Литературные шалопаи: 10 «вредных» книжных героев, которые учат непослушанию

Пеппи Длинный чулок, Капризка, Нильс, Шапокляк, Эмиль из Леннеберги, Девочка Оля… Этих героев не принято ставить в пример. Но как интересно о них читать! Нет, однозначно отрицательными, за редким исключением, их, конечно, назвать нельзя, но и повторять поступки этих персонажей детям не стоит. Зачем же тогда они, такие нужны?

Во-первых, многие яркие положительные герои нуждаются в антагонисте. И, чем хуже поступки второго, тем убедительнее, по замыслу автора, должен выглядеть образ первого в глазах маленьких читателей. Кроме того, эти герои понятны и симпатичны им, потому что сами похожи на реальных детей. А каждый ребенок – да любой из нас! – имеет право не всегда быть идеальным, порой, плохо себя вести и не соглашаться с общепризнанным мнением. (Последнее, кстати, не так уж и плохо). Другое дело, до какой степени, и к каким результатам иные поступки иных персонажей могут привести. Вот до чего дошли, например, эти наши герои известных книг.

Пеппи Длинныйчулок

«Пеппи Длинныйчулок» (1945-1948 гг.) Астрид Линдгрен

Трилогия классика детской литературы шведской писательницы Астрид Линдгрен включает в себя 3 части: «Пеппи поселяется на вилле «Курица» (1945 г.), «Пеппи отправляется в путь» (1946 г.) и «Пеппи в стране Веселии» (1948 г.). Позже написаны продолжения «Разграблениерождественскойелки, или Хватайчтохочешь» (1979 г.) и «Пеппи Длинныйчулок в Парке-где-растет-хмель» (2000 г.).

Пеппилотта Виктуалина Ругальдина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, или, как мы привыкли ее называть, просто Пеппи Длинныйчулок – одна из самых известных «литературных» девочек. Но что же это за девочка! Вернее, не девочка, а настоящий рыжий бесенок! Когда ей говорят, что в 9 лет ребенок должен ходить в школу, чтобы научиться «всевозможным полезным вещам», например, таблице умножения, Пеппи безапелляционно заявляет:

« - Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь без этой таблицы уважения. Значит, и дальше проживу без нее».

А как она ходит в гости!

«- Р-рр-ружья напер-рр-ревес!

Эта оглушительная команда донеслась из прихожей, и через мгновение Пеппи Длинныйчулок стояла на пороге гостиной.

- Р-р-рота, шаго-оо-мар-р-рш! - И Пеппи, чеканя шаг, подошла к фру Сеттергрен и горячо пожала ей руку.

- Колени плавно сгибай! Ать, два, три! - выкрикнула она и сделала реверанс.

Улыбнувшись во весь рот хозяйке, Пеппи заговорила нормальным голосом:

- Дело в том, что я невероятно застенчива и если бы сама себе не скомандовала, то и сейчас еще топталась бы в прихожей, не решаясь войти».

Художник Арсен Джаникян
Художник Арсен Джаникян
Художник Арсен Джаникян

Она носит чулки разного цвета, чтобы не перепутать, на какую ногу какой чулок надевать, спит, положив ноги на подушку, а голову под одеяло, цель ее жизни – стать разбойницей. Вдобавок девочка совершенно не признает авторитетов:

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И еще они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясется ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и все такое прочее».

Да уж, Пеппи совсем не пример для подражания, но все же, все же… Она необычайно великодушна и самоотверженна. Пеппи может накупить угощений для всех детишек города и постоянно приходит на помощь – спасает из горящего дома двух малышей, укрощает бешеного быка и совершает еще много подвигов. А вдобавок ко всему отказывается от путешествия, о котором мечтала долгие годы, когда видит, как плачут на ее проводах друзья – Томми и Анника. И потому эта, на первый взгляд, взбалмошная девчонка так влюбляет в себя читателей.

Безбашенность Пеппи, ее неиссякаемые выдумки и буйная фантазия – вот что нравится детям. А взрослых она заставляет вспомнить, что и они когда-то были маленькими и что порой нужно отрываться от своих серьезных дел и безудержно фантазировать вместе с детьми.

Капризка

«Капризка – вождь ничевоков» (1960 г.) Владимир Воробьев

«Он сидел на спинке Павликовой кровати и болтал ножками. Волосы у него торчали во все стороны. Лицо и руки грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперёд. Павлик сказал: – Какой ты смешной! Ты кто? – Я Капризка, – пропищал человечек и уставился круглыми глазами».

Сейчас о книжке про Капризку подзабыли, однако в 80-х годах сказка была необыкновенно популярна, в советское время она выходила тиражами в сотни тысяч. Замечательная история уральского писателя, написанная более 50 лет назад, и по сей день не утратила своей актуальности. Читателей ждут захватывающие погони и приключения со множеством необычных персонажей и событий. Злонамеренное существо, этакий мелкий бес, Капризка, вдруг появившийся из книг, чей лозунг: «Хочу не хочу – делаю что хочу!», пытается переделать жизнь в городе по-своему и начинает с детей. Именно по его совету герои не слушаются родителей, дерзят им, убегают из детского сада, в общем совершают все то, что делают непослушные и даже очень непослушные дети.

«Павлик отправился в детский сад – и Капризка с ним. По дороге Капризка сказал: –Павлик, не иди в детский сад. Что ты, маленький, что ли? Пойдём лучше пошляемся! – Нельзя, – ответил Павлик. – Бабушка узнает –Ничего! Подумаешь! Придёшь домой – будто из садика. Пошли! – А куда? – спросил Павлик. – Куда глаза глядят».

Художник С. Можаева
Художник С. Можаева

Капризка, сперва кажущийся даже обаятельным персонажем (к тому склонным прикидываться жалким), с каждой новой главой становится все более отталкивающим.

«Павлик, не прогоняй меня. Я несчастный! Перепачканное лицо Капризки было мокро от слёз. — Почему ты несчастный? — спросил Павлик. Ему стало жаль Капризку. — Меня все прогоняют! — всхлипнул Капризка. — А я хороший! Даже очень замечательный! И он уставился на Павлика круглыми глазами. — А зачем ты сюда забрался? — спросил Павлик. — Я хочу утопиться, — ответил Капризка. — Встану под душ и утоплюсь. — Вот чудак! — рассмеялся Павлик. — Разве под душем утонешь? — А я хочу под душем! — воскликнул Капризка. — Хочу не хочу — делаю что хочу!»

Симпатии читателей постепенно, по мере того, как разворачиваются события и обиженных Капризкой становится все больше, переходят на сторону обманутых им детей и их родителей. Скоро Капризке противостоят все жители и дети города, а также настоящий Кот в сапогах из сказки. Несмотря на «крутой» сюжет, книжка с прекрасным воспитательным эффектом, предназначена для дошкольников и самых младших школьников.

Нильс

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1904 г.) Сельма Легерлёф

Эта всемирно известная сказочная повесть была написана бывшей учительницей (впоследствии ставшей одной из лучших писательниц Швеции) Сельмой Легерлёф, как школьный учебник по географии станы.

Итак, жил на свете мальчик Нильс Хольгерссон. «С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост - это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие»...

Нильс обидел не кого-нибудь, а сказочное и могущественное существо – гнома, а тот превратил мальчишку в карлика, ростом с палец.

«Посмотрите-ка на Нильса! — кричал воробей.— Посмотрите-ка на Нильса — Кукареку! — весело заорал петух. — Сбросим-ка его в ре-ку! А куры захлопали крыльями и наперебой закудахтали: — Так ему и надо! Так ему и надо! Гуси обступили Нильса со всех сторон и, вытягивая шеи, шипели ему в ухо: —Хорош-ш! Ну уж хорош! Что, боиш-шься теперь? Боишься? И они клевали его, щипали, долбили клювами, дергали за руки и за ноги».

Художник С. Набутовский
Художник С. Набутовский

Нильс, ставший изгоем в мире людей был вынужден покинуть дом и отправиться в путешествие с дикими гусями из Швеции в Лапландию и обратно. Собственно, это путешествие можно назвать трудным путем взросления мальчика. Жестокое превращение поставило его на место обижаемых им героев, поменяло их местами, и Нильс на себе почувствовал, какого это быть маленьким и беззащитным. Но, если гном за обиду наказал его, то гуси и другие звери, напротив, пожалели мальчика и помогли ему. И за их доброту Нильс, щедро отплатил им тем же.

«На большой льдине уже собралась вся стая. Увидев Нильса, дикие гуси радостно загоготали и захлопали крыльями. А старая Акка Кебнекайсе выступила вперед и сказала: - Ты первый человек, от которого мы видели добро, и стая позволяет тебе остаться с нами».

В итоге озорной, но добрый и смелый паренек не только приобрел много верных и бескорыстных друзей, но и сам, пережив много горя и невзгод, повзрослел, помудрел и исправился.

«Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями. Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь в дневнике у него поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться».

Старуха Шапокляк

«Крокодил Гена и его друзья» (1966 г.) Эдуард Успенского

Эта детская сказочная повесть Успенского, первая из цикла произведений о Чебурашке и Крокодиле Гене.

«Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка. Она вела на верёвочке большую серую крысу». «Меня зовут Шапокляк, — ответила старуха. — Я собираю злы».

Книжный образ старухи Шапокляк - злого антогониста положительных Крокодила Гены и Чебурашки - замечательно дополняет ее, всем известное, мультяшное воплощение и жизненный девиз, выраженный в песенке из мультфильма «Кто людям помогает, тот тратит время зря!»

«Добрыми делами не прославишься. Я делаю пять зол в день. Мне нужны помощники.
— А что вы делаете? — Много чего, — сказала старуха. — Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте».

Ну, просто воплощение зла какое-то! Но старуха, с именем, обозначающим название старинного мужского головного убора, не слишком тянет на этот образ. К тому же автор описывает персонаж с юмором, что тоже, конечно, снижает для читателей ее демоническое значение. Во-первых, эта женщина с крысой в ридикюле, изредка постреливающая из рогатки, уже очень немолода, а молодые люди (к которым, без сомнения относятся и читатели Успенского) склонны проявлять великодушие к лицам пожилого возраста. Во-вторых, все ее проделки, хоть и бывают обидны, а, иногда, и жестоки, по большому счету, не страшны. В третьих, Шапокляк женщина одинокая – ну, что это за единственный друг – крыса! Такая одинокая, что, порой, даже впадает в невменяемость.

«...У неё во рту накопилось столько ругательных слов, что, когда мячик наконец размок и она выплюнула последние опилки, у неё изо рта высыпалось вот что:
Безобразникихулиганыявампокажугдеракизимуют крокодилынесчастныезелёныечтобвампустобыло!!!»

Ну, что с ней будешь делать? Только жалеть.

Кадр из м/ф студии «Союзмультфильм»
Кадр из м/ф студии «Союзмультфильм»

Однако если отбросить в сторону подозрения в ненормальности старухи, возникает вопрос, зачем же она так себя ведет. А она сама и отвечает: «Хочу, чтоб мой портрет Застенчиво и строго Смотрел со всех газет». Шапокляк хочет славы, и вся ее бурная деятельность подчинена этой одной золотой мечте. Тоже, конечно, безумной. А, вот Гена и Чебурашкой прославились на ее глазах по настоящему! И не «злами» вовсе, а хорошими делами. По мере знакомства с положительными персонажами, Шапокляк постепенно тоже встаёт на путь исправления. Но на то, чтобы надолго удержаться в рамках приличий, старушку не хватает. В начале следующих книг цикла она вновь возвращается к хулиганствам. Видно натура такая.

Эмиль из Леннеберги

«Эмиль из Леннеберги» (1963 г.) Астрид Линдгрен

Вот еще один «литературный» бесенок, появившийся на свет благодаря перу шведской писательницы Астрид Линдгрен. И так он всем полюбился, что за 34 (!) года о его шалостях и проказах появились 4 книжки-картинки (1972, 1976, 1995, 1997 гг.), повести «Новые проделки Эмиля из Леннеберги» (1966 г.), «Жив еще Эмиль из Леннеберги» (1970 г.), «Приключения Эмиля из Леннеберги» (1984 г.), рассказы «Ида учится проказничать» (1984 г.), «325-я проделка Эмиля» (1985 г.) и еще несколько сборников рассказов (1986-1989 гг.).

Этот сорванец по имени Эмиль и по фамилии Свенсон на вид был сущий ангелочек:

«Глаза у него были круглые и голубые. Лицо тоже круглое и розовое, волосы светлые и вьющиеся. Посмотришь на него - ну просто ангелочек».

Жил он на хуторе Катхульт у селения Леннеберга округа Смоланд вместе с мамой, папой, младшей сестренкой Идой и работниками – Линой и Альфредом. А еще в хозяйстве Свенсонов водились куры, лошади, быки и коровы. Но главное – у них был Эмиль. Который своими проказами не давал скучать да что там Леннеберге – всему округу. Практически ни дня у этого неугомонного ребенка не проходило без приключений, которые он сам же для себя и выдумывал, и соответственно без наказаний, которые следовали за его проделками. Вы только представьте: Эмиль мог прийти в гости на ходулях, причем ввалиться в гостеприимный дом через окно и со всего маху, слетев с ходулей, попасть прямо в таз с черничным киселем. А напоследок, аккурат в день, когда все жители округа ожидают прихода кометы и чуть ли не прощаются с жизнью, устроить неурочный фейерверк. Эмилю ведь пора было возвращаться домой, и получалось, что праздничного фейерверка он не увидит. Так почему бы не попробовать пальнуть из одной-единственной ракеты раньше условленного времени? И кто же виноват, что «пробная» ракета угодила туда, где лежали другие ракеты-шутихи, и они все до одной выстрелили?

Кадр из т/ф 1974 г
Кадр из т/ф 1974 г

Что только с ним не случалось! Он застрял головой в супнице, вылил тесто на папу, поставил мышеловку аккурат под папины ноги, и папа угодил в мышеловку, запер папу в туалете, напоил кур и поросенка пьяной вишней… Но мама всегда отвечала всем жалобщикам: «Эмиль – хороший мальчик».

Когда жители Леннеберги собрали деньги, чтобы отправить Эмиля куда подальше – аж за океан, в Америку, работница Свенсонов Лина заявила:

«— В газете писали, что в Америке было страшное землетрясение… Я считаю, что после этого нельзя к ним отправлять Эмиля. Это жестоко и несправедливо! Нельзя, чтобы все беды разом обрушились на американцев. Но я готова с ними поменяться, я бы с радостью им написала: «Вот вам Эмиль, а землетрясение пришлите нам!»

А потом в снежную бурю, когда никто не отваживался носа из дома высунуть, 5-летний Эмиль тайком от взрослых погрузил умирающего от сепсиса работника Альфреда в сани и довезет-таки его до доктора. И тем самым, едва не погибнув, все-таки спас жизнь своему взрослому другу. Так что же удивительного в том, что через много лет Эмиля выберут председателем сельской управы? Из маленьких сорванцов, как видите, получаются замечательные взрослые.

Девочка Оля

«Королевство кривых зеркал» (1951 г.) Виталий Губарев

Эта сказочная повесть Виталия Губарева о девочке, которая не является примером для подражания. Она рассеянная, ленивая, неряшливая, постоянно разбрасывает свои вещи и не хочет помогать бабушке. «Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила её под книжным шкафом. Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дёргалась и говорила: «Больно!», хотя на самом деле больно ничуточки не было. Вообще она частенько ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всём.

– Какая ты капризная! – сказали ей подруги. – Больше мы не будем с тобой дружить!

– Подумаешь!.. – выпятила Оля нижнюю губу и сделала вид, что нисколько не огорчена».

Бабушка, сетуя на внучку, приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!» Пожелание бабушки волшебным образом претворяется в жизнь. Капризная Оля попадает в сказочное Королевство кривых зеркал, где сталкивается со своим собственным отражением – девочкой по имени Яло. И эта вторая девочка воплощает все Олины недостатки. И, посмотрев на себя со стороны, Оля не сразу, но все-таки поняла, как же она была неправа по отношению к бабушке и своим подругам.

Приключения в Королевстве кривых зеркал помогли Оле стать лучше.

Кадр из к/ф 1963 г
Кадр из к/ф 1963 г

«Я подумала, что настоящая пионерка не может заботиться только о себе, когда другие нуждаются в её помощи. – Она порывисто протянула спутнице руку. – Давай больше никогда не будем ссориться, Яло! Я знаю, что ты хорошая девочка и непременно освободишься от своих недостатков. Нужно только по-настоящему захотеть! Я это знаю по себе…»

И еще одно открытие: оказывается, как говорит Оля, «маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту». Вот так, пройдя трудный путь и выпутавшись из многих серьезных неприятностей, в критической ситуации девочка со множеством недостатков становится более ответственной и требовательной к себе.

Карлсон

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955 г.) Астрид Линдгрен

Невоспитанный, наглый, лживый, старающийся ни за что не попасться на глаза родителям (и ведь не попадающийся никогда!), не в меру обидчивый, прожорливый.

«Пока ещё рано спать, – сказал он. – Сперва мы позабавимся. Я не согласен скучать, лёжа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой, можно играть в «мешок», можно устроить подушечную битву. Мы начнём с бутербродов»

И он еще и курит! (Вам не кажется, что именно такими многих лучших друзей своих детей видят родители?) Обаятельный, остроумный. А какой находчивый! «- Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно! — завопила фрекен Бок.— Представь себе, трудно, — вмешался Карлсон. — Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай — да или нет? У фрекен Бок перехватило дыхание, казалось, она вот-вот упадет без чувств. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова. — Ну вот вам, — сказал Карлсон с торжеством. — Повторяю свой вопрос: ты перестала пить коньяк по утрам?»

А еще он обожает игры и проделки, помогает слабым. Наконец, предпочитает тебя прочим, называет только тебя своим Другом. «Грустно, если некому крикнуть: «Привет, Карлсон!», когда ты пролетаешь мимо». Он и летать умеет, и на крыше живет в маленьком домике. «Если бы люди знали, как приятно ходить по крышам, они давно бы перестали ходить по улицам».

Кто же из детей откажется от такого приятеля? Именно от такого. Не навязанного родительской пропагандой - воспитанного роботообразного мальчика-отличника, а дерзкого хулигана с ярко выраженной индивидуальностью? Пусть даже и придуманного.

Кадр из м/ф 1968 г
Кадр из м/ф 1968 г

И это все о Карлсоне. Карлсон, которого выдумал себе Малыш и, о котором написала три повести Астрид Линдгрен, писательница описывает как «маленького жирного самоуверенного человечка». Но сам герой представляется «красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил». И, если в России Карлсон, во многом благодаря великолепному мультфильму и неподражаемому дубляжу В. Ливанова, любим и почитаем, на родине его считают «хамом, эгоистом, обманщиком, хвастуном и подстрекателем». Образ, действительно, очень противоречив, чем и интересен. Карлсон частенько берёт вещи без спроса. Но платит за них монетками в 5 эре. Склонен к вранью, иногда неоправданному, просто ради красного словца. Оправдывает любые шалости. Любимые его присказки - «Спокойствие, только спокойствие» и «Пустяки, дело житейское». Он произносит их, когда что-нибудь разобьёт или сломает. А иногда Карлсон, так же беззаботно, как хулиганит, успокаивает плачущего крошку в чужой квартире или, в виде привидения, ловит воров. Но разве важны мотивы по-настоящему доброго поступка? Например, все средства хороши, чтобы достать молока плачущей малютке.

«Спокойствие, только спокойствие! - сказал Карлсон. - Я вспомнил, где можно достать молока… Мне придётся кое-куда слетать… Привет, я скоро вернусь!»

По мере общения с Карлсоном развивается и образ Малыша. В нём всё время происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой - он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы. Таким образом, автор расставляет ориентиры, что хорошо, что плохо. Но очевидно одно: с Карлсоном Малышу хорошо, а без него – плохо. Поэтому Карлсон должен быть!

Петя Зубов и другие

«Сказка о потерянном времени» (1945 г.) Евгений Шварц

«Сказку о потерянном времени» Евгений Шварц написал для театра кукол в 1940 году, в 1945 году она была опубликована.

Главный ее герой Петя Зубов учится в третьем классе. Впрочем, «учится» - это слишком громко сказано, потому что сам процесс учебы мальчишке удовольствия не доставляет. Петя не любит делать домашние задания и все дела откладывает «на потом». Каждую четверть он собирается догнать одноклассников, но лень берет свое и «догонялки» все время откладываются.

«Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

- Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды, придя в школу, он обнаруживает, что стал старым, и даже родная мама своего сына не узнала. Тогда Петя убегает, куда глаза глядят. А глядят они в лес, где мальчик-дедушка попадает в некий домик, где, весь во власти грустных мыслей, ложится отдохнуть в стоге сена. О чем же думает Мальчик, ставший дедушкой? Да о том, что, не успев ничего путного сделать в своей жизни, он уже постарел. Как говорится, жизнь прошла мимо.

Проснувшись, Петя обнаруживает, что вернулись хозяева. Их четверо – 2 мальчика и 2 девочки. И вот тут ленивец проявляет чудеса находчивости, сообразительности и проницательности. Он быстренько понимает, что никакие это не мальчики и не девочки, а злые волшебники, которые и сделали его старым. У Пети хватает ума не обнаружить себя и дослушать все их странные россказни до самого конца. Оказывается, эти волшебники крадут время у тех детей, которые его не ценят, и, если он найдет еще трех таких же, как он, состаренных бедолаг, приведет их в дом к злодеям и повернет стрелки часов-ходиков обратно на 77 кругов – он снова станет прежним Петей. Причем со всеми этими задачами надо управиться до полуночи.

Художник М. Богомолова
Художник М. Богомолова

И все, Петю как подменили. Он быстренько находит нужных ему ребят, приводит их в дом и успевает повернуть стрелки.

«И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время».

Уф! Наконец-то злостный растратчик времени научился его ценить и понял, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Одним словом, дети, не будьте такими, как мальчик Петя, и на его примере учитесь ценить время.

Бармалей

«Бармалей» (1925) Корней Чуковский

Бармалей - персонаж еще и стихотворной сказки Чуковского «Одолеем Бармалея!» (1942), а также прозаической повести «Доктор Айболит» (написана в 1936 г., основана на произведении английского писателя Хью Лофтинга).

Образ этого вымышленного пирата, промышлявшего на территории Африки, и особенно любившего есть маленьких детей, Чуковскому подсказал художник Мстислав Добужинский. Много лет назад поэт в компании с Добужинским гулял по Петроградской стороне, и в какой-то момент они вышли на Бармалееву улицу. Художник поинтересовался – кто же такой был этот Бармалей. Чуковский начал рассуждать о возможной этимологии, но нетерпеливый художник его перебил: «Неправда! — сказал он. — Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел...» И на листке набросал свирепого злодея, бородатого и усатого...

Антагонист доброго доктора Айболита злой пират Бармалей не только разбойничает, но и поджидает в Африке непослушных детей. Ведь беда непослушных детей в том, что сколько им не говори об опасных результатах непослушания, они не понимают.

«Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей -
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!»

Бармалей – воплощение ужасающего наказания для детей, не слушающихся родителей. Он не ставит в угол, не лишает сладостей и подарков, он прямо приступает к делу:

«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит».

У трех-четырехлетних детей образ злодея действительно способен вызвать ужас, но Чуковский, тут же, предлагает рецепт избавления от страха. Если слушаться маму и папу, то с Бармалеем не встретишься – и это самый лучший вариант. Жаль, что осознание этого к Танечке и Ванечке приходит поздно.

«Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»
Но ответил людоед:
«Не-е-ет!!!»

Иллюстрации изд-ва «Стрекоза»
Иллюстрации изд-ва «Стрекоза»
Иллюстрации изд-ва «Стрекоза»

Победа над Бармалеем происходит при помощи животных. Со злодеем поступают так же, как он хотел поступить с детьми: его проглатывает Крокодил. Но проглатывает гуманно, пират в брюхе у Крокодила продолжает жить и молить о пощаде. Здесь появляется еще один важный мотив противопоставления хороших героев плохим. Когда Бармалей раскаивается в своих деяниях, великодушные Танечка и Ванечка заступаются за него и просят простить. И это после того, что он хотел с ними, и с доктором Айболитом сотворить, не откликнувшись на их мольбы!

В образе Бармалея Чуковский сохраняет верность сказочным принципам, но представляет читателю страшную силу в ином образе, чем традиционно абсолютно злые Баба Яга и Кощей Бессмертный, например. Бармалей, несмотря на все что он готов сотворить, оказывается не таким уж и страшным, благодаря художественным поэтическим приемам, снижающим ужас, при помощи иронии:

«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
»Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»

Когда так много «страшного» повторяется несколько раз, да еще и уточняется, что любит Бармалей не просто маленьких, а очень маленьких детей, даже самый юный слушатель сказки почувствует подвох. А такой ли уж страшный этот пират? Или уже смешной? А в финале даже обаятельный.

«Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»

Но, что-то быстро он исправился… Да как истово кается! Но искренне ли? Ведь Бармалей опять повторяется, много раз заверяя нас в своей любви. Стоит ли ему верить? В общем, здесь есть над чем поразмышлять вместе с ребенком.

Буратино

«Золотой ключик, или приключения Буратино» (1936 г.) Алексей Толстой

Главный герой повести Алексея Толстого – деревянный человечек Буратино. Прототипом его стал Пиноккио, вышедший из-под пера итальянского писателя Карло Коллоди (1880 г.). Еще будучи обыкновенным поленом, этот Буратино начинает вносить сумятицу в жизнь окружающих его людей. Пищит изо всех сил и не дается в руки столяра Джузеппе, больно бьет шарманщика Карло и вообще ссорит Карло и Джузеппе. Что же удивляться, что из этого полена выстругивается непоседливый и очень нетерпеливый персонаж. В голове его, конечно, не опилки, но «мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые».

Его приключения – это путь познания трудностей реальной жизни и преодоления собственного эгоизма. Озорной и непослушный Буратино обманывает папу Карло и вместо школы отправляется в кукольный театр, он позволяет Коту и Лисе одурачить себя, не слушает предупреждавшую его об опасности птицу Сплюшку сбегает от спасшей его от гибели куклы Мальвины. Бедная Мальвина, бедный папа Карло!

«Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?» - удивляется Мальвина. Ответ достоин Буратино:

«— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто».

Папа Карло, впрочем, тоже не очень-то справляется с возложенными на него задачами по воспитанию юного поколения. Буратино все равно делает так, как хочет он, а не так, как заведено. Деревянный человечек вообще не признает никаких порядков и распорядков и делает то, что взбредет ему в голову. За что и удостаивается лестной характеристики от мудрой черепахи Тортиллы:

«Ты безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями!»

Одураченный Котом и Лисой, оставшийся без денег и без всякой помощи, Буратино вынужден с этим согласиться. А как вы понимаете, стоит человеку признать свои недостатки, как он взрослеет и старается их исправить. Деревянная кукла не исключение. С этого момента свою энергию Буратино наконец-то направляет в полезное русло. Он выведывает у Карабаса Барабаса тайну золотого ключика, достает этот пресловутый ключик и находит-таки заветную дверь, ведущую в светлое будущее. Он открывает новый театр, где царят радость и веселье и ежедневно знакомит зрителей со своими приключениями, становясь с каждым днем все более знаменитым.

Художник Л. Владимирский
Художник Л. Владимирский

Так за что же детвора так любит этого деревянного мальчишку? За его веселый нрав – это раз. За его непосредственность – это два. За то, что в нем легко узнает себя любой ребенок – это три. Список достоинств героя, за которые его просто обожают наши дети, далеко не окончательный. И ведь что интересно – нравится детворе не сверхположительная Мальвина, а дерзкий и грубый деревянный мальчишка. Ну какой толк от Мальвининых сетований и замечаний, если в трудную минуту она ровным счетом ничего не может сделать? Если бы не Буратино, все закончилось бы очень печально. Этот «дрянной» мальчишка оказался неплохим стратегом и тактиком. Ему не откажешь в организаторских способностях. Ну и что из того, что отважно сражался с Карабасом пес Артемон? Но на подвиг-то его вдохновил Буратино, он же и расставил Артемона, Мальвину и поэта Пьеро по местам и втолковал, что каждый должен делать. И ведь все его послушались!

Так что сорванцы вроде Буратино хоть и накликают на свои непутевые головы неприятности, выпутываются из них сами и никого в своих злоключениях не обвиняют. Такие персонажи делают нашу жизнь интересней, и на их примере мы понимаем, что в решающую минуту надеяться можно лишь на сорванцов и ниспровергателей раз и навсегда заведенных порядков. 

интересное в сети