В Казани школьников заставляли учиться стоя, учеба стоя, методика Базарного вред и польза, мнение врача
Фото
PeopleImages / E+ / Getty Images

Звонок для учителя и стул тоже, решили в одной из гимназий Казани. Уроки там задумали проводить инновационно, заставив младшеклассников заниматься стоя.

Методику разработал академик, врач и педагог Владимир Базарный. По задумке ученого, в классе должны стоять парты с конторками. 10 минут дети сидят, другие 10 минут — встают за конторки.

«В обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой. Подавление свободы движения мешает здоровому развитию детей. И что мы видим в итоге? Уже после первого года обучения у 60—70% малышей выявляются пограничные психические отклонения. К выпуску почти все школьники имеют проблемы с позвоночником», — говорит сам Базарный.

«Здоровьесберегающая технология ведения уроков» — так назвал свою методику ученый. Однако родители казанских второклассников технологию не оценили.

Фото №1 - В Казани школьников заставляли учиться стоя — как это скажется на их здоровье
Фото
стоп-кадр «Татарстан 24»

«Сколько можно издеваться над нашими детьми. Они не влезают в эти конторки, — жалуются мамы в эфире „Татарстан 24“. — У детей судороги по ночам, боль в ногах и спине. Дети режутся об острые края и рвут одежду».

Жалобы директору гимназии пока не помогли.

«Методика запатентована. Имеет авторские права, положительные заключения санэпид, прошла пробацию во многих школах», — сказала руководитель гимназии Миляуша Вахитова.

Но какое дело родителям до других школ, когда свои дети мучаются. Возмущенные мамы и папы уже написали обращения в Роспотребнадзор, прокуратуру и Департамент образования. Роспотребнадзор пообещал разобраться, а в самой школе после скандала парты с конторками поспешили убрать. Но, может, зря? Может, учиться стоя действительно полезно? С этими вопросами Parents.ru обратился к экспертам.

Анастасия Шагарова

Анастасия Шагарова

врач-терапевт, нутрициолог, кинезиолог

— Данная методика наносит вред детскому организму. Режим смены динамических поз приводит не к укреплению позвоночника, а, наоборот, к ухудшению здоровья ребенка. Когда дети стоят, так или иначе, они делают опору на одну ногу, они не стоят на двух ногах одновременно, за счет чего идет более быстрое развитие сколиоза, чем в сидячем положении. Происходит смещение таза. А это чревато серьезными последствиями.

Более того, дети низко склоняются над тетрадями и учебниками для того, чтобы что-то записать, а это приводит к усугублению сколиоза, нарушению осанки, ослаблению зрения, смещению внутренних органов и ухудшению работы сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, учеба стоя может привести к развитию варикоза, застойным процессам в ногах, кровь начинает оттекать к ногам. Ноги начинают отекать, опухать. Неудивительно, что дети жалуются на боли в спине, ногах и появление судорог. Поэтому данная методика противопоказана всем!

Затрудняет стоячая поза и восприятие новой информации. Как можно делать записи стоя? Для того, чтобы ребенку что-то записать в тетрадь, необходимо «скрючиться», еще больше согнуться и низко склониться над тетрадями и учебниками. Поэтому ничего хорошего в этом методе я не вижу.

Юлия Лобова

Медицина

Заведующая отделением лечебной физкультуры клиники СПбГПМУ, врач по лечебной физкультуре.

www.instagram.com/spbgpmu/.

— Еще в советские времена в школах были физкультминутки. Дети вставали из-за парт, делали движения руками, разминали пальцы, прыгали. Так что идея о том, что нужно периодически вставать из-за парты не нова.

В методике Владимира Базарного также упоминается, что нужен наклон парты —  и такие столы для учебы раньше были в школах. Крышка парты находилась под наклоном, у парты была скамья со спинкой, на которую ребенок мог откинуться. Спинки стульев были правильно подобраны, чтобы ребенок сидел с ровной спиной и слушал учителя.  

Если ребенок сидит за партой, которая неправильно подобрана по высоте, облокачивается и полулежит на ней, то возможны осложнения в виде аритмии, нарушений кровообращения в верхней части тела.

Стоя за конторкой обычно учатся дети, у которых есть нарушения осанки, сколиоз, компрессионные переломы позвоночника. Такие дети учатся и в положении стоя, и в положении лежа. Но у них уроки сокращены по времени.

Некоторые школьники, у которых есть плоскостопие или лишний вес, будут хуже воспринимать информацию на уроке, так как им стоять сложнее, чем одноклассникам.

Судороги и боли в спине у детей, обучающихся по данной методике, могут быть связаны с тем, что конторка, за которой стоят ученики, установлена неправильно. У них усиливается поясничный лордоз (патологическая или физиологическая изогнутость позвоночника вперед), напрягаются икроножные мышцы.

Младшие школьники, у которых только формируется мышцы, осанка, долго стоять во время учебы не следует. Лучше периодически проводить разгрузочные пятиминутки. Они переключают внимание малышей, расслабляют напряженные мышцы тела, которое долго находилось в положении сидя.

Складывается впечатление, что автор методики собрал воедино рекомендации и для детей с болезнями позвоночника, нарушениями осанки, и для здоровых детей. Мы рекомендуем ограничится обычными физкультминутками для расслабления.