Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Неусидчивый и ленивый: признаки, что ребенку нужен нейропсихолог

Родители склонны во многих детских бедах обвинять собственное безволие ребенка или невнимательность, а малыш может быть ни в чем и не виноват — и ему очень нужна ваша помощь

С шестилетней Таней у родителей вроде бы больших проблем не было. Но со временем мама и папа стали замечать: девочке сложно быстро отвлечься от игры, сделать то, что от нее просят. Таня забывала, о чем ее просили, путалась в порядке действий, если задач было несколько. Определить истинную проблему — слабость процессов программирования поведения и контроля поведения — смог только нейропсихолог.

Неусидчивый и ленивый: признаки, что ребенку нужен нейропсихолог
Ирина Константинова
психология

нейропсихолог, кандидат психологических наук, эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство»

«В большинстве случаев мозг анатомически не имеет повреждений, а значит никакое исследование, например, томография, не покажет изменений, — объясняет Ирина Константинова. — Здесь идет речь о функциональной недостаточности, несформированности, слабости определенных структур мозга. Именно они определяют нарушения нарушения в формировании психических функций. И показать такую слабость может только нейропсихологическое обследование».

Со стороны, возможно, будет даже непонятно, что специалист обследует ребенка. Игры, разговор, обсуждение картинок, пересказ прочитанного текста, счет до десяти и обратно, рисование, и многое другое. Но именно это дает нейропсихологу возможность сделать выводы: о нарушении речи, поведения и так далее.

«Есть задания, когда мы смотрим, как ребенок выполняет то, чему специально учился, — рассказывает эксперт. — Например, счет или чтение. Другие задания предполагают, что раньше ребенок ничего похожего не делал, и мы наблюдаем, как он на наших глазах учится выполнять незнакомое движение или рисовать новую для него фигуру».

К сожалению, сейчас такие тесты легко можно найти, например, в Интернете. И многие родители или воспитатели в садике их практикуют. Только какой прок в диагностике, если ребенок заранее выучил в садике серию движений или сказку? Это все равно что выучить наизусть таблицу для проверки зрения — на обследовании у окулиста пациент легко назовет все буквы, но улучшится ли от этого его зрение?

«Иногда не удается найти подходящего теста, потому что ребенок знает уже все тесты, которые напечатаны в диагностическом альбоме, — сетует Ирина Константинова. —  Возможно, нейропсихологам придется разработать новые задания и держать их в секрете от других специалистов, которые так легко используют диагностические пробы в качестве развивающих упражнений».

Читайте также: «Врач объяснила, как связаны дворовые игры и задержка в развитии ребенка»

Неусидчивый и ленивый: признаки, что ребенку нужен нейропсихолог

Кому поможет нейропсихолог

  • Детям, у которых есть трудности с обучением. В частности, ребенок может быть неусидчив или плохо усваивает элементарные базовые знания, например, простые геометрические фигуры, и сильно выделяется этим на фоне остальных детей группы или класса.

  • Детям, имеющим негрубые познавательные проблемы. Другими словами, это легкая степень когнитивных нарушений, снижение познавательных способностей. Их иногда принимают за дислексию, дефицит внимания, даже слабую волю или склонность к плохому поведению. Как правило, эта проблема обнаруживается лишь в младших классах школы, а то и позднее.

Впрочем, иногда оказывается, что проблема на самом деле кроется в недостатках обучения. Например, ребенок очень часто болел и пропустил много уроков в первом классе — теперь, в 3-м классе вдруг выясняется, что он не понимает разницу между сложением и вычитанием или не знает, как правильно писать букву Ф. В таких случаях достаточно вернуться к пропущенной части программы, объяснить то, чего ребенок не понимает, и дать необходимое время потренироваться в новом умении.

  • Детям с логопедическими проблемами, если классическая программа логопеда не работает. В таком случае специалист может предложить сместить акцент в работе или сначала формировать какие-то более простые процессы, на базе которых появится возможность работать над речью.

  • Дети с различными особенностями: медлительные, излишне обстоятельные, невнимательные. Если ребенок в детстве боялся куда-то идти самостоятельно, не любил рисовать, а в школе никак не может научиться писать, путает сложение и вычитание, отсчитывает клеточки не в ту сторону, и так далее, это свидетельствует о слабости пространственных представлений. Можно предположить, что впоследствии у него будут проблемы с геометрией и черчением. Но если развить слабые звенья психических процессов, то их можно избежать.

Читайте также: «Тише, не кричи: откуда берутся „громкие“ дети»

Неусидчивый и ленивый: признаки, что ребенку нужен нейропсихолог

Как самостоятельно организовать занятия дома

  • Не перенапрягать ребенка, не истощать его; чередовать разные виды деятельности, более спокойные и более активные занятия;

  • В комнате, где проходят занятия, ребенок должен легко ориентироваться, знать, где что лежит. Лучше ничего в привычной обстановке не менять, чтобы не вызвать лишнего стресса и растерянности;

  • Составить режим дня и донести его для малыша. Для кого-то это будет написанное на доске расписание, кому-то понятнее картинки, например, гитара — музыкальное занятие. Есть дети, которым проще ориентироваться по настоящим предметам — в специальный ящик с ячейками раскладываются в нужном порядке фонарик, бубенчик, мячик и ложка. То есть, подъем, игры, еда, сон.

Неусидчивый и ленивый: признаки, что ребенку нужен нейропсихолог
Кадры из фильма «Королевство полной луны»

P.S. Таня занималась с нейропсихологом несколько месяцев. Занятия проходили в игровой форме и постепенно специалист добавляла в программу занятий новые игры и упражнения, требующие от Тани выполнения последовательности несложных действий или движений. Порядок игр обсуждали в начале занятия и изображали в виде картиночного плана. Через полгода таких занятий девочка поступила в школу. По словам мамы, она стала очень ответственной и аккуратной, сама делала домашнее задание и собирала портфель, как правило, ничего не забывая туда положить. Помощь нейропсихолога Тане больше не нужна.

Читайте также: «Проверьте малыша: как понять, что у младенца отклонения в развитии»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения