В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Надежда спрашивает:
«Дочери скоро 4 года. Не отпускает меня ни на шаг. Куда я, туда и она. Спать в своей кровати отказывается. В садик отвожу — каждый день сцены устраивает: „Ты меня не любишь, хочешь от меня избавиться“. Чувствую себя ужасно, будто я виновата перед ней. Но сил уже нет. Что делать?»
Привязанность и зависимость ребенка от родителей — естественное природное явление. Важно понимать, что подразумевается под излишней привязанностью. Если это недостаточная самостоятельность ребенка, то нужно учитывать его возраст.
Недостаточность самостоятельности и инфантильность в зависимости от возраста имеют разное значение. Так, ребенку 3-4 лет, который не научен организовать сам себе занятие, убирать игрушки, одеваться и постоянно требует участия родителей, может быть затруднительно посещать садик и адаптироваться в группе, труднее отстаивать свои границы в общении вследствие недостаточного их понимания. У такого ребенка могут чаще случаться истерики.
Без решения проблемы по мере взросления уровень инфантильности возрастает и может распространяться на все сферы жизни: отношения, карьера, самореализация в целом. В каждом возрасте уровень самостоятельности свой.
В зависимости от возраста признаки излишней привязанности могут быть разными:
частые манипулятивные истерики;
трудности в общении со сверстниками;
низкая устойчивость к трудностям;
нарушение родительских границ и неполное понимание своих (например, постоянный сон в одной постели);
несамостоятельность в бытовых вопросах, трудности с самообслуживанием.
Возможные причины излишней привязанности ребенка к родителям (без очной встречи точно сказать трудно):
гиперопека со стороны родителей, нарушение границ ребенка;
недостаточное обозначение своих границ родителями, согласие на манипуляции со стороны ребенка, ситуация «ребенок главный в семье»;
недостаток опоры со стороны родителей для ребенка, неудовлетворение потребностей развивающейся личности и постоянный поиск ребенком возможности их удовлетворить.
Что делать?
Прежде всего, определите грань между лишней и нормальной привязанностью. Если у ребенка не развита самостоятельность согласно возрасту, важно выяснить, что именно не дает ребенку взрослеть как личности.
Мягко обучайте самостоятельному принятию решений даже в самых незначительных по меркам взрослого ситуациях и расширяйте зону ответственности ребенка согласно возрасту.
Оставайтесь опорой, но не навязывая поддержки, сохраняя позицию родителя, который одновременно и ответственен, и эмпатичен.
— Как приятно, когда ребенок ласковый, привязан к ним, доверяет. Но со временем это перетекать в зависимость, мешает взрослению, развитию и и препятствуют самостоятельности. ⠀
С рождения малыш требует внимания, затем привязанность ослабевает, ребенок становится более самостоятельным. И это хорошо.
Тревожные звоночки:
повышенное беспокойство, нервозность;
нежелание общаться с другими людьми: членами семьи, детьми;
нарушение сна, потеря аппетита;
страхи и тревожность;
сильная ревность к другим членам семьи.
Существует несколько типов детской привязанности. Один из них — патологический. Он возникает, когда родители неправильно реагируют на потребности ребенка:
Нетерпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. В таком случае дети тянутся к матери, любыми способами привлекая ее внимание.
Слишком опекаете ребенка. При гиперопеке дети совершенно несамостоятельные физически и психологически. Не отпуская их от себя, вы оказываете медвежью услугу. Дети думают: зачем познавать окружающий мир, если скажут, как лучше и когда?!
Ребенок боится быть отверженным родителями. Боится их потерять.
Мама бессознательно стремится стать самым главным человеком для малыша. Последствия здесь серьезные — ребенок не живет своей жизнью, не умеет разбираться в собственных желаниях, потребностях, предпочтениях. Его воля полностью подчинена матерью. Как следствие, ребенок растет несамостоятельным.
Что делать?
Развивайте навыки самообслуживания.
Рассказывайте ребенку сказки про смелых и самостоятельных детей.
Контролируйте себя. Старайтесь избегать чувство бессознательной тревоги. Только уверенность, которая передается малышу.
Пресекайте истерики и протесты при попытке оставить малыша ненадолго, договаривайтесь с ним.
Приучайте ребенка оставаться одного в комнате, пока вы находитесь в соседней или на кухне.
Подключайте других членов семьи. Уходя, объясняйте ребенку, что он побудет немного без мамы. Хвалите за терпение, когда вернетесь.
Добавляйте к окружению ребенка больше новых людей.
Не ревнуйте малыша к другим людям, включайте их в ваши общие игры.
Соблюдайте режим дня, вместе с другими родственниками следуйте единой системы воспитания. Помните о том, что ребенку, страдающему от зависимости к матери, в первую очередь, нужно чувство спокойствия и защищенности.
— До 4 лет привязанность к родителям и ее яркие проявления является вариантом нормы. После 4 лет болезненная привязанность мешает социализироваться в детском обществе, получать опыт общения, стресс от расставания тормозит психическое и умственное развитие. В будущем остается тревожность личности и все негативное, что с ней связано (страхи, низкая самооценка, боязнь новой информации и новых людей, т.д.)
Как понять, что ребенок слишком привязан к родителям:
После 4 лет держится за маму, не отходит от нее, просится на руки.
Очень нервничает в новой обстановке.
Не общается по своей инициативе с родственниками и знакомыми взрослыми, со сверстниками.
Спит в одной кровати с родителями.
Дома находится всегда в одной комнате с родителями, «мамин хвостик».
Причины излишней привязанности ребенка к родителям
Психологические проблемы родителей: мама тревожная, истеричная, имеет проблемы в общении с семьей и окружающими людьми.
Проблемы со здоровьем ребенка после родов и в первые годы жизни, из-за которых была разлука с мамой, болезненные процедуры, операции.
Нарушенная связь мама-ребенок в первые годы жизни.
Узкий круг общения у семьи, у родителей нет друзей.
Отсутствие социального опыта — ребенок не бывает на детских площадках, в путешествиях, походах, растет «в четырех стенах».
Ошибки семейного воспитания: много запретов, наказания, крики и одергивания, лишение внимания и ласки за проступки, непоследовательное воспитание.
Чтобы решить проблему излишней привязанности ребенка, стоит обратиться к детскому психологу.
— Гиперпривязанность к родителям задерживает социализацию ребенка и отражает созависимую систему семьи, как правило, высокую тревожность, в первую очередь, матери.
Чрезмерная зависимость от родителей формирует у ребенка фокус внимания на чужую оценку, тревожность, неуверенность в себе, склонность к созависимым отношениям в будущем, задерживает раскрытие его личностного потенциала.
Признаки гиперпривязанности:
высокая тревожность;
возбуждение в моменты расставания (родители должны быть в поле зрения);
нежелание спать в своей постели, склонность угождать родителям (чрезмерная послушность);
истерики и агрессия к родителям;
болезни в моменты ссор родителей, ссор в семье;
сильные страхи ребенка.
Причины гиперпривязанности:
Наличие неразрешенных проблем, скрытых конфликтов в семье.
Высокая тревожность матери, неосознанное напряжение матери, связанное с внутренним противоречием и напряжением (я мама-я личность, человек, женщина; я плохая мать, я нуждаюсь в безопасности и поддержке, но не получаю ее).
Абьюзивные отношения в семье.
Что делать?
Ребенок — отражение состояния семейной системы. Его благополучие зависит от психоэмоционального благополучия родителей, в первую очередь, матери. Во-первых, необходимо осознать, какие выгоды появляются у родителей от гиперпривязанности ребенка, чья тревожность формирует это. Не разрешив эти «взрослые» причины в семье, добиться изменения в поведении и состоянии ребенка будет невозможно.
Во-вторых, будет полезно как можно чаще практиковать общение с другими детьми сначала в присутствии и участии родителей (совместные игры на равных). Позже — непродолжительное пребывание ребенка среди других детей без родителей, с последующим обсуждением пережитых событий. Посещения детских курсов и секций, детских площадок, игровых пространств и детского сада.