Мальчики и девочки: два разных мира

У вас родился сын? Прекрасно! На свет появилась дочка? Замечательно! Но помните, к воспитанию в каждом случае надо подходить по-разному.

Фото №1 - Мальчики и девочки: два разных мира
НАДЕЖДА МАЗУРОВА

НАДЕЖДА МАЗУРОВА

психолог

Про физиологию

Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриутробной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и начинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не только за анатомические особенности пола, но и за особенности половой дифференциации мозга. То есть на биологическом уровне определяется, будет малыш в дальнейшем решать вопросы «по-мужски» или пользоваться «женской логикой».

Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному. Мужчина охотился, женщина собирала. Мужчина защищал, женщина нянчила. Миллионы лет структура мозга мужчин и женщин изменялась под давлением отличающихся друг от друга требований. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женщины ориентированы на выживаемость, а мужчины − на прогресс. Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей «не так жалко».

Среди детей с нарушениями зрения, слуха, речевыми проблемами, с задержкой психического развития значительно больше мальчиков. При резком изменении условий среды особи женского пола могут быстро приспособиться, а мужского – нет. Им нужно быстро найти другое место обитания. Этим определяется высокая предрасположенность всех мальчиков к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. В частности, удлинение периода детства − прогрессивный признак, и он больше выражен у мальчиков: их детство длится дольше, чем у девочек. Девочки рождаются на 3−4 недели более зрелыми, а к подростковому периоду эта разница достигает примерно двух лет.

Мальчик и девочка – это два разных мира. Их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если вы уже растите дочку, а у вас родился сын, вам во многом придется начинать с нуля: опыт воспитания дочки иногда не только не помогает, но будет мешать.

Фото №2 - Мальчики и девочки: два разных мира

Про психологию

Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики − на зрительные. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки − и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Мальчики и девочки, мужчины и женщины живут в разных мирах, для них приоритетны разные ценности, действуют они, следуя разным жизненным правилам. Вот фрагмент из книги Алана и Барбары Пиз «Язык взаимоотношений»: «Мужчина никогда не может разыскать свою вещь, но всегда ставит компьютерные диски в алфавитном порядке. Женщина всегда разыщет потерявшиеся ключи от машины, но редко найдет наиболее короткую дорогу к пункту назначения. Мужчины изумляются, как может женщина не заметить мигающий на приборной панели машины красный сигнал тревоги, но мгновенно обнаруживает грязный носок, валяющийся в темном углу на расстоянии 50 метров от нее. Женщин потрясает тот факт, что мужчина, который, глядя в зеркало заднего вида, в состоянии загнать машину в узкую щель, не может разыскать дверь с табличкой «М» в просторном холле.

Про ожидание

Часто будущие родители творят образ ребенка, в том числе и его пол. И иногда мама хочет только девочку, а папа – только мальчика. Тот, кто родится, заранее поставлен в ситуацию неполного принятия либо со стороны мамы, либо со стороны отца. Но важно помнить: ребенок всегда хочет понравиться родителям и будет действовать, исходя из их ожиданий. Еще во внутриутробном периоде малыш получает информацию об ожиданиях родителей. Какой дискомфорт может переживать девочка, получившая информацию, что она ОБЯЗАНА быть мальчиком!

Фото №3 - Мальчики и девочки: два разных мира

Родителям девочки

Считается, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков, потому что они более послушные, разумные, спокойные. С ними легче договориться, мамы их быстрее понимают. Однако посмотрим на современных девочек. Они активнее (а порой агрессивнее) многих мальчиков. Они готовы отстаивать свою точку зрения, с трудом идут на компромиссы, самодостаточны. Девочки стали с увлечением заниматься карате и ушу, употреблять для беседы с подружками нецензурные выражения, в качестве основного способа решения вопросов все чаще выбирать силовой.

Для многих девочек стало непрестижным быть женственными − это воспринимается как проявление нслабости. Намного интереснее стать этакой «суперледи», руководить мальчиками, а при случае уложить противника на обе лопатки. Девочки все больше настроены на карьерный рост. Беда в том, что и дома девушки продолжают применять «силовые методы борьбы с препятствиями».

Большинство разводов во всем мире в последние десятилетия совершается по инициативе женщин – хранительниц семейного очага! Произошли изменения в женской психологии и характере. В этой обстановке сложно (но крайне важно!) воспитывать в маленькой девочке мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь.

В современном эмансипированном мире непросто, но крайне важно воспитывать в девочках уступчивость и мягкость.

Фото №4 - Мальчики и девочки: два разных мира

Родителям мальчика

Многие столетия мальчиками в большей степени занимались мужчины – отец, гувернер, учитель. В XX веке все изменилось, и воспитание все больше становится сугубо женским занятием. В детском саду – воспитательица, в школе – учительница, дома – мама, бабушка, няня. Миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в период формирования полоролевого поведения. В результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Мальчики-подростки все чаще указывают среди важнейших черт хорошего человека на прилежание, усидчивость и аккуратность. А вот смелость, инициативность отмечаются крайне редко: мамы и учителя каждый день уговаривают мальчиков быть послушными, соблюдать осторожность и «делать, как сказано».

Женщины воспитывают ребенка для себя, делают его таким, какой им удобен. И заглушая в ребенке мужественность, искажают мужскую природу.

В мальчике можно и нужно поощрять выносливость, активность. Ему стоит покупать «мужские» игрушки (машины, модели кораблей и самолетов, наборы инструментов). Под присмотром взрослых мальчики 5−6 лет могут забивать гвозди, строгать, пилить. Чем раньше ребенок начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Мальчишкам необходимо предоставить возможность побегать, повозиться. Если и в школе, и дома они постоянно будут себя сдерживать, у них может случиться нервный срыв.

Фото №5 - Мальчики и девочки: два разных мира

О разнице в обучении

Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учительница сразу заметила это, так как контакт с девочками у нее налажен хорошо. Она начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам именно сейчас и надо бы дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, они все пропустили или не поняли. Урок окончен.

Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно оттесняют мальчиков физически и «забивают» в речевом плане. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от взрослых, так как они реже раскрывают его в словах. Они лучше выполняют поисковую деятельность, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. Мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

В школе минимальные требования предъявляются к поиску и новаторству, максимальные − к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его на нахождение принципа решения. Мальчикам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики.

В условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики же стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным им видам деятельности не могут.

Фото №6 - Мальчики и девочки: два разных мира

Об эмоциях

Наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле. Родители обычно несколько завышают эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядно, и не замечают эмоциональных переживаний сыновей. Дело в том, что мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, а девочки в похожей ситуации могут длительно сохранять эмоциональный тонус. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять мальчиков: они-то сами – другие!

Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, сердится, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже прошел пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.

Остановитесь! Ограничьте длину нотации. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно: будет эффективнее.

Комментарии

0
под именем