Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бегает голышом и еще 5 странностей в поведении ребенка — о чем они говорят

Засовывать предметы себе в нос, пить воду из собачьей миски и десять раз подряд залезать под кровать — для человека, не имеющего детей, такое поведение ребенка выглядит более чем странным.

7 марта 20222
странности в поведении ребенка
Источник:
Stanislaw Pytel/Getty Images/Digital Vision

Ребенок бегает голышом

Почему это нормально. Ребенок хочет исследовать не только окружающий мир, но и себя самого. Возможно, именно сейчас вы начали приучать его к горшку, и ему очень интересно рассматривать все части тела, в том числе и те, которые участвуют в этом процессе. К тому же ему, вероятно, нравится ощущение свободного, не обремененного одеждой тела. Многие родители испытывают смущение, столкнувшись с «детским нудизмом», а детям интересно наблюдать за их реакцией. И нет ничего удивительного, что малыша забавляет игра в догонялки, когда вы пытаетесь одеть его насильно.

Главное правило для родителей: дети не должны оставаться без присмотра, даже в собственной комнате и даже на минуту.

Как справиться. Если малыш ставит вас в неудобное положение, позвольте ему побегать голышом дома, где этого не увидят посторонние. Получив такую возможность, он, скорее всего, в конце концов потеряет интерес к такому развлечению.

Но если вы будете реагировать на раздевание криком или смехом, то можете быть уверены, что «странность» сохранится надолго. Не следует также называть поведение малыша гадким, ведь он таким образом исследует мир, и осуждающие слова в адрес его наготы могут поселить в нем комплекс неполноценности, из-за которого в будущем ваш ребенок будет стесняться своего тела.

Засовывает кусочки пищи и другие мелкие предметы в уши и в нос

Почему это нормально. Мелкие предметы удобны для самых разных манипуляций и незаменимы для развития моторики, а значит, интеллекта. Их легко взять в руку, попробовать на вкус, понюхать, осмотреть с разных сторон. Однако маленького исследователя может не удовлетворить привычное применение кусочка пищи, пуговицы или бусины. Он может попытаться протолкнуть их туда, куда не пролезает палец, попытавшись сделать уже «освоенный» предмет продолжением себя.

Хорошо, если объектом изучения в этом случае становится щель в полу или кабина игрушечной машинки. Но собственное тело, и особенно труднодоступные его части, представляет гораздо больший интерес.

Как справиться. Отчасти удовлетворить любопытство крохи можно, исследовав вместе с ним нос, уши и рот с помощью фонарика. Хорошо будет, если вы сможете объяснить ребенку, что продукты — это пища и ее надо класть в рот. Изначально учите тому, как следует поступать, а не рассказывайте, чего делать нельзя, поскольку рекомендации эффективны, а вот запреты порождают искушение. И неизменное главное правило: дети этого возраста не должны оставаться без присмотра.

странности в поведении ребенка
Источник:
Sue Barr/Getty Images/Image Source

Пытается заползти в непроходимые места

Почему это нормально. Изучая пространство своего дома, ребенок использует свое тело как универсальный измерительный инструмент. Малыш, который недавно начал самостоятельно передвигаться, еще мало знает о размерах своего тела, поэтому пытается протиснуться в слишком узкую для него щель между полом и диваном, застревает между ножками детского стульчика. Это не только удовлетворение потребности в движении, но и бесценный опыт для развития интеллекта вашего ребенка. Через некоторое время он сможет составить представление о размерах, границах и возможностях собственного тела.

Как справиться. Используйте любую возможность, чтобы удовлетворить потребность в движении и познании, создайте безопасную среду дома, добавьте к интерьеру детской специальные гимнастические сооружения.

Играет в неподходящих местах, «путается под ногами»

Почему это нормально. Ребенок возводит башню из кубиков посреди прихожей у всех на дороге или затевает игру буквально под ногами у взрослых, а не в своей комнате. Причина такого странного с точки зрения взрослого человека поведения вовсе не «вредность». Он ждет не только внимания к себе, но и реакции на освоение им окружающего пространства. В этом возрасте очень важен контакт, поддержка родителей, но без подавления активности ребенка.

Требования к ребенку должны быть понятными и высказаны спокойно и доброжелательно. Старайтесь искать альтернативу: отбирая опасный предмет, предлагайте не менее привлекательный взамен.

Как справиться. Проявите терпение и мудрость, ищите новые формы отношений, сотрудничества с вашим ребенком. Здесь важно найти баланс между уважением к потребностям малыша и соблюдением границ, необходимых не только для приучения детей к дисциплине, но и сохранения психического здоровья родителей. Требования должны быть понятными и высказаны спокойно и доброжелательно.

Старайтесь искать альтернативу: отбирая опасный предмет, предлагайте не менее привлекательный взамен. Запрещая играть у работающей плиты, предложите пару минут побросать мячик или покажите короткий кукольный спектакль. Вы сократите количество истерик и будете меньше уставать.

Если же малыш продолжает сопротивляться, примените тайм-аут — воспитательный прием, который оценили многие родители. Вам нужно всего-навсего на несколько минут посадить ребенка на стульчик рядом с собой, при этом нет необходимости его отчитывать или делать строгое лицо. Как правило, двух-трех минут бывает достаточно, чтобы «остыть».

Развлекается, издавая громкие звуки

Почему это нормально. Малыш с удовольствием изучает свойства частей своего тела и органов чувств. Он наслаждается возможностями собственного голосового аппарата и тем впечатлением, какое его «вокал» производит на окружающих, с каждым разом повышая уровень децибелов. Другой вариант — исследование свойств предметов, с помощью которых можно добиться грохота, скрипа, стука.

Раздражающий ухо взрослого однообразный звук для ребенка не уступает звучанию музыкального инструмента, ведь его слуховое восприятие во много раз чувствительнее. Для него дверь каждый раз скрипит по-новому, и каждая из кастрюль, по которым он колотит крышкой, имеет уникальный диапазон.

Как справиться. Психологи рекомендуют найти возможность дать ребенку время от времени поупражняться в вокале и прочем «музицировании», найти для этого место, предоставить в его распоряжение достаточное количество звучащих предметов. Если же громкие звуки неприемлемы, подайте пример тихого голоса, перейдя на шепот: ведь странно требовать тишины с помощью крика. Вряд ли малыш поймет вас правильно.

Имейте также в виду, что если в семье принято общаться на повышенных тонах, весь день работает радио или телевизор, ребенок вынужден будет предпринять определенные усилия, чтобы быть услышанным, и, скорее всего, «прибавит громкость».

странности в поведении ребенка
Источник:
Emma Kim/Getty Images/Cultura RF

Пробует на вкус воду из ванны, песок или грязь

Почему это нормально. Когда ваш ребенок был совсем крошечным, он пробовал на вкус игрушки и книги. Теперь ему 1–2 года, и он переходит к экспериментам с мыльной водой и песком. Он продолжает изучать мир, а главный в таком возрасте способ сделать это — попробовать на вкус. Ребенок может пить воду непосредственно из ванны или высасывать ее из резиновых игрушек, облизывать их, даже пробовать на вкус пену. Его также привлекает восхитительная текучесть, мягкость и пластичность песка, и он тащит в рот содержимое совка.

Как справиться. Если вкус песка быстро отбивает охоту есть его, то привычка пить воду из ванны может сохраниться дольше и представлять определенную опасность для здоровья.

Перед купанием постарайтесь напоить ребенка бутылированной или кипяченой водой, сделав акцент на ее вкусовых качествах: «Ах, какая хорошая, приятная водичка, мы с Сашей всегда пьем такую воду из этих чашечек». Можно также предложить сочные фрукты.

Важно, чтобы вода в ванне не была слишком теплой и не вызвала чувства обезвоживания. Если ребенок захотел пить — берите его на руки, заворачивайте в полотенце и несите на кухню. Он должен запомнить, что пить воду следует только там, пусть он привыкнет пить из своей красивой чашки. Создайте «ритуал».

Однако питье воды из ванны чаще объясняется не жаждой, а любопытством и желанием исследовать свойства не только воды, но и своего рта. Это естественное желание в таком возрасте, и важно в этом случае отучить ребенка от глотания воды. Если научить малыша выпускать ее изо рта струйкой и показать, как можно попасть водой в плавающую игрушку, вы не только позаботитесь о маленьком животике, но и выработаете полезный навык, который пригодится ребенку при чистке зубов. Для этой игры также лучше держать под рукой кипяченую воду, особенно если ваша водопроводная сильно хлорирована.

Важно, чтобы отучение от нежелательного поведения не превратилось в борьбу, купание должно остаться любимым удовольствием. Не забудьте, что строгий запрет провоцирует ребенка повторять нежелательное поведение снова и снова, что закрепит привычку, а не избавит от нее.

Больше полезных материалов для мам и пап — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения