Несносный пассажир: как вести себя с ребенком в машине

Автомобиль сегодня – это уже не просто средство передвижения. Мы проводим в нем такое количество времени, что вполне обоснованно считаем частью своего дома. Если в этом доме есть «детская», то мало оборудовать ее по всем нормам безопасности. Надо обеспечить ребенку и психологический комфорт.
Воспитание ребенка в условиях повышенной опасности

Казалось бы, о каком воспитании может идти речь? Надо сделать так, чтобы ребенок просто не мешал водителю и не портил ничего в машине – тогда все доедут до места назначения в целости, сохранности и с хорошим настроением. Однако буквально пара простых математических действий – и становится ясно, что время поездки не стоит просто вычеркивать. Ребенок ходит в детский сад с восьми утра до шести вечера. Значит, времени на общение с родителями у него остается четыре-пять часов в день (час с утра и около четырех вечером). Полчаса до садика, полчаса обратно – выходит, что дорога сокращает время общения ни много ни мало на четверть! Это, конечно, слишком много, чтобы сказать: «Пока едем, чтобы я тебя не видела не слышала». Нет, раз уж дорога стала частью нашей повседневной жизни, то она должна стать и частью воспитательного процесса. Там тоже будет происходить развитие представлений о жизни, навыков общения, ценностных ориентиров и интересов. Но несколько иным образом, чем в условиях общения дома.

Анна, мама Кирилла и Ксении: «Дети, как только садятся в машину, начинают переговариваться – может, потому, что взаимодействовать иначе, сидя в детских креслах, у них не получается. Дразнятся, смеются друг над другом, обзываются. Потом кто-то обязательно начинает плакать, жаловаться мне. Стараюсь молчать, не обращать внимания. Когда пробок нет, то это мне удается. Но вчера просто не выдержала: «Быстро замолчали, или сейчас пешком пойдете!». Даже свекровь (а ведь я взяла ее специально, чтобы детей чем-то заняла) вздрогнула и сказала, что я плохой водитель. Конечно, зря я не сдержалась. Кричащая мама – не лучший пример для подражания».

Правильное поведение ребенка в машине надо воспитывать точно так же, как любую другую привычку: говорить, почему это важно, следить за выполнением. Уже в три года ребенок может взять себя в руки, потерпеть, если заранее с ним об этом договориться. И может правильно, без обид и капризов, принять замечания – опять же если понимает всю ответственность момента. Разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, рассказывайте что-то сами. Но если чувствуете начинающееся раздражение, напряжение, успевайте вовремя сказать: «Давай позже поговорим, когда доедем».

Осторожно: игрушка в автомобиле!

Марина, мама Даши: «Когда ехать нужно долго, я покупаю дочке специальное печенье. Оно мало того что вкусное, так еще и упаковано каждое в отдельный пакетик, а на этом пакетике смешные картинки. Пяти штук – открыть, рассмотреть, съесть – хватает на час поездки. Но однажды мое идеальное средство привело к аварии. Даша, съев одно печенье, стала жевать пакетик. Я, повернувшись, увидела, что она подавилась. Не понимаю, как все случилось: я вроде бы и руль не отпускала, но врезалась в машину, которая затормозила впереди. К счастью, без серьезных последствий. А ведь за неделю до этого мы обсуждали с подругами именно этот вопрос – как развлечь ребенка в машине. Одна купила дополнительное кресло – для плюшевого медведя, чтобы дочка общалась с ним по дороге, другая перед поездкой мазала своему ребенку (он совсем маленький) пальцы чем-нибудь липким и давала разноцветные пластиковые листочки. Ребенок их трогал, и они приклеивались то к одной руке, то к другой. Я критиковала всех – мой способ мне казался самым простым, надежным и безопасным».

Если вы за рулем, никогда не оборачивайтесь на ходу, что бы при этом ни происходило на заднем сиденье! Остановитесь, включите сигнал аварийной остановки и только тогда займитесь ребенком.

Ученые из университета Мельбурна, протестировав поездки 12 семей в течение трех недель, пришли к выводу: дети в машине гораздо опаснее мобильного телефона. Водитель отвлекается и попадает в потенциально опасные ситуации в 12 раз чаще, если у него в салоне ребенок (по сравнению с ситуациями, когда он в салоне один, но должен время от времени отвечать на звонки). Причем место расположения детского кресла и возраст ребенка (участвовали семьи с детьми от года до семи) особой роли не играли. Даже те дети, которые в силу возраста понимают, что в машине важно соблюдать дисциплину, могут отвлечь взрослого неосознанно. Например, закашлявшись или удивленно прокомментировав что-то увиденное за окном. Родители не могут полностью сосредоточиться на движении – они постоянно перераспределяют свое внимание между ребенком и дорогой. Большинство из тех, кому ездить приходится много и долго, решают эту проблему с помощью игрушек, книжек, планшетов с мультфильмами. Однако выбор средств развлечения в дороге требует серьезного подхода. Учесть надо интересы и особенности характера ребенка, а также специфику самой игрушки. Имейте в виду, что один из самых популярных вариантов – брать целый рюкзачок небольших игрушек, чтобы ребенок играл ими последовательно – не подходит для очень активных детей. Они вытряхивают сразу все, а потом просят достать то, что упало слишком далеко.

Опасные состояния: ребенка укачало

Дети хуже переносят поездки, чем взрослые, хотя бы потому, что не могут отвлекаться, абстрагироваться от непосредственно происходящего. Такое приятное времяпрепровождение взрослого пассажира, как смотреть вдаль, слушать музыку, думать о чем-то своем, им недоступно. Машина (да и любой другой вид транспорта) – это для них ограничения. К тому же детей чаще укачивает. К примеру, когда ребенок во время движения «общается» с игрушкой, которую держит в руках, но при этом периодически смотрит в боковое окно, происходит рассогласование вестибулярного аппарата, зрения и глубоких мышц: тело перемещается в пространстве, глаза видят, что движение быстрое, а игрушка при этом остается неподвижной. Такое бывает и у взрослых (многие не могут читать во время движения), но мы чувствуем состояние укачивания «на подходе» и быстро его исправляем: смотрим вдаль, немного меняем положение тела, выравниваем дыхание. Малыш этого делать не умеет, поэтому укачивание не контролирует. В работе вегетативной системы наступает сбой – учащается сердцебиение, подступает тошнота, нарастает страх. В большинстве случаев родители тормозят машину, дают возможность ребенку побыть на воздухе, прогуляться и успокоиться. Но лучше совсем не допускать укачивания и останавливаться до того, как будут очевидными его признаки. Останавливаться стоит, например, тогда, когда ребенок просто устал: пятиминутная остановка поможет избежать капризов и слез, что в условиях дороги крайне нежелательно. Тактика «делай что хочешь, но дай спокойно доехать» не оправдывается. Утомленного ребенка ничто не заинтересует надолго: вывернув наизнанку вашу сумку, он опять продолжит капризничать. Кроме того, в дальнейшем малыш усвоит такое поведение и будет применять его в качестве давления, манипуляции.

Дома или на улице мы можем долго успокаивать, объяснять, убеждать. На дороге уделять так много внимания эмоциям ребенка – значит создавать опасность его физическому здоровью.
Внимание: стресс на дороге

Елена, мама Павла: «У меня ребенок всегда едет в машине молча. Не спокойно, а именно молча. Да и я стараюсь не разговаривать, потому что мужа раздражает все. Как только он садится в машину, просто другим человеком становится: ругает всех вокруг, причем в не очень приличных выражениях, нервничает, срываясь на нас. А уж если я сама за рулем – то все... Столько замечаний, подобных «ну куда», «ты думай, что делаешь», – такой стресс! Однажды я увидела, как сын в машине закрывает уши во время папиного «обсуждения» других водителей, и после этого серьезно поговорила с мужем. Или он учится сдерживаться, или мы едем отдельно на такси. Немного помогло – кричит меньше, но ведет себя все равно слишком резко и нервно».

Условия вождения становятся все сложнее: с каждым годом увеличивается транспортный поток. Все большее количество людей узнают, что такое стресс водителя: напряжение, сознание ответственности, огромное количество неблагоприятных раздражающих факторов и при всем при этом – чувство, что сам не владеешь, не можешь управлять ситуацией. Любой доступный объект тут же становится мишенью для агрессии. Увы, часто это те, кто сидит рядом. Поездка в такой ситуации особой радости не доставляет. Но это не самая большая проблема. Для детей дорожные инциденты могут оказаться фактором психотравмы! Причем само по себе происшествие оказывается не столь значимым, как реакция и поведение потом родителей. Так что научиться водить, не испытывая при этом лишнего стресса, очень важно и для психологической безопасности. Часто для этого надо просто правильно настроиться на дорогу, адекватно относиться к разного рода неожиданностям. Например, к тому, что будут пробки, или к тому, что в самом неожиданном месте будет ремонт дороги. И не ждать, что к вам будут относиться более дружелюбно, видя наклейку «ребенок в машине».

интересное в сети