Курс спецподготовки

Вы уже сделали все необходимое: выбрали подходящий детский сад, собрали документы, встали на очередь – и вот осталось лишь дождаться осени? Нет, это еще не все! Прежде чем отправиться в детский сад, подготовьте малыша к новому для него этапу в жизни.

Родители очень часто жалуются на то, что первые недели с детьми сложно справляться вечером после садика. Причиной тому усталость. Раньше окружение малыша было «малонаселенным» и ограниченным. А после выхода в детский сад малыш проводит целый день в большой и шумной компании. Наиболее распространенный источник напряжения – это присутствие большого количества чужих людей вокруг. Малыш оторван от мамы. К тому же дома ребенок живет по одним правилам, а в садике они в той или иной степени отличаются от домашних. Каждый день приходится переключаться, поочередно настраиваясь то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Как же можно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, впервые идущий в детское учреждение, и помочь ему снять напряжение после пребывания в детском саду?

Подготовка к саду. Нередко трудности в адаптации к детскому садику бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Начинайте готовить малыша к «новой» жизни заранее. Узнайте режим вашего садика и начинайте потихоньку вводить его дома. Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к нужному режиму. Необходимо сделать это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку от этого будет только лучше, ведь все детские сады функционируют в режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами. В стандартных государственных дошкольных учреждениях распорядок дня примерно одинаков. Закрываются сады, как правило, в 19.00, на практике же часам к шести вечера детишек обычно уже разбирают по домам. Хотя каждый садик может вносить в режим свои вариации, подготовку малыша можно начать, придерживаясь вышеприведенного графика.

Время, которое указано в таблице, можно немного изменить, но старайтесь при этом строго соблюдать последовательность режимных моментов. Очень важно, чтобы режим сна совпадал с режимом дошкольного учреждения.

Спать пора

У величивать время пребывания малыша в саду можно только при позитивном эмоциональном настрое.

Если малыш по каким-то причинам раньше не спал днем, то, если он будет вставать в 7.30 или в 8.00, к середине дня наверняка начнет позевывать. Укладывайте его в кровать, читайте ему книжку, понемногу приучайте его тихо лежать одного, без постоянного вашего присутствия рядом. Возможно, такое обучение займет много времени, но это очень важно. Дневной сон – это передышка для детского организма. Постарайтесь создать благоприятную обстановку для этого. Купите ребенку плюшевого друга, который будет рядом с ним всегда, когда он спит, а впоследствии он же будет встречать его в детсадовской кроватке и пахнуть родным домом, внушая чувство спокойствия и безопасности. Даже если малыш поначалу не будет спать днем, а просто лежать, то постепенно он усвоит, что после обеда наступает тихий час, что нужно оставаться в кровати и вести себя тихо.

Элементы режима Время
Утренняя гимнастика, водные процедуры 7.30 – 8.30
Завтрак 8.30 – 9.00
Прогулка, занятия 9.30 – 11.30
Обед 12.00 – 12.30
Подготовка ко сну, сон 12.30 – 15.00
Подъем после сна, полдник 15.00 – 16.00
Игры, прогулка 16.00 – 19.00
Подготовка к ужину, ужин 19.00 – 19.30
Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30 – 21.00
Сон 21.00 – 7.30

Я уже большой

Научите малыша самостоятельно умываться, одеваться, засыпать и аккуратно есть за общим столом (пользоваться вилкой, ложкой и пить из чашки). Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед (обычно в саду на него уходит 30 минут). Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослому о такой потребности. Все эти навыки смогут уменьшить эмоциональный и физический дискомфорт ребенка, когда он окажется в незнакомом коллективе, вдали от вас.

Первые дни

Не формируйте образ детского сада как места, которым ребенка можно наказывать.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов. Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение. А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться ни в какую деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позволив ему немного понежиться в постели до полного пробуждения. Подберите одежду, в которой он сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии легко снять и надеть. Это не обязательно должно быть что-то новое и дорогое. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть постоянно озабочены тем, что вещь помнется или испачкается – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.

Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение первой недели это может быть несколько часов, например до 11.00 или до обеденного сна. Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

Сентябрь очень хорошее время для того, чтобы впервые отправляться в садик. В этом есть целый ряд положительных моментов.

1. Даже если ваш малыш приходит в сложившийся ранее детский коллектив, после летних каникул все детишки уже немного подзабыли друг друга, отвыкли от садика и поэтому тоже вынуждены заново привыкать друг к другу.
2. Осень и лето – время, богатое фруктами и овощами, поэтому организм у малышей более крепкий, они хорошо отдохнули, гуляя на свежем воздухе, и процесс адаптации в это время будет для них проходить с меньшими последствиями.
3. Впереди у вас целое лето, потратьте это время с толком: постепенно, без спешки, но твердо и настойчиво готовьте малыша к детскому саду.
4. К тому же с началом теплых дней вы можете приступить к закаливанию крохи, чтобы защитить его от простудных заболеваний, которые могут нагрянуть уже в середине осени.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период чересчур перегружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему. По возвращении домой очень часто бывает, что ребенок засыпает раньше, чем обычно, но при этом он не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восполнения сил. Если это произошло, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в детском саду, в одном помещении с другими детьми и в незнакомой обстановке. Нет ничего странного в том, что ему трудно уснуть. А если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите воспитательницу, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько. Отложите на время какие-либо нововведения: это неподходящий момент менять няню, делать ремонт в квартире или устраивать малыша в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. Воспитатели заботятся о новых впечатлениях для детей, помогают ребенку установить контакт с детьми того же возраста. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать в доме спокойную обстановку. После возвращения из детского сада малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо побыть наедине с самим собой, успокоиться.

Папа, мама, я

Ребенок целый день не видел родителей. Когда он пришел домой, ему нужно от родителей то, что он не получает в группе: ему не хватает участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Не следует, приведя кроху домой, сразу же бросаться выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, почитайте или поиграйте. Дети бывают разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок, но он с удовольствием предпочтет побегать во дворе перед сном, а другому ребенку, который в детском саду весь день бегал, вечером как раз захочется послушать интересную историю. Попробуйте не слишком спешить домой после сада, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите по окрестностям, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его и ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла пусть даже мелкая неприятность. Если кроха возбужден и неуправляем, нельзя усмирять его фразами типа: «Если ты сейчас не успокоишься, я отведу тебя обратно в сад». Не формируйте образ детского сада как места, которым его наказывают. Будьте терпеливы и проницательны. И очень скоро детский сад превратится для ребенка в привычный, хорошо знакомый и уютный мир.

интересное в сети