Почему важно знать о сензитивных периодах развития ребенка

Знание о наиболее благоприятных периодах для обучения той или иной деятельности так же важно, как садоводу важно знание о том, когда и какие растения сажать, когда поливать и когда ожидать урожая. Как и садоводу, родителям нужно учитывать, что бывают сорта ранние и поздние, и «ранний» не всегда означает «лучший».

Чтобы создать благоприятную среду для речевого развития, необходимо много общаться и разговаривать с ребенком. Пусть вас не смущает, что двухнедельная кроха еще не понимает человеческой речи. Слушая вас, малыш учится интонации родного языка, постепенно учится выделять звуки и слова. Оказывается, когда мы говорим, наш собеседник подсознательно незаметно копирует нашу мимику, а она разная у разных языков. Если понаблюдать за еще не говорящими 6-месячными малышами разных национальностей, мы увидим, что у них разная микромимика. У китайских младенцев, отданных в ясли с англоговорящими сотрудниками, за довольно короткий срок поменялась микромимика. Поэтому важно не просто говорить с младенцем, но и как можно чаще приближать к нему свое лицо, чтобы он читал и копировал вашу мимику. Еще имеет место такой факт, как повышенная по сравнению с мужчинами потребность женщин разговаривать. Так что наша болтливость не случайна: именно матери учат своих детей говорить.

Помимо речи, в младенческие годы ребенку необходима многообразная сенсорная стимуляция. Как известно, речь находится на кончиках пальцев. Малыш нуждается в разнообразных занятиях и играх с предметами разной фактуры, а с года – с мелкими предметами. Но как обеспечить его безопасность? На любых игрушках, имеющих мелкие части, написано: «для детей старше 3-х лет».

Как же люди жили веками и развивали малышей? Все новое – хорошо забытое старое. Как раньше обходились без развивающих набор бус, мозаики, паззлов и теста для лепки? Ответ прост. Русский крестьянин владел 10 тысячами операций! И учился этому с раннего возраста. Дети собирали ягоды (мелкая моторика!), помогали матери месить тесто, мяли руками капусту перед засолкой, шили, гладили котят, кормили пшеном кур. (Моего деда старший брат хлестнул кнутом за то, что тот неправильно запряг лошадь.)

Ошибкой было бы полагать, что в компьютерный век дети более развиты. Если ребенка с раннего возраста усадить за телевизор или монитор, у него останутся недоразвитыми важнейшие психические функции. В Америке давно обратили внимание на то, что первоклассники не понимают обращенную к ним речь. Т.е. дети не просто проявляют непослушание и не выполняют инструкций – они их не понимают. Когда я привела в садик трехлетнего малыша, меня спросили воспитательницы, умеет ли ребенок играть. Я ответила утвердительно, но вопрос меня шокировал. А они пояснили: многие дети не умеют играть. А это серьезно тормозит их развитие.

Развитию ребенка в современном мире угрожает и повышенное внимание к его безопасности и тяга к стерильности. Под лозунгом безопасности и чистоты мы не даем малышам возиться в луже, ползать по полу, лазать, прыгать и исследовать новые предметы. Нам проще и комфортней усадить его в манеж, за столик, за монитор. А между тем Монтессори считала, что каждое движение ребенка – еще одна складочка в коре больших полушарий. Для малыша физическое развитие равно умственному, одно из другого вытекает. Малыш познает мир, вступая в контакт с предметами.

Как обеспечить ребенку свободу движений и занятия с мелкими предметами без риска для его безопасности? Мне давно хотелось, чтобы годовасик играл с песком, но он все тащит в рот. Я долго лазила по родительским сайтам, и вдруг наткнулась на блестящую идею: заменить песок манкой! И вот сидит мой мальчик, и с удовольствием пересыпает манку из коробки в пластиковый контейнер, вот он рисует пальчиком на припорошенном манкой столе, а потом и стекле с подсветкой. Конечно, он попробовал манку, но она ему не понравилась. Также вместо бус и шариков можно использовать рис, фасоль, гречку, и их можно даже покрасить в домашних условиях. Недавно мы посетили игровую группу. И чем вы думаете он в ней занимался? Из всего изобилия ярких дорогих игрушек, больших домиков, напольных паззлов, рычащих динозавров и смеющихся клоунов, сынок сразу выбрал ...поднос с рисом и ложку к нему, и полчаса пересыпал рис из одной кастрюльки в другую, игнорируя все остальное.

Необходимо понимать и уважать тягу ребенка (маниакальную порой) к порядку. Порядок в помещении, во времени и отношениях, последовательность взрослых и ровное поведение дают малышу уверенность. Порядок – это не симметрично расставленная мебель. Порядок – это сон ночью и бодрствование днем, одинаковые требования со стороны взрослых, обувь в прихожей, зубная паста в ванной, своя чашка и своя кроватка, поцелуй и чтение книжки на ночь и улыбка с утра. Если мама требует от ребенка сегодня, чтобы он не мешал ей разговаривать с подругой, а завтра велит ему выйти из комнаты и рассказать тете стишок, он не поймет, почему вчера поощрялось одно поведение, а сегодня – другое. Это непорядок, и ребенку трудно это принять. Он негибкий и не понимает пока нюансов. «Можно» и «нельзя» не должны зависеть от настроения взрослых.

Личный опыт

У меня был интересный опыт волонтерской работы в классе с детьми, у которых были такие диагнозы как аутизм, гиперактивность и синдром дефицита внимания. На стене – четкое расписание на день, от которого не отклонялись ни на минуту. Строгий режим, внимательное отношение учителей и помощников, занятия, соответствующие возрасту, интересам и возможностям детей. Я была поражена: все дети охотно и успешно выполняли задания, все было мирно, тихо и доброжелательно. На перемене я сказала учительнице, что не догадалась бы о проблемах деток, если бы мне не сказали. Она расцвела: да, режим и особая структура занятий, принимающая во внимание особенности детей, творят чудеса. «Дома они ведут себя по-другому, - поделилась учительница. – Ведь дома невозможно обеспечить идеальный порядок. А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости. Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы».

Этот опыт пригодился мне со своим сыном. Один из старших сыновей напрягал, и порой нешуточно, своей тягой к предсказуемости и порядку. Мне, личности творческой, это было непонятно, неудобно и иногда возмутительно. Мне казалось, что меня покушаются переделать. Когда я поняла своего мальчика, я постаралась изменить свое поведение, больше внимания уделять планированию, заблаговременно предупреждала его о намечающихся событиях, заранее выдавала его школьную форму из стирки, и острых углов удавалось избегать. В то время я считала себя экспертом в области развития мелкой моторики, но как-то совершенно упустила из виду естественную детскую любовь к порядку. Сейчас он главный мой помощник, и достается же нам от него! Его тяга к порядку при оригинальном уме выражается в дисциплинированном подходе к учебе, большой ответственности и надежности. Он любит математику, которая требует дисциплины.

Для плодотворного воспитания необходимо учитывать особенности различных периодов развития ребенка, чтобы максимально использовать каждый период. Например, если у мамы на повестке дня обучение ребенка чтению, а ребенок объективно к этому не готов, то результата ждать не приходится. Сензитивный период для обучения чтению наступает в возрасте около 5 лет, и стоит ли приносить ребенка в жертву лозунгу «читать раньше, чем ходить»? Можно, конечно, перехитрить природу и силой добиться желаемого, но результат не будет полноценным, и могут пострадать отношения с ребенком. Помните, как в русской сказке о медведе, который захотел в подражание крестьянину сделать лук, но только ломал прутья. А крестьянин, видя бесплодные усилия могучего, но неуклюжего друга, сказал ему, что для изготовления лука надобна не только силушка богатырская, но и умение, и терпение. Так и с ребенком. Мамы-тигры и папы-орлы, безусловно, будут добиваться результатов и писать книги об успешных детях. Вероятно, позже мы услышим от их звездных детей совсем другие истории.

В детском развитии есть общие правила, но в каждом конкретном случае возраст наступления определенных сензитивных периодов и их протяженность будут индивидуальны. Единственно, что хотелось бы отметить: как бы ни было сдвинуто овладение умениями конкретного ребенка, нужно помнить, что их последовательность неизменна. Т.е. пока ребенок не научился ходить, он не сможет бегать. Сначала ребенок учится произносить гласные, потом – согласные. Сначала – сидеть, потом – стоять. При задержках развития умения будут приходить позже и медленней, но именно в такой последовательности.

интересное в сети