Как разговаривать с воспитателями?

Претензии к воспитателям возникают у многих родителей. Однако в конфликтных ситуациях не все умеют грамотно вести разговор. А многие и вовсе предпочитают скрывать свое недовольство из страха навредить собственному ребенку. Но критика тоже может быть конструктивной, главное - не совершать самых распространенных ошибок.

Когда ребенок начинает посещать детский сад, его родителям предстоит привыкнуть к тому, что в воспитании их малыша будут участвовать другие взрослые, не являющиеся членами семьи. Педагоги, при умелом сотрудничестве и уважительном диалоге с ними, могут стать незаменимыми союзниками и помощниками в развитии ребенка. Они же могут превратиться в обвинителей или  абсолютно безучастных к вашему малышу людей. Какой сценарий разыграется в итоге, во многом зависит от вас. 

Не критикуйте

«Почему вы вывели ребенка гулять, не надев ему под футболку майку?», «Зачем вы сегодня сделали замечание моему сыну, если драку начал не он?», «Что вы ее все время отсаживаете?» - эти вопросы родителей, заданные с плохо скрываемым возмущением, способны показать педагогу, насколько он некомпетентен в их глазах. Каждая подобная фраза транслирует воспитателю четкую мысль о том, что он работает плохо и непрофессионально. А это задевает, отталкивает и отнюдь не мотивирует меняться в лучшую сторону, даже если в этом есть объективная необходимость. Очевидно, что ни один специалист не застрахован от ошибок в своей работе. И резко указать на них без попыток спокойно выяснить причины – значит обеспечить себе впредь дистантные и очень прохладные отношения с людьми, которые играют, занимаются, гуляют и общаются с ребенком 5 дней в неделю. Критикующая и обвиняющая позиция родителей по отношению к педагогу быстро впитывается малышом. И тогда – жди непослушания в группе, капризов и нежелания посещать сад. 

В случаях, когда вы сомневаетесь в правильности действий педагога или заметили в его работе очевидный «недочёт» (например, ребенок отправился гулять с группой зимой без варежек), иницитируйте встречу с воспитателем для того, чтобы обсудить случившееся. Для этого попросите педагога заранее выделить время для беседы, а во время разговора спокойно (воздерживайтесь от обвинений и претензий) обозначьте факты, которые вас беспокоят. Например: "Вчера я заметила, что Ваня гулял без варежек", или «Оля рассказала, что вы ее наказали». Дайте воспитателю возможность высказаться и представить свое видение ситуации. Четко обозначьте свою готовность сотрудничать и решать вопрос сообща, а не с позиции обвиняющего и недовольного родителя. Фразы: «Я понимаю, ситуация, когда вам приходится собирать на прогулку 30 детей, непростая. Как я могу способствовать тому, чтобы Ваня впредь гулял в варежках?» или «Да, разобраться кто прав, кто виноват в детской ссоре нелегко. Что мне важно объяснить дочери, чтобы впредь вам не приходилось ее наказывать?»  - способствуют укреплению сотрудничества с воспитателем и помогают избежать проблемных ситуаций впоследствии.

Не контролируйте

«Что сегодня ел мой сын? С кем он играл на прогулке утром? А на прогулке вечером? А сколько ворочался перед тем, как уснуть? Как он вел себя на утренних занятиях?» - такими детализированными вопросами некоторые родители засыпают воспитателя ежедневно. Допытываются, наблюдают под окнами, вызнают у других. Потребность быть в курсе каждого действия педагога появляется в семьях, тревожащихся и постоянно переживающих за ребенка. В своем беспокойстве родители часто не замечают, как утомляют воспитателя и занимают его личное время. Контролируя, они ненамеренно и в то же время отчетливо демонстрируют недоверие к действиям педагога и его компетентности, что нарушает контакт.

Само по себе стремление родителя быть в курсе того, что происходит с ребенком, достойно поддержки. Чтобы понимать, каково вашему ребенку в саду, достаточно обратиться к воспитателю вечером с одним «широким» вопросом. Например: «Как сегодня Саша?» или «Как у Кати прошел день?». Педагог сам выберет то главное, что необходимо до вас донести. В остальном – доверяйте опыту и профессионализму воспитателей, а также собственной способности справиться с ситуацией, если вдруг вам что-то не удалось вовремя отследить.

Не конфликтуйте

Разногласия и спорные моменты возникают в любом взаимодействии.  В том числе между воспитателями и родителями. Если будете настаивать на своей правоте, не будете давать педагогу шанса высказать свою точку зрения, будете повышать голос и демонстрировать раздражение всякий раз, как почувствуете, что что-то в саду вызывает ваше внутреннее несогласие, вы ступите на скользкую дорожку. Ведь действительно, если ребенок за драку был посажен на стульчик в сторонке и исключен из общей игры, можно впасть в форменное негодование и раздуть громкий скандал раздуть... Но в итоге вы потеряете  с воспитателем всякую связь и кроме скупого утреннего «здравствуйте» вам больше не о чем будет говорить.  Подумайте, нужны ли вам такие отношения?

Однако, если вы замечаете, что воспитатель явно раздражен на вашего ребенка и открыто выражает свое недовольство вам как родителю, внимательно выслушайте педагога, стараясь понять причину его гнева. Используйте фразы: «Да, я вас понимаю», «Понимаю, как его плач сегодня утомил вас», «Сложно, когда дети сразу лезут драться». Это даст воспитателю ощущение того, что его понимают, выслушивают его мнение, а не оставляют один на один с проблемами в группе. Это способствует снижению напряжения в беседе. Продемонстрируйте воспитателю готовность решать ситуацию со своей стороны в фразах: «Я обязательно поговорю с сыном дома», «Как родитель я задумаюсь над тем, как предотвратить подобные случаи». Спросите у педагога напрямую, в чем он видит вашу помощь и как вы могли бы сотрудничать для решения возникших проблем. 

Не жалуйтесь за спиной

Если родители, имея определенные вопросы по пребыванию ребенка в группе, предпочитают решать их «сверху», минуя откровенный разговор с воспитателем, – подрыва доверия в отношениях не избежать. Ничто так не обижает педагога как поданная «за спиной» жалоба выше. Написать ее современным родителям не составляет труда. Заведующая, районный отдел образования, соответствующее министерство, администрация президента в конце концов – все они легко узнают о проблеме, получив лаконичный емэйл. А далее – по факту каждого обращения на любой уровень руководства должна быть проведена тщательная проверка.  Она крадет у педагогов время, нарушает привычный ритм  работы и вызывает досаду от признания того факта, что, обратись родители непосредственно в группу, – ситуация решилась бы быстрее и легче.   Обида, непонимание, ощущение предательства, а порой и беззащитности – те чувства, которые вспыхивают в воспитателе, столкнувшимся с попыткой родителей решить проблему «на высшем уровне».  Недоверие и желание держаться подальше, которое впредь эти родители будут вызывать у педагога, порой сказываются и на ребенке. Такого, как понимают воспитатели, лучше вообще не трогать. Во всех, даже самых позитивных смыслах этого слова. А то вдруг снова нажалуются.

Если родители недовольны воспитательными приемами педагога, эффективнее выделить время и встретиться с воспитателем, чтобы четко, воздерживаясь от обвинений, обозначить негативные факты и предложить педагогу вместе подумать над тем, как устранить проблему. Только в том случае, если подобный разговор с воспитателем ничего не даст, важно обратиться к заведующему или его заместителю для того, чтобы обсудить возникшую проблему. Имея большой опыт руководства педагогическим коллективом сада и самостоятельной работы с детьми, они могут изрядно способствовать тому, чтобы поведение педагога менялось в лучшую сторону.

 не игнорируйте слова воспитателей

Пребывание ребенка в саду сопряжено с необходимостью следовать правилам группы, соблюдать распорядок и выполнять требования воспитателей. Малыш учится этому постепенно. И на этом пути воспитатель может обращаться к родителям с просьбами. Например, учить ребенка дома пользоваться столовыми приборами и самостоятельно одеваться, осваивать с ним спокойные игры, прививать культуру общения без драк. Так ребенку проще привыкнуть к саду, а воспитателю – к ребенку. Когда родитель игнорирует просьбы педагога и оставляет его один на один с вопросами воспитания малыша, это затрудняет работу, а некоторые ситуации и вовсе делает неразрешимыми. Пренебрегать рекомендациями воспитателя стоит лишь тогда, когда вы согласны потерять с ним контакт и хотите явно подчеркнуть свое неуважение к его опыту и педагогическому профессионализму.  

Если требования педагогов никак не совпадают с вашей философией воспитания, подумайте, а действительно ли вам нужен детский сад. Исторически созданный для формирования в ребенке «нормативных» (признанных, ожидаемых, поддерживаемых) способов поведения, общения и познания мира, сад задает одинаковый, общий уровень требований для посещающих его детей. Если вам они претят, воздержитесь от бесполезных попыток изменить систему и, забрав ребенка из учреждения, подумайте, какие другие способы организации его развития вам доступны. Сейчас таких много: и частные развивающие клубы, и коммерческие группы, и детские центры с разнообразными педагогическими системами.

 

интересное в сети