Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

10 простых занятий, которые улучшают умственное развитие малыша

Интеллект не всегда зависит от генетики. Проблем с учебой в школе точно не будет, если с рождения правильно воспитывать малыша, следить за его физическими данными.

31 августа 20211
умственное развитие ребенка
Источник:
FG Trade / E+ / Getty Images

Когда мамы знают, чему должен научиться ребенок к определенному возрасту, то всегда смогут вовремя забить тревогу и подкорректировать развитие.

Ведешкина Татьяна
психология

детский психолог в клинике «СМ-доктор»

Ползание на четвереньках

Из курса биологии известно, что левое полушарие мозга отвечает за движения в правой части, а правое — в левой. Тесная связь между полушариями формируется именно в младенчестве. Как раз ползание, во время которого ребенок поочередно совершает движения правой рукой — левой ногой и наоборот, помогает этому развитию. Важно, чтобы малыш не просто передвигался на животе, как каракатица, а мог координировать движения ручек и ножек.     

«Большинство детей начинают ползать в полгода, — говорит врач. — Условной нормой считается временной отрезок с 5 до 9 месяцев. Умение передвигаться на четвереньках способствует улучшению осанки, укреплению мышцы спины. Чем дольше малыш ползает, тем лучше он подготавливает себя к вертикальному положению, то есть к ходьбе».

Конечно, не стоит паниковать, если ребенок так и не научился ползать к 9 месяцам. Но родители могут помочь крохе в развитии этого навыка. Например, чаще класть ребенка на пол, а рядом выкладывать любимую игрушку. Тогда у малыша появится стимул и желание добраться до цели. Как только он сумеет это сделать, нужно обязательно порадоваться вместе с сыном или дочкой его успехам. На другой день расстояние до финиша можно увеличить. А еще очень полезно общение с ползающими сверстниками, с которых можно взять пример.

Плавание

Сейчас все большую популярность набирает грудничковое плавание. Считается, что начинать можно, как только заживет пупочная ранка, обычно это происходит в первые 2-4 недели жизни. Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости, водная среда после рождения продолжает восприниматься естественно.

«Грудничковое плавание способствует снижению мышечного тонуса и оказывает легкое массирующее действие, усиливая местное кровообращение и кислородное питание тканей», — комментирует Ведешкина.

Недавно ученые выяснили, что плавание улучшает когнитивные функции и помогает формированию в мозге новых нейронных связей. Различные исследования показали, что у пловцов скорость мышления и острота внимание гораздо выше, чем у тех, кто редко посещает бассейн. Важно не просто держаться на воде, а плавать брассом. Также плавание хорошо тренирует память у детей. Психологи проводили эксперимент и сделали вывод, что после водных процедур дети отлично запоминают новые слова.

+15

Игра в прятки

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей можно начинать играть в прятки с года. До 2 лет дети очень любят игру в «ку-ку»: мама склоняется над крохой и прячет за руками свое лицо, приговаривая «где же мама?». Дальше «прятки» уже усложняются. Данная игра помогает развитию внимания, восприятия и памяти.

Использование языка жестов

Язык жестов — отличная возможность узнавать своего ребенка раньше, чем он начал говорить. Это способствует пониманию и формированию доверительных отношений.

«Развитие детей, которые общаются языком жестов, может опережать развитие детей, которые этого не делают, — считает врач. —  Когда мы называем слово, оно переносится в слуховой центр головного мозга. Когда мы показываем слово и называем его, тогда оно переходит еще и в зрительный, и двигательный центр. Получается, что оба полушария работают на усвоение языка».

Пение

Для начала можно петь ребенку самостоятельно или окружить его качественной музыкой. Хорошо, если мама или папа поют, но можно просто включать треки профессиональных певцов. «В психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний, — замечает врач. — Мелодия успокаивает и дает ощущение безопасности малышу. Вокал очень связан с речью и речевым аппаратом в целом, поэтому оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься самостоятельно — от 5 до 7 лет».

сколько игрушек нужно ребенку
Источник:
Thanasis Zovoilis / Stone / Getty Images

Чем проще игрушки, тем лучше

Кубики, резиновый мячик, плюшевый медвежонок, пластмассовая кукла — эти игрушки гораздо лучше говорящих гаджетов, развивают воображение и мышление. Возможно, малыш придет в восторг от полицейской машины с сигнализацией, но она чересчур примитивна. Больше будет пользы, если ребенок сам продумает маршрут и сымитирует звук сирены.

Важно, чтобы малыш мог самостоятельно продумать сценарий игры. Интерактивные вещи превращают детей в наблюдателей, а они должны быть участниками выдуманных событий. Кстати, не стоит задаривать кроху всевозможными игрушками. Давно доказано: ребенок может воспринимать не более пяти предметов. Избавляйтесь от стереотипа о том, что счастливое детство невозможно с деревянными лошадками и бумажными куклами. Дети радуются общению, забавам, играм в реальном, а не виртуальном мире.

Игра на музыкальных инструментах

Большинство детских музыкальных инструментов подойдут ребенку от года. Ведь даже первую и любимую игрушку — погремушку — можно условно считать музыкальным инструментом. Занятия музыкой, без сомнения, способствуют раннему развитию в целом и развитию творческого, нестандартного мышления. Лучше выбрать старый добрый металлофон или обычные деревянные ложки, а не яркую гитару, которая вам споет любую мелодию, стоит только нажать одну клавишу.

Раскрашивание

Начинать раскрашивать можно, как только ребенок научится держать карандаш или кисточку в руке, до 3-х лет этот процесс чаще всего сопровождается помощью взрослого. И уже к 4 годам ребенок может раскрашивать, соблюдая контуры и размеры рисунка самостоятельно. Раскрашивание развивает мелкую моторику, а она непосредственно влияет на развитие речи ребенка.

Движение

ВОЗ рекомендует не оставлять детей надолго (более часа) в манеже, коляске или кроватке.   Чем больше ребенок будет двигаться, тем лучше. «Высокий уровень физической активности способствует развитию крупной моторики, — говорит врач. — Это базовые двигательные навыки, которые дают ребенку контролировать мышцы в руках, ногах и туловище. Развитие интеллектуальных способностей детей напрямую зависит от его общего физического здоровья. Не забывайте про это».

какие книги читать ребенку
Источник:
Getty Images

Сказка не только на ночь

Книжек не стоит бояться, чтение — это полезно и благотворно. Уже с 6-9 месяцев можно покупать детскую литературу и вместе с малышом рассматривать картинки из различных сказок. Этот навык расширяет представление ребенка о мире, знакомит со всем, что окружает малыша: природой, предметами и т. п.

Что тормозит развитие ребенка

  • Одиночество

Современная психологическая наука утверждает, что до 7 лет оставлять детей одних дома нельзя. Особенно, если они этого не хотят.  Вы должны четко объяснять, куда и зачем уходите, когда вернетесь. Время, проведенное без родителей, должно увеличиваться постепенно. Нейропсихологические исследования показывают, что одиночество приводит к быстрой деградации нейронных клеток и связей между ними. «Недостаточная социальная стимуляция негативно влияет на мышление и память, гормональный гомеостаз, а также на устойчивость к физическим и психическим нагрузкам», — заключила врач.

  • Отказ от грудного вскармливания

Материнское молоко не только идеальная еда для младенца, оно защищает кроху от стрессов и повышает интеллект. Также грудное вскармливание — великолепный мышечный тренинг.

  • Раннее развитие

Сейчас все хотят воспитать вундеркиндов, поэтому едва малыш научился ходить, его сажают за стол и заставляют повторять иностранные слова, учить таблицу сложения и т.д. Родители этим только вредят ребенку. До 2-х лет он должен познавать мир через ощущения, а не через экран компьютера. Позволяйте сыну или дочке все трогать руками. Дети постоянно тянут в рот тот или иной предмет по простой причине: они получают сигналы в кору головного мозга от всех органов чувств. Очень полезны пальчиковые игры, которые развивают моторику.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения