В известной комедии «По семейным обстоятельствам», по задумке сценариста, половину букв алфавита не выговаривал именно логопед в исполнении Ролана Быкова. А в жизни бывает так, что малыш с рождения слышит не совсем корректное произношение. Значит ли это, что ребенок «унаследует» от родителей проблемы с речью? Разбираемся в вопросе со специалистом.

Юлия Брызгалова
Юлия Брызгалова
Логопедия

руководитель направления «Логопедия» онлайн-платформы развития речи у детей Novator

Личный сайт

Родители с нарушениями речи могут передать эти дефекты своим детям. К наиболее распространенным логопедическим проблемам у взрослых относятся

  • картавость (нарушение в произношении звуков «р» и «рь»),

  • шепелявость или сигматизм (неправильное произношение свистящих и шипящих звуков),

  • заикание (частое повторение или пролонгация звуков, слогов, слов),

  • дислалия (неверное произношение звуков).

Произношение звуков не наследуется генетически, но дети учатся говорить, подражая родителям. Если кто-то из них неправильно произносит звуки, ребенок с большой долей вероятности будет говорить так же. Чаще дети имитируют речь человека, к которому больше тянутся. Например, папа шепелявит, мама — нет, но если авторитет у папы выше, то ребенок будет подражать его звукоизвлечению.

«Фефекты фикции»: какие речевые нарушения родители передают детям

Гимнастика для профилактики

Речевые дефекты можно предотвратить. Профилактикой служат артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие мелкой моторики. Советский физиолог Марионилла Кольцова предлагала рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. 

Другой не менее важный шаг — коррекция нарушений речи у родителей. Взрослым тоже можно ставить звуки, и если сделать это вовремя, то риски ошибок в речи у ребенка исчезнут. 

Желательно сформировать вокруг малыша пространство с правильной речью, чтобы он слышал не только маму или папу с некорректным произношением. Можно включать аудикниги, в которых текст читают профессиональные дикторы. Прослушивая сказки, ребенок запоминает, как произносятся те или иные звуки, а также учится правильно выстраивать ритмический рисунок речи.

В период активной стадии формирования звуков — в возрасте 4-5 лет — объясните ребенку, почему папа, мама или другие родственники произносят звуки неправильно и почему не стоит за ними повторять. При этом сформировать у него мотивацию к правильному звукоизвлечению. Зачем нужно говорить красиво? Что это дает? На эти вопросы должен быть четкий ответ. Например, можно сказать, что грамотная речь облегчает коммуникацию и помогает заводить новых друзей. В этот же период стоит отвести ребенка к логопеду. 

«Фефекты фикции»: какие речевые нарушения родители передают детям

Нормы речевого развития 

Считается, что к шести годам заканчивается формирование речевых органов, и ребенок должен без проблем произносить все звуки, включая «сложные» «р» и «л». Если же есть речевые дефекты, лучше обратиться к специалисту-логопеду. Причем чем дольше существует проблема, тем больше времени требуется на ее исправление. 

Индикаторы проблем с речью у ребенка: 

  • К 3 годам не произносит более 10-15 звуков раннего онтогенеза, среди которых [П], [Б], [Т], [Д], [В], [Ф], [М], [Н] и их мягкие пары;

  • В 4-5 лет не произносит звуки: [С], [С'], [З], [З'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

  • В 5 лет неправильно произносит  звуки: [Л], [Л’], [Р], [Р']. 

Родители с неправильным звукопроизношением могут не придавать значения аналогичным нарушениям у своих детей. Однако это может мешать ребенку хорошо учиться, общаться, влияя на самооценку. Обращение к специалисту позволит избежать этих проблем, а также психологически подготовить ребенка к условиям детского сада или школы. Важно помнить, что обратиться за помощью никогда не поздно.