Энциклопедия детских страхов

Ребенок боится зомби из трейлера к новому фильму. И теней на потолке. А еще переживает, что дом загорится, а ночью придут воры. Ой, самим страшно.

Понять, что чувствует ребенок, не сложно. Вот вы, например, панически боитесь бешеного соседского бульдога, а вас берут и сажают с ним рядом да уговаривать начинают: «Не бойся! Он не кусается». Аналогично поступают и многие родители, когда говорят: «Да это ерунда!», «Монстров не существует!», «Видишь, под кроватью никого нет?», «Мальчик должен быть смелым», «Ты уже взрослая!».

Мальчика действительно важно учить, что он должен быть смелым, но само чувство страха вполне естественно. Задача ведь не в том, чтобы отрицать, что ты боишься темноты. Вопрос в том, сможешь ты себя преодолеть или нет. Лучше говорите: «Да, тебе может быть страшно. Но я верю, ты справишься!»

Такие фразы бесполезны и даже вредны. Они не учат ребенка преодолевать страх. Зато обесценивают его чувства и здорово занижают самооценку. Родители транслируют очевидные послания: «Ты занимаешься ерундой, ты не такой, как все, ты неправильный, трусливый, плохой». Ребенок впитывает их и сам о себе начинает думать так же.

Появляется чувство вины, из-за которого некоторые дети начинают отвергать часть своей личности. Они убеждают себя: «Нет, я не боюсь, я этого не чувствую». Тогда не формируется способность принять себя таким, какой ты есть, и понять, кто ты на самом деле. Уход в секту или наркоманию часто бывает результатом.

Классификатор

Детские страхи – абсолютно нормальное явление. Через этот этап развития проходит каждый человек. Известно также, что примерно в 80–90% случаев они исчезают сами собой, правда, нередко трансформируясь в комплексы. Если взять среднестатистические данные, можно составить приблизительную таблицу по возрастам. Границы ее будут размыты, но сориентироваться она поможет.

Все детские страхи на самом деле сводятся к одному – к страху смерти. Детям свойственно в той или иной мере бояться, что они могут вдруг исчезнуть или резко ухудшить свое существование. И это совершенно нормально.

 С 1 года до 2 лет

Возраст вполне конкретных страхов. Малыш может сильно бояться незнакомых звуков, людей, животных, высоких лестниц и так далее. Паники обычно нет, но испуг ребенок продемонстрирует ярко: услышит барабан вдалеке, расплачется и захочет убежать.

Инструкция. Не подстраивайте специально ситуации, которые провоцируют сильный испуг. И не пытайтесь силой заставить малыша вытерпеть испытание. Лучше наберитесь терпения или постепенно показывайте ему, что все не так страшно. Если ребенок боится живого звука, можно найти ролик с барабанщиками, например, и предложить ему посмотреть. Обычно в записи дети иначе воспринимают звучание музыкальных инструментов.

С 2 до 3 лет

Ключевое место занимают страхи экзистенциональные, связанные с вопросами собственного существования, а в конечном счете – со смертью. Двух- и трехлетки часто боятся темноты. Они думают, что в ней кто-то прячется. Тени похожи на злобных чудищ, поэтому они наводят ужас. Нередко встречается и страх наказаний. Это когда ребенок мыслит примерно так: «Вдруг мама с папой так рассердятся, что выгонят меня из дома» или «Я же плохой, со мной сейчас сделают что-то ужасное». Обычно страх наказаний – результат непедагогичных методов воспитания или итог обесценивающего поведения родителей.

Инструкция. Страх темноты хорошо лечится любыми играми, где она задействована. Подойдут жмурки, прятки, поиски клада под одеялом. Еще потребуется объяснение, что в темноте ничего не меняется, исчезает только свет. Докажите это наглядно: возьмите ребенка за руку, скажите: «Я рядом! Все в порядке!», потом выключите свет и через минуту снова включите. Для снижения тревоги эксперимент можно периодически повторять. Страх перед тенями быстро снимают игры с ними. Необязательно устраивать полноценные спектакли, достаточно использовать собственные пальцы или просто взять в руки по вилке и банану и поиграть в великанов, которые собрались поужинать. Страх быть наказанным корректируется только отказом от слишком жестких воспитательных мер и психологического насилия над ребенком.

С 3 до 4 лет

Время внушенных страхов. Дети начинают бояться персонажей из мультиков, сказок, рекламы. Очень большую роль здесь играют родители. Запугивать ребенка Бабой-ягой или Бабайкой не надо. С другой стороны, сейчас дети склонны все, что они слышат пугающего, утрировать и потом этого бояться.

Инструкция. Выход – придумать про злого персонажа добрую сказку. Или нарисовать его, а потом с помощью дополнительных деталей сделать смешным. Например, монстру, который живет под кроватью, можно на голове организовать гнездо или целый огород.

С 4 до 5 лет

Фантазия включается все больше, и на смену страхам внушенным приходят воображаемые. Ребенок может начать бояться мифических существ, уродливых чудищ, фантастических образов.

Инструкция. Можно опять же сочинить сказку про то, как злодей стал добряком. Цель ее – показать, что крутить сюжет мы можем как хотим, потому что он выдуманный. Как и персонаж, который изначально внушил страх. Еще одно полезное упражнение: попросите ребенка придумать и нарисовать какое-нибудь фантастическое существо, но только доброе. Пусть опишет его магические способности. А в конце предложите подумать: «Оттого, что ты его нарисовал, он в нашем мире появился?» Пусть не сразу, но аналогия начнет работать.

С 5 до 6 лет

Появляются более адекватные страхи: боязнь высоты, глубины, аварии, пожара, нападения бандитов.

Инструкция. Ребенку нужно дать максимально простые наставления: что делать, куда бежать. Кстати, в этом возрасте дети вполне могут вызвать скорую, не забывайте об этом. Но разговор самим лучше не начинать. Когда спросит, тогда и расскажете. «Если будешь делать, как я говорю, ничего плохого с тобой не произойдет». Еще важно создавать у ребенка чувство безопасности. «Беда может случиться, но люди делают все, чтобы этого не допустить: воров постоянно ищет полиция, на каждом этаже есть огнетушители, врачи работают круглые сутки».

С 6 до 7 лет

В этот период дети начинают лучше осознавать свои мысли и эмоции, поэтому их начинает беспокоить страх одиночества или, собственно, смерти. В первом случае они могут много размышлять над тем, кто о них будет заботиться, если они вдруг останутся одни. Некоторые дети боятся отпускать от себя родителей. А страх смерти обычно проявляется в прямых вопросах: «Я умру? А ты?»

Когда вы говорите: «Я тоже через это прошла!» или «Я бы тоже испугался на твоем месте!», вы показываете ребенку, что принимаете его самого и его переживания. Он убеждается, что в этом нет ничего плохого или постыдного. Тогда преодолеть страх становится проще.

Инструкция. При страхе одиночества ребенку потребуется ваша поддержка: «Один ты не останешься в любом случае». Полезно также напомнить, что иногда побыть одному и даже поскучать немножко – это прекрасно. Если ребенок боится смерти, объясните, что все живые существа умирают. «Но с тобой это случится еще очень не скоро, когда ты будешь глубоким дедушкой (или глубокой бабушкой), так что думать об этом сейчас не стоит».

5 шагов к успеху
  1. Чтобы не усиливать уже имеющиеся страхи, а также в целях профилактики старайтесь демонстрировать больше уверенности и меньше тревоги во всех ситуациях, где только можно. Реагируйте на все максимально спокойно. Когда родители слишком сильно переживают за ребенка или гиперопекают его, он получает вполне определенное послание: «Мир опасен. Ты один не справишься». А это только усиливает тревогу. Страхи на таком неблагоприятном фоне усиливаются.
  2. Около 80 процентов страхов спровоцированы телевизором, компьютерными играми, взрослыми фильмами. С одной стороны, полностью ограждать ребенка от страшных персонажей – идея неудачная. Они все равно появятся: другие дети обязательно напугают. Надо учиться жить со страхами. С другой стороны, думать, что «Парк Юрского периода» пятилетка воспримет адекватно, тоже странно. Зрелищные фильмы, особенно с современной компьютерной графикой и жестокими сценами, создают иллюзию, что все это происходит на самом деле. Маленький человек не в состоянии еще понять, где вымысел, а где правда. Выставить правильный фильтр можно, только если учесть индивидуальные особенности своего ребенка и уровень его эмоциональной восприимчивости.
  3. Для знакомства с пугающими персонажами выбирайте правильное время. Не стоит читать ребенку страшные сказки перед сном.
  4. Если обсуждаете страшные образы, делайте ремарки: «Все эти существа выдуманы/Баба-яга живет в сказках/динозавры давно вымерли».
  5. Если вы готовы к открытым отношениям, можно объяснить, что всех этих монстров придумывают взрослые. Чтобы было и страшно, и весело. Если спросит, зачем, стоит добавить: «Когда мы чего-то боимся, но находим в себе силы действовать, несмотря на свой страх, это делает нас смелыми. И это здорово!»
интересное в сети
‡агрузка...