Термин буллинг пришел к нам из английского языка от глагола to bully-запугивать, стращать. Буллинг — это травля, запугивание. Агрессивное поведение, которое происходит регулярно и направлено на одного и того же человека. Участники буллинга имеют неравные моральные и физические силы или положение в группе. Существуют разные виды преследования, но одним из самых распространенных является школьный буллинг.

«Не обращай внимания»: 10 фраз, которые нельзя говорить ребенку — жертве буллинга
Фото
Кадр из драмы «Чучело» (12+), режиссер Ролан Быков, в главной роли Кристина Орбакайте, СССР, 1983 г.
Анастасия Ежова
Анастасия Ежова
Психология

Практикующий психолог, детский психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Личный сайт

Травля ученика в школе: причины и следствие

Почему именно в школе ребенок чаще всего испытывает на себе агрессивное отношение сверстников? Большинство случаев детской травли выпадают на подростковый и младший подростковый возраст. В этот период авторитетной фигурой становятся уже не родители или учителя, а сверстники. И их одобрение играет важную роль. Когда среди детей появляется лидер, большинство следуют за ним.

Если происходит так, что лидер выбирает себе жертву для травли, то с большой вероятностью остальные присоединятся к нему, чтобы быть значимыми в его глазах. Даже испытывая жалость и сочувствие, мало кто рискнет заступиться или поддержать объект насмешек из-за страха оказаться на его месте.

«Не обращай внимания»: 10 фраз, которые нельзя говорить ребенку — жертве буллинга
Фото
Кадр из драмы «Чучело» (12+), режиссер Ролан Быков, в главной роли Кристина Орбакайте, СССР, 1983 г.

Мотивы агрессора могут быть разными

  • Самоутверждение на фоне того, кто слабее.

  • Желание быть в центре внимания.

  • Месть.

  • Зависть.

  • Ревность.

  • Соперничество.

  • Поводом может стать даже реплика учителя, который позволил себе неудачно подшутить над кем-либо из учеников, тем самым, вызвав насмешки и агрессию в его сторону.

  • Нехватка любви, внимания, жестокое обращение в семье также могут провоцировать агрессора выплескивать негативные чувства в школе и копировать модель поведения собственной семьи.

  • Личность агрессора, его доминирующее, враждебное поведение и поощрение такого поведения со стороны.

«Не обращай внимания»: 10 фраз, которые нельзя говорить ребенку — жертве буллинга
Фото
Кадр из драмы «Чучело» (12+), режиссер Ролан Быков, в главной роли Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, СССР, 1983 г.

Как защитить ребенка?

В первую очередь важно выслушать ребенка, ставшего жертвой агрессивных нападок, не закрывать глаза на ситуацию, задавать вопросы. В этот момент он, как никогда, нуждается в поддержке. Иногда родители обвиняют ребенка в том что случилось, или говорят фразы, обесценивающие его страдания. Но важно разобраться во всем, чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию. 

Эти фразы нельзя говорить ребенку — жертве буллинга

«Ты сам во всем виноват»

Для начала успокойте, пожалейте ребенка, не стоит делать преждевременных выводов, не разобравшись в ситуации.   

«Не делай из мухи слона!»

Возможно, для ребенка ситуация выглядит масштабной и трудноразрешимой. Здесь важно понимание.  

«Ничего страшного, с кем не бывает»

Так взрослые обесценивают чувства ребенка. Это может повлиять на его способность справляться с эмоциями в будущем. Лучше проговорите с ним вместе его ощущения, обсудите их.   

«Не обращай внимания»

Этой фразой вы даете понять ребенку, что его чувства не заслуживают внимания. Это может привести к тому, что ребенок будет подавлять эмоции. Но они никуда не денутся и могут в дальнейшем проявиться в виде аутоагрессии. Это выражается в намеренном или случайном нанесении себе травм, в вырывании волос или расчесывании кожи до крови. Также может проявиться в агрессии на окружающих.

«Не преувеличивай»

Дети проявляют эмоции так, как их чувствуют. То что нам кажется пустяком, для них может оказаться крайне важным событием.

«Нечего было провоцировать»

Не спешите обвинять ребенка. Наоборот — покажите, что вы на его стороне. Возможно, ребенок отстаивал свои границы. 

«Не обращай внимания»: 10 фраз, которые нельзя говорить ребенку — жертве буллинга
Фото
Кадр из драмы «Чучело» (12+), режиссер Ролан Быков, в главной роли Кристина Орбакайте, СССР, 1983 г.

«Ты же мальчик, что постоять за себя не можешь?» 

Не стоит идти на поводу у стереотипов. Мальчик прежде всего ребенок, со своей болью и переживаниями. Есть разные способы повысить его самооценку и научить отстаивать мнение. Например, предложить посещать спортивные секции.

«Чего расстраиваешься? Они просто пошутили»

Когда шутят, должно быть смешно, а не обидно. Если ребенок расстраивается, значит то, что кажется смешным остальным, его ранит.

«Тебе просто нужно с ними подружиться»

Задача каждого из нас — оберегать свои границы. Если ребенка оскорбили, обидели или испортили его вещи, его границы нарушили. В таком случае важно объяснить ребенку, что свои границы нужно защищать — это правильная позиция. А не предлагать подружиться ему с обидчиками.

«Почему они так к тебе относятся? Что ты им сделал?»

Иногда ребенку ничего не надо делать для того, чтобы быть объектом нападок. Достаточно иметь небольшое отличие, быть более спокойным или замкнутым по сравнению с остальными.

«Не обращай внимания»: 10 фраз, которые нельзя говорить ребенку — жертве буллинга
Фото
Кадр из драмы «Чучело» (12+), режиссер Ролан Быков, в главной роли Кристина Орбакайте, СССР, 1983 г.

Личность ребенка формируется в семье. Если там он чувствует себя незащищенным, его часто критикуют или винят в чем-либо, это состояние он может транслировать окружающим. Иногда разрешить эту ситуацию и посмотреть на нее со стороны, можно при помощи детского или семейного психолога. Но прежде всего ответственность лежит на родителях и на взрослых, которые взаимодействуют с ребенком.

Поэтому очень важно — что мы транслируем нашим детям, что говорим им, как относимся к их переживаниям. Взаимодействуйте с учителями. Ведь прежде всего от взрослых зависит атмосфера. в которой находятся дети. Только своим примером и внимательным отношением можно повлиять на благополучие ребенка в обществе.