Направить энергию ребенка в мирное русло

Когда-то, глядя на новорожденного кроху, вы представляли, какими трогательными будут его первые шаги, как весело он будет бегать и играть. Момент настал, и оказалось, что малыш не согласен пользоваться выбранными вами маршрутами и ограничиваться своими игрушками. Человек подрос: теперь он архитектор и дизайнер в одном лице, по крайней мере если судить по тому, что к вечеру вы не узнаете свою квартиру. Что же делать?
Быстрый и неустрашимый

На четвереньках или ползком ребенок молниеносно пересекает комнату. Добравшись до пункта назначения, цепляется за скатерть: на пол с оглушительным грохотом летят журналы и чашки. Как самый настоящий Малыш-Плохиш, тянется за желанным предметом, карабкается, разбрасывает все вокруг. И больше всего его привлекают недосягаемые вещи.

Что делать?

Именно в этом возрасте взрослые обычно вводят ограничения и запреты. Ведь если раньше оградить ребенка от опасностей было в вашей власти, теперь уследить за малышом сложнее. Но, вводя слово «нельзя», помните, что годовалый малыш не в силах отказаться от привлекательного предмета, находящегося в поле его зрения, поэтому любимую вазочку или дорогие часы лучше убрать.

Ребенку постарше можно попытаться объяснить, чем вызвано то или иное ограничение. Например, вместо того чтобы сказать: «Нельзя!», говорите: «Это кошачья еда, людям есть ее опасно, нельзя ее трогать». Ребенок слушает и уважает ваши требования? Нет? Тогда скажите: «Ты уже большой. Помоги мне, пожалуйста!» Чаще всего в общении с детьми родители занимают позицию «сверху», то есть командуют, отдают распоряжения. Психологи считают, что иногда необходимо воспользоваться «подстройкой снизу» – показать, что нужна помощь, попросить. Разговаривать с ребенком нужно дипломатично и корректно. Избегайте выражений: «Ты плохой мальчик» или «Ты делаешь больно маме». Вместо них лучше использовать так называемое «Я-сообщение». Вместо «ты должен», «тебе лучше» расскажите о том, что чувствуете и переживаете вы сами.

Прием «Переключение внимания»

Переключение внимания – один из наиболее известных родителям педагогических приемов. Тем не менее далеко не все мамы и папы умеют его применять. Конечно, отвлечь младенца не составит труда – достаточно лишь преувеличенно восторженным голосом воскликнуть: «Смотри, какая птичка!» Или листик. Или мячик. Ребенка интересует все, что интересно вам. Но ближе к трем годам ребенок отлично помнит, чем он был занят до ваших отвлекающих маневров, а потому переключить его можно только на то, что действительно интересно. Как раз в этом и состоит сложность данного приема: нужно, во-первых, фантазировать, придумывать, а во-вторых, полностью включаться в игру с крохой. Если ребенок почувствует, что вы всего лишь снизошли до глупых детских игр, он вновь вернется к деструктивным действиям. Подумайте, почему Малышу, да и всем остальным детям так нравится Карлсон? А дело в том, что он, будучи взрослым, остался способен на детские поступки. Не бойтесь иногда «пошалить», не будьте скучными!

Не забывайте дать понять малышу, что, если вы вместе раскидали вещи, лежавшие в шкафу, придется их не менее дружно убирать.
Умный крепыш

Малыш любит большие пространства и крупные предметы: табуретки, стол, коробки. Этот умный малый проводит много времени в попытках передвинуть почти такие же большие предметы, как и он сам. Как только предмет сдвигается с места под его давлением, малыша интересует, что случится, если толкнуть сильнее, почему предмет не скользит по ковру, сможет ли он пройти в узкую дверь.

Что делать?

Не запрещайте малышу эти занятия под предлогом того, что он может навредить себе. Ведь таким образом у него развивается равновесие, ориентация в пространстве, тренируются мышцы. Кроме того, он как будто испытывает себя, проверяет свои возможности, приспосабливается к окружающему миру. В данной ситуации малыш учится настойчивости, умению прилагать усилия и радоваться успехам, а родители – умению доверять малышу. Не нужно бежать на помощь, когда он об этом не просит. Известный педагог Мария Монтессори описывала ситуацию: в группе детского сада малыши столпились посмотреть на живого кролика, одному ребенку ничего не было видно за другими детьми. Вдруг малыш увидел стул. На его лице уже мелькнула радость самостоятельно найденного решения, когда сердобольный взрослый поднял его на руки, так и не дав самому справиться с задачей.

Прием «Внеси разнообразие»

Попытайтесь несколько упростить задачи, например сделайте коробки на колесиках, подберите детскую мебель из легкой пластмассы. Можно внести некоторое разнообразие в действия малыша, например, к перетаскиванию стульев из одного места в другое добавить пролезание под ними.

Используйте активность малыша для уборки. Привлеките ребенка к решению маленьких домашних задач: положить белье в стиральную машину, бросить стаканчик от йогурта в мусорное ведро, принести вам книгу. Сколько маленьких подвигов он может совершить!
Старательный ребенок

Он так старательно переносит все ваши CD и складывает их в собачью корзину! Многие дети любят перемещать маленькие предметы, менять их местами. Именно таким образом все мягкие игрушки оказываются в кухонном шкафу, а чистые полотенца – в корзине с грязным бельем. Эти дети все вытаскивают, переносят и переворачивают весь дом вверх дном!

Что делать?

Бесполезная на первый взгляд возня на самом деле отлично развивает моторику рук. Предложите ребенку, например, разложить каштаны, семечки и орешки по разным емкостям, обратите внимание на разницу в их размерах. Если вы не хотите, чтобы ребенок тренировался на ваших CD, дайте ему ненужные предметы: маленькие пустые бутылки, старые журналы. В любом случае необходимо показывать малышу способы действия с предметами, например, как кусочки порванной бумаги можно положить в бутылку или как закрыть крышку. В ванной разрешайте ребенку играть со стаканчиками, маленькими леечками, чтобы он мог наливать и выливать воду.

Прием «Сужение пространства»

Чтобы вещи не пришлось находить в самых удивительных местах, нужно ограничить пространство игры. Можно из стульев и тряпочек построить вместе с ребенком домик, внутри малыш может разбирать запасы, то есть перекладывать предметы.

интересное в сети