6 правил реджио-педагогики

Среди детских «развивалок» набирает силу новое течение – реджио-педагогика. Оно удобно тем, что не нужно особенно напрягаться, внедряя его в повседневную жизнь ребенка. Главная цель реджио-педагогики – дать малышу свободу быть лучшей версией себя.

В середине XX века в солнечной Италии появилась новая методика образования, альтернативная традиционной. А так как родиной новой педагогической системы стал городок Реджио Эмилия, методике дали имя реджио-педагогика. Ее нередко называют оптимистичной педагогикой.

И это даже не столько методика, сколько опыт отношения к детству и воспитанию детей. Ребенок с его фантазией, с его любопытством и энергией — творец самого себя. Взрослому необходимо всего лишь помочь малышу в этом, направить его энергию в нужное русло. Давайте познакомимся с основными правилами реджио-педагогики,  которые можно с успехом использовать в вашем обычном общении с малышом. 

Правило №1: уважаем

Очень важно, чтобы в любом коллективе ребенок чувствовал себя по-настоящему ценным. И среди других детей, и среди взрослых, и в кругу семьи. Причем не менее ценным, чем другие, будь то дети или взрослые. Не опускаться до ребенка, а подняться до него! Ведь дети часто бывают интуитивно мудрее взрослых.

Взрослому важно быть с ребенком на одном уровне. И не только в переносном смысле. Вы задумывались когда-нибудь о том, как видит мир и нас самих малыш с его крошечным ростом? Чаще всего при разговоре малыш смотрим на нас снизу вверх. И видит что угодно, но только не наши глаза. А взгляд «глаза в глаза» невероятно важен! Он дает возможность ребенку почувствовать, что он ценен для нас, что мы с ним — на одном уровне. Поэтому всегда, когда играете с ребенком, учитесь, занимаетесь каким-то важным делом, садитесь рядом с ним — на диван, на стул, на пол. 

Разговаривая, присаживайтесь на корточки и смотрите малышу в глаза. Вы удивитесь, но при таком способе беседы многие вещи объяснить ребенку будет намного проще. 
Правило №2: объясняем правила

Задумывались ли вы о том, почему ребенок иногда совершает не слишком хорошие поступки и ведет себя не так, как вы ожидаете? Может, вы не объяснили ему правила? Ребенок не может догадаться, чего вы от него хотите. В силу возраста и неопытности он не знаком со многими вещами, которые нам, взрослым, кажутся очевидными. Поэтому очень важно с раннего детства объяснять малышу, что существуют правила. И в каждом пространстве они свои. Например, в лесу можно бегать и кричать. А вот в музее — нет. Потому что правила там другие. Кроме того, важно объяснять ребенку, почему эти правила вводятся. Например,  нельзя кормить животных в зоопарке, потому что от неподходящей еды они могут погибнуть. Или ходить по лужам можно только в резиновых сапогах, потому что в обычных ботинках промокнут ноги, а от этого можно заболеть, да и обувь испортится.

Для чего нужны объяснения? Почему нельзя просто что-то запретить, без объяснений? Говоря о последствиях, мы предоставляем ребенку выбор, как поступить. Он может поступить по-своему. Но и отвечать за последствия будет сам…

открытый вопрос
Есть один важный момент: если мы начнем рассказывать ребенку о том, что он уже знает, он потеряет к нашим словам интерес. Как же понять, какие правила уже знакомы ребенку, а какие нет? Для этого необходимо задавать малышу открытые вопросы — такие, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет», а нужно подумать и дать развернутый ответ. Так вы сможете понять, что ребенку уже известно, и расскажете ему что-то новое, не повторяясь.
Правило №3: предлагаем выбор

Это очень важное правило, одно из главных. У ребенка всегда должен быть выбор: что надеть, что съесть, как поступить. Для чего это нужно? Так, с раннего детства ребенок учится самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность. Родителям бывает сложно принять это правило. Ведь куда проще навязать ребенку свое мнение («надевай эту куртку», «ешь, что положили  в тарелку»), чем дать возможность малышу определиться самому. Самостоятельный выбор требует времени, а его-то у нас обычно и нет, мы вечно куда-то спешим.

Давайте начнем с малого: предложим малышу на выбор чай с лимоном или без, поставим на стол блюдо с салатом, и пусть он сам положит себе в тарелку столько, сколько посчитает нужным (а не столько, сколько решила мама). Разрешите ребенку самому выбирать одежду. Он хочет надеть легкую рубашку, а на улице прохладно? Попробуйте объяснить ему это. Не помогло? Предложите положить в рюкзачок ветровку. Вы покажите малышу, что есть разные пути решения вопроса. 

Не стоит думать, что свобода выбора — это отсутствие границ. Если вы с раннего детства предоставите малышу право выбора, потом, во взрослой жизни, он будет четко понимать, почему он делает и выбирает именно это…
Правило №4: «не правильно» не существует

Какими словами вы чаще всего пользуетесь, когда малыш, по вашему мнению, сделал что-то не так? Например, раскрасил небо на рисунке не синим, а красным? «Ты нарисовал не правильно, небо таким не бывает!» И это — ошибка. Не стоит говорить ребенку, что что-то «не правильно». Лучше задайте ему вопрос, почему он сделал небо таким? А потом подумайте вместе, когда небо может быть красным? Во время восхода или заката солнца. Или, может, где-то поблизости пожар? Или это вообще не земное небо, а марсианское. Говоря «не правильно», мы всего одним словом отсекаем всяческие проявления творчества, фантазии, самобытности. А пытаясь понять, как такое может быть, мы даем толчок к исследованию, расширению знаний, развиваем мышление малыша.

Ребенок не обязан думать так же, как вы. Он имеет право мыслить по-другому. Для него очень важно понимать, что нет единственно правильного ответа. Что нет «правильно» и «не правильно». А есть «по-другому», «иначе».

Правило №5: учимся в любой ситуации

Любая ситуация в вашей с малышом жизни может стать развивающей. Рядовое событие  — обычная прогулка, завтрак, поход в магазин или, скажем, посещение врача,— легко превращается в развивающее занятие. Например, готовите вы ужин, а малыш крутится поблизости. Можно поговорить с ним обо всем на свете: о продуктах, овощах и фруктах, приготовлении пищи, и о том, что из чего получается... Вот, например, сок — он из чего? Из фруктов. Из каких фруктов можно делать сок и как он будет при этом называться? А как растут фрукты? В каких странах? Пойдем, найдем эти страны на карте. А с помощью какого бытового прибора можно дома выжать сок? И в свободное время попробуйте сделать это вместе. Еще можно посмотреть познавательный фильм по теме, поискать интересную информацию о фруктах и соках. А только ли из фруктов делают сок? В результате у вас может получиться большой проект под названием «Сок».

Внимательно следите за тем, к чему ребенок проявил повышенный интерес, и превращайте это в совместную исследовательскую работу.  
Правило №6: фантазируем

Многие современные родители стремятся как можно скорее научить ребенка читать и считать. Однако реджио-педагоги уверены, что способность аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты и создавать новые концепции гораздо важнее. Нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. А вот людей, напрочь лишенных творческого мышления, без идей, которые будоражат, — сколько угодно! В дошкольном возрасте необходимо развивать творчество, любознательность, навыки исследовательской деятельности, стимулировать фантазию. И если мы не будем помогать малышу в этом, поддерживать его, направлять, со временем образное мышление ребенка (которое дано ему от природы) задавит логика. И — готово, получим очередного не креативного взрослого, которому вряд ли удастся изобрести что-то гениальное. Поэтому давайте будем относиться к своим малышам с пониманием и уважением, развивать в них творчество и фантазию. Ведь мир заждался новых Эйнштейнов и Джобсов…

интересное в сети
‡агрузка...