готов ли ребенок к школе
Фото
Getty Images
Ксения Сыроваткина-Сидорина

Педагог-психолог, методист службы психолого-педагогического сопровождения школы № 1505 «Преображенская» г. Москвы

gym1505v.mskobr.ru/#/

При поступлении в первый класс ребенок должен быть развит физически, психологически и интеллектуально. Чтобы понимать степень развития и готовности малыша к школе, родители должны наблюдать за ним, обращать внимание на поведение, оценивать объективно его возможности в этот период.  

Для определения интеллектуального уровня развития дошкольника разработаны самые разные тесты с заданиями: написать крючки, обвести по точкам цифру, посчитать кубики, найти лишний предмет в ряду, раскрасить картинку по образцу, заштриховать предмет и т. д. Ребенок выполняет упражнения, а мамы и папы видят его успехи.

Психологическая готовность. Более сложный момент для родителей, хотя выводы можно сделать, просто наблюдая за особенностями поведения ребенка. Один из важнейших элементов психологической готовности — эмоционально-волевая сфера, но именно эту область сложнее всего развивать. Во-первых, родители часто недооценивают проблему, списывая особенности поведения своего сына или дочки на проявление характера или возраст. Во-вторых, даже заметив тревожные сигналы, взрослые часто остаются наедине с проблемой: специальную литературу или экспертов, которые помогли бы справиться, найти довольно сложно.

Есть проблемы — маркеры будущих трудностей в обучении, с ними нужно работать, сами они не пройдут. Психологическая готовность к школе первостепенна, она важнее умения читать или писать.

В норме дошкольник должен уметь:

  • контролировать свое поведение и эмоции;

  • слышать устную инструкцию и выполнять ее;

  • принимать критические замечания со стороны взрослого;

  • размышлять на разные темы;

  • уметь решать логические задачи;

  • выполнять разные задания, в том числе и неинтересные ему, на протяжении 15-20 минут.

Если родители видят какие-то особенности в поведении сына или дочери, нужно уже сейчас обратиться к специалисту (логопеду, психологу, нейропсихологу, неврологу). За весну и лето можно поработать над развитием ребенка в легкой игровой форме, и тогда ему будет гораздо легче учиться в школе.

Например, дошкольник «зеркалит» буквы, имеет  проблемы с речью — это компетенция логопеда. Ребенок неуклюжий, натыкается на предметы, плохо контролирует свои эмоции, неусидчив, имеет сложности в запоминании стихотворений, медлительный, не может перерисовать картинку с образца — нужно обратиться к нейропсихологу. С помощью специальных зданий и двигательных упражнений он поможет развить необходимые для учебной деятельности зоны мозга.

Если в первый класс придет не совсем готовый к обучению ребенок, незрелый в психологическом плане, ему будет труднее учиться, он не сможет легко найти друзей, будет отставать от темпа класса, потому что он еще не готов на физиологическом уровне. Обычно у таких детей не сформирован интерес к учебной деятельности, нет понимания, для чего он должен делать то, что не хочет. Дисгармоничное развитие влияет на поведение, поведение — на усвоение учебного материала, а неудачи в школе ведут за собой психологические проблемы (повышение уровня тревожности, агрессивности и т. д.).

На что стоит обратить внимание

  • Физическое развитие: во время занятий физкультурой особенно полезны упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, шеи. Это поможет ребенку в дальнейшем переносить нагрузку во время долгого сидения.

  • Готовность руки: с 5 лет нужно обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш или ручку. Чтобы у него выработалась правильная привычка, для письменных работ покупайте трехгранные карандаши и ручки. Рисовать только фломастерами нежелательно: они не способствуют развитию мелкой моторики, ребенок не чувствует нажим стержня. Для тренировки мышц руки подходят такие задания, как раскрашивание, обведение по контуру и штриховка — обычным цветным карандашом.

  • Произвольность: ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться/одеваться, убирать сменную обувь в мешок, вешать на место куртку и сменку; организовывать свое рабочее место; соблюдать правила группы; уметь работать по инструкции.

  • Личностные качества: в возрасте 6-7 лет нужно знать моральные нормы: что можно, что нельзя; что хорошо, а что плохо. Проверять готовность к школе можно по тому, как ребенок общается с детьми и взрослыми, как выходит из конфликтных ситуаций, как и во что играет на площадке (двигательные игры, без правил или умеет слушать, отстаивать свое мнение).

    Когнитивные функции: будущий первоклассник должен уметь составить рассказ по картинке, копировать узор по клеткам/без клеток, быть внимательным (найди 10 отличий), хорошо запоминать наизусть.

готов ли ребенок к школе
Фото
Getty Images

Нужно ли уметь читать и считать?

Современные реалии диктуют, чтобы ребенок шел в школу с базовым умением читать: по слогам и с пониманием прочитанного. Потому что 85% дошкольников уже умеют это делать, догонять во время учебного года сложнее, как и переучивать. Некоторые малыши читают по буквам, но это тоже неправильно. Если родители не знают, как учить ребенка чтению, лучше не браться за дело, а обратиться к специалистам.

Что касается математики. Хорошо, если ребенок в этом возрасте умеет считать от 1 до 10 и от 10 до 1; понимает, что такое сложение и что такое вычитание; умеет сравнивать и определять — больше, меньше или равно; называет и показывает минимум 5 геометрических фигур.

В этом возрасте пора знать названия и последовательность месяцев, времен года, дней недели и частей суток, а также уметь выделить их признаки.

Показателем готовности к обучению будет рассказ дошкольника о себе, семье, профессии родителей, городе, окружающем мире. Эти базовые знания помогают ему осознавать, что он личность, то есть доказывают психологическую готовность к школе.