как подтянуть математику без репетитора
Фото
Aliaksandr Khmialiou / Alamy
Анастасия Быкова
Анастасия Быкова
педагогика

преподаватель математики в Школе программистов МШП, стаж работы 7 лет

Развивать математические способности у ребенка стоит с детства. Например, играть в настольные математические игры. Через игру развивается логическое мышление и пространственное воображение, оттачиваются математические навыки. Плюс интересные задания помогают ребенку воспринимать математику как интересное и увлекательное занятие.

Дети младшего школьного возраста так быстрее учатся запоминать цифры, принципы сложения и вычитания, а старшеклассники закрепляют другие математические правила.

Игры развивают общее мышление и внимательность. Можно выбирать задания для всей семьи — такое времяпрепровождение сближает родителей и детей.

О том, как выявить у малыша математические способности, мы писали тут.

Что делать, если ребенок не понимает школьную программу по математике

Первое правило для успешного изучения математики — вовремя усваивать новую теорию, чтобы не накапливались пробелы в знаниях. Второе правило — закреплять теорию на практике. Если ученик не освоил какую-то тему, нужно решать проблему «в моменте», не откладывая это на потом.

Когда родители видят, что ребенку не дается предмет, он не понимает концепцию и логику математики, у них есть как минимум три варианта, чтобы решить проблему и подтянуть программу без репетитора:

  • прибегнуть к дополнительным занятиям с репетитором — индивидуальным или групповым (записать школьника на курсы, в онлайн-школу);

  • обратиться к школьному учителю и попросить еще раз объяснить ученику тему, которая вызывает у него сложности;

  • заниматься с ребенком самостоятельно.

Как заниматься с ребенком дома

  1. Определите уровень знаний ребенка и проблемные для него темы с помощью самостоятельных и контрольных работ. Для этого можно воспользоваться дидактическими материалами, которые  прилагаются к каждому учебнику. Затем проверьте выполненные ребенком задания, сверьтесь с ответами в решебнике. Вы увидите, какие задания вызвали затруднения.

  2. Запланируйте график домашних уроков. Один из главных принципов успешного изучения математики — регулярная практика. Уроки должны быть интересными по формату обучения и недолгими по времени. При большой нагрузке ребенок быстро устанет, слишком редкие занятия не дадут толку. Чтобы у школьника не пропало желание решать примеры, нужно выбрать оптимальный вариант.

  3. Как часто заниматься? Все зависит от цели и масштаба проблемы. Если нужно подтянуть математику за прошлый год, то двух раз в неделю обычно достаточно. Пусть ребенок заведет отдельную тетрадь для дополнительных занятий, куда будет вносить формулы, правила.

  4. Дополнительные занятия стоит начинать с элементарных вещей и постепенно повышать уровень сложности. Всегда ориентируйтесь на желания и способности ребенка. Кому-то в радость решать сложные примеры со звездочкой, а кому-то и задания средней сложности даются тяжело.

  5. Обязательно настраивайте ребенка на работу. Результат от обучения бывает при добросовестном отношении к делу: напомните своему ученику, что нужно не лениться записывать правила в тетрадь, больше тренироваться в решении примеров и задач, делать рисунки для понимания математических принципов. Новые правила необходимо не просто учить наизусть, а понимать их логику и уметь применять. Ищите разные способы для заучивания теории: можно выписывать формулы на отдельные карточки — так легче запоминать информацию. Еще один совет: пока есть проблемы с этим предметом, все расчеты и действия в задачах ребенок должен делать письменно, а не в уме.

  6. Ребенок может заниматься самостоятельно, слушая уроки на образовательных сайтах, выполняя тестовые задания по математике онлайн. Это удобно, потому что к каждому упражнению дается ответ и способ решения. Хорошо помогают подтянуть знания, особенно во время  подготовки к профильному ЕГЭ, видеоуроки от опытных преподавателей. Ролики можно найти на образовательных порталах, YouTube. Можно заниматься с помощью интерактивных платформ для изучения школьных предметов.