Ментальная арифметика: в чем польза?

Курсы по ментальной арифметике очень популярны, потому что математика не всем детям легко дается. А тут еще результат почти мгновенный. Попробуем разобраться, хорошо ли это.

Ментальная арифметика – это методика обучения устным вычислениям с помощью специально сконструированных счетов под названием абакус. Сначала ученик учится решать задачки, передвигая кос­точки на спицах, а со временем начинает то же самое делать в уме. С бешеной скоростью.

Методика существует примерно с XVII века, а придумали ее специально для купцов. Сегодня функции воображаемого абакуса легко может выполнить калькулятор. Несмотря на это курсы по ментальной арифметике пользуются безумным спросом, особенно в Китае, Индии и Японии. Организаторы обещают обучить детей не только сложению, вычитанию, делению и умножению многозначных чисел, но и развить мозг буквально во всех направлениях. Только вот зачем из ребенка делать робота, мало кто задумывается.

От любви до ненависти

Эксперты говорят, что за-нятия ментальной арифметикой способствуют развитию двух нейропсихологических функций. Прежде всего речь идет о так называемом «факторе программирования и контроля». Это когда в уме нужно совершать сложный набор последовательных действий и весь алгоритм ­выполнять без ­оши­бок. А еще ментальная арифметика тренирует зрительно-пространственные функции, ведь конечная цель – научить ребенка считать на воображаемых, а не на реальных счетах. Такой вид работ для мозга полезен – с одной оговоркой.

Лобные доли, которые отвечают за блок программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. В 10 лет они находятся в стадии формирования. Та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей младше этого возраста оказывается чрезмерной. Кроме того, если ребенка просят выполнять задания, которые не подходят ему по уровню физиологического развития, обучение может ­худо-бедно продвигаться, но пользы будет все-таки мало. А если ученика еще и заставлять, рано или поздно он возненавидит и ментальную арифметику, и математику, а там и учебу со школой вместе взятые. Мотивация получать знания пропадет.

Если вы хотите, чтобы ребенок был силен в математике, фишка не в том, чтобы научить его считать. Эту функцию выполняет сегодня калькулятор. А в том, чтобы он понял, как посчитать легко, то есть умел подыскивать подходящий способ в каждой конкретной ситуации, а не действовал всегда по одному алгоритму.  
Перспективы на будущее

Есть и другие опасности, о которых организаторы модных курсов не предупреждают. Освоение метода ментальной арифметики в раннем возрасте может тормозить развитие математических способностей.

Представление о числе формируется у нас постепенно. Сначала нужно уловить суть понятий «больше – меньше» и научиться на глаз судить об объеме и количестве предметов. Здесь на помощь приходят счетные палочки и игры с подручными материалами – яблоками, шишками или кубиками, которые нужно посчитать. Каждая из таких моделей обогащает наше «математическое восприятие» и развивает «интуицию больших чисел». Так мы учимся чувствовать, например, что 327 бананов – это слишком много, а 17 – совсем другое дело.

Ментальная арифметика подразумевает обучение только одному способу оперирования с числами. Ребенок действительно научается быстро складывать, вычитать, делить и умножать. Но представление о числе у него складывается очень бедное, а сама суть математических действий остается для него тайной.

В 2018 году первое место на чемпионате мира по ментальной арифметике заняла 6-летняя Алиса Гусева из Екатеринбурга.

Если ребенок знакомится с абакусом в возрасте 4–6 лет, сложностей будет еще больше. Другие способы обращения с числами, с которыми он встретится в начальной школе, покажутся ему ненужными: он же и так прекрасно считает. В итоге получится, что весь «базовый» материал усвоится не в ходе разнообразных предметных игр, а в виде зубрежки. Дальше начнутся дроби, знакомство с десятичной системой и логарифмами, извлечение корня. А для освоения этих понятий, помимо прочего, крайне важно уметь делать приблизительные вычисления. Но таких навыков ментальная арифметика не дает.

Здоровые ориентиры

Чтобы освоение абакуса принесло ребенку только пользу, наш эксперт советует применять его по таким принципам:

До школы ментальная арифметика больше навредит, чем поможет, если не будет игрой от случая к случаю, среди прочих математических игр.

Чтобы улучшить оценки по математике, вместо абакуса имеет смысл освоить с ребенком обычные «советские» счеты. Они помогут закрыть пробелы, подтянуть знания.

Абакус можно использовать для снятия «математической тревожности». Если вы чувствуете, что ребенок входит в ступор на уроках математики, он переживает, что все это слишком сложно и он не справится, ментальная арифметика поможет снять стресс.

Если вы решили предпочесть абакус, пусть ребенок оттачивает на нем только тот материал, с которым возникли проблемы, и не забегает далеко вперед. Например, в школе проходят сложение в пределах двадцати – значит, в этих же пределах стоит заниматься и ментальной арифметикой.

Абакус – хорошая модель для оперирования десятичными дробями. Но, опять же, ограничьтесь только этим «узким» материалом, если к моменту его освоения в школе ребенку вообще нужны будут объяснения на пальцах.

Если вы отдали детей на занятия по ментальной арифметике, дома делайте с ними побольше заданий на удобные приемы счета. Например, если в задаче просят вычесть 17, а потом прибавить 27, спросите сразу: «А как можно проще?» Пусть догадаются, что легче просто прибавить 10. Цель – не применять только абакус, а прибегать к нему, только ­если ­по­­-другому ­решить задачу невозможно.

интересное в сети
‡агрузка...