руки влево, а на счет «четыре-пять-шесть» вправо.

Придерживайтесь только такого, характерного для вальса счета. Под такую музыку можно выполнять наклоны головы или туловища, медленные приседания. На счет «раз-два-три» наклоняетесь вперед или приседаете, на счет «четыре-пять-шесть» выпрямляетесь или встаете. Можно выполнять эти движения под любую другую спокойную музыку. Возможно, в таком случае счет, под который будет двигаться ваш малыш, изменится. В зависимости от звучащего произведения вам придется считать на «раз-два» и «три-четыре». В любом случае предварительно вы сами должны внимательно прослушать и правильно понять ритм музыки.

Подо что танцевать?

  • Вальсы Ф. Шопена и П. Чайковского
  • Л. Бетховен. Лунная соната
  • М. Огиньский. Полонез
  • В. Шаинский. Песня «Улыбка»
  • Е. Крылатов. Колыбельная Медведицы
интересное в сети