как проверить произношение звуков у ребенка
Фото
Andrea Obzerova/Getty Images/iStockphoto
Елена Косинова
логопедия

логопед-практик, научный сотрудник Института коррекционной педагогики, автор детских обучающих пособий издательства «ТЦ Сфера»

t.me/logopedkosinova

Ко мне на консультации по вопросам развития речи часто попадают дети с так называемым «горловым» произношением звука Р. При этом родители пребывают в уверенности, что ребенок замечательно рычит! Приходится им объяснять, что норма для русского языка — это когда вибрирует кончик языка, поднятый за верхние зубы. Предлагаю им взять зеркало и понаблюдать, что делает язык, когда они сами произносят звук Р (конечно, при условии, что сами родители произносят звук Р правильно). Если семья не собирается жить во Франции, где «горловое» произнесение является нормой, стоит заняться исправлением произношения у ребенка.

Еще, по моим ощущениям, участились случаи, когда после занятий с логопедом родители начинают сомневаться, правильно ли ребенок произносит «поставленные» звуки. И часто выясняется, что ошибки действительно есть, а их продолжают закреплять на занятиях. Иногда неспециалисту сложно на слух понять, правильно или неправильно произносится звук. Поэтому имеет смысл консультироваться с разными специалистами.

Но сначала нужно разобраться, когда вообще можно требовать от ребенка правильного произнесения разных звуков.

Логопедический чек-лист

Все дети развиваются по-разному и общепринятых возрастных норм по произношению нет, но ориентироваться можно на такие средние значения.

3-4 года

Должно насторожить:

  1. Ребенок к четырем годам пропускает или заменяет звуки К-Кь, Г-Гь, Х-Хь, Д-Дь, Т-Ть, В, Ф другими: гуси — дуси, вата — ата, дом — гом и т. п.

  2. Постепенно не уходит смягчение простых звуков: дом-дём и т. п.

  3. Ребенок произносит твердые звуки вместо мягких: тётя–[тота].

Допустимо: звуки С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ль, Л, Р, Рь либо смягчаются, либо заменяются на более простые: сок — сёк, шапка — сяпка, фапка; рыба- йиба, либа, ыба.

4-5 лет

Должно насторожить:

  1. Ребенок в этом возрасте смягчает звуки С и З или заменяет их на другие: собака — сябака, табака.

  2. Не произносит звук Ль: лимон — йимон.

Допустимо:

Р и Рь заменяет на Й, Ль или пропускает: рука — ука, йука, люка.

5-5,5 лет

Звуки С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р произносятся правильно.

Допустимы единичные ошибки, когда ребенок смешивает звуки в сложных словах и предложениях: С-Ш (Старушка сушит сушки), Л-Р (Карл у Клары украл кораллы, лаборатория).

как проверить произношение звуков у ребенка
Фото
Miodrag Gajic/Getty Images/E+

Не являются физиологическими ни в каком возрасте такие особенности, которые логопеды называют искажениями: при произнесении С, З, Ш и других звуков язычок высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающий звук), звук Р произносится «горлышком» (на манер французского звука) и др. Такие нарушения сами, как правило, не проходят. Придется заниматься с логопедом.

Как проверить, правильно ли ребенок произносит звуки? 

У логопедов существует множество приемов. А что могут сделать родители?

  1. Родители могут тренировать свое ухо и прислушиваться к тому, как говорит малыш. Даже если взрослый неправильно произносит звук Р, он в состоянии услышать неверное произнесение ребенка.

  2. Взрослые должны знать, какое положение должен занимать язык при правильном произнесении звуков. Если родители считают, что они произносят звуки правильно, можно проанализировать свое произнесение, рассмотреть в зеркало, что делают губы и язык. Или прочитать описание правильной артикуляции и сравнить.

  3. Затем можно попросить ребенка медленно произнести интересующий нас звук в окружении гласных и внимательно смотреть ему в рот. А что там язык делает? Правильно ли язычок работает? Например, мы хотим проверить произношение звука Ш. Просим ребенка: спой медленно, как я! А-ША, А-ША. Такой прием поможет заглянуть ребенку в рот, даже если у него есть особенности прикуса, например, он очень плотно смыкает зубки.

Главное, чтобы взрослый знал, что при произнесении звука Ш язычок должен подниматься вверх, и смог увидеть это.

как проверить произношение звуков у ребенка
Фото
Getty Images

Правильная артикуляция основных «сложных» звуков (в упрощенном виде)

Взрослые, далекие от логопедии и фонетики (лингвистики), должны понимать, что есть буква С, но два звука — С и Сь (буква Р и звуки Р и Рь, буква Л и звуки Л и Ль). Произносятся твердые и мягкие звуки по-разному. Мягкие звуки, как правило, легче для ребенка. Поэтому он может правильно произносить звук Рь в словах «репка», «рисунок», но твердый звук Р при этом не получается. И научить ребенка произносить Р от Рь нельзя. Можно только все испортить. Чаще встречаются случаи, когда ребенок не может произносить оба варианта.

Звуки С и З: кончик языка опущен вниз и находится у основания нижних резцов, губы растянуты в легкой улыбке.

Основные нарушения (их намного больше, чем здесь описано):

  • кончик языка просовывается между передними зубами;

  • кончик языка поднят вверх или упирается в верхнюю часть нижних резцов (звук, похожий на Т);

  • кончик языка опущен вниз, но язык оттянут назад (слышится звук, похожий на Щ);

  • язык работает несимметрично (одна часть языка поднята, другая — опущена, слышится хлюпающий звук); 

  • уголки нижней губы прижимаются к верхним зубам (звук похож на Ф: вместо «санки» — «фанки»).               

Звуки Ш и Ж: широкий кончик языка поднят вверх (к альвеолам — площадочка за верхними зубами), губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Основные нарушения:  

  • кончик языка просовывается между передними зубами;

  • кончик языка опущен вниз, а язык оттянут вглубь рта (звук похож на Щ);

  • несимметричная работа языка (слышен хлюпающий звук);

  • уголки нижней губы прижимаются к верхним зубам (звук похож на Ф: шуба — фуба); 

  • звуки Ш и Ж заменяются на более простые (шапка — сапка, сяпка).

Звук Л: кончик языка поднимается вверх и упирается в верхние резцы и альвеолы у их основания.

Основные нарушения:

  • звук Л может пропускаться (спала — спаа, лапа — аапа);               

  • кончик языка просовывается между передними зубами; 

  • звук Л заменяется на звук, похожий на английский W (лошадь — уошадь);

  • звук Л может заменяться на другие звуки (например, на В: лук — вук).

Звук Р: кончик языка слегка загибается, поднимается вверх к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.      

Основные нарушения:

  • звук Р отсутствует: рыба — ыба, робот — ообот; 

  • «горловое» произнесение (дрожит мягкое нёбо или маленький язычок, похож на французский вариант); 

  • звук Р заменяется на более простые звуки, которые существуют в русском языке (рука — лука, люка, йука, вука).

как проверить произношение звуков у ребенка
Фото
ljubaphoto/Getty Images/E+

Важно!

  1. Если выявлены нарушения звукопроизношения, устранить их стоит к началу школьного обучения. Иначе возможны разнообразные проблемы при изучении письменного русского языка в школе. Поэтому в 5 лет необходимо обязательно посетить логопеда с целью диагностики состояния звукопроизношения. Если родителей что-то беспокоит, это нужно сделать раньше.

  2. Процесс исправления звукопроизношения не всегда происходит быстро. В зависимости от выраженности проблемы на это может уйти от полугода до года, в сложных случаях даже больше. Поэтому не стоит верить рекламе, в которой обещают «поставить» звуки за несколько занятий. Это действительно реально (в легких случаях). Но на то, чтобы ребенок свободно научился пользоваться сложным звуком в своей речи, потребуются усилия и время.