Новенький в классе: правила адаптации

Знакомство с новым коллективом – всегда стресс, особенно для ребенка. Ситуация, когда ему приходится переходить в новый класс или школу – не редкость, и задача родителей в этот период – поддержка и принятие участия в его школьной жизни, которые позволят вовремя заметить изменения в поведении сына или дочери и помочь им избежать психологического дискомфорта.

Переход в новый класс многие дети воспринимают остро, и родители беспокоятся, замечая, что ребенок не может привыкнуть к новому коллективу. О проблемах в отношениях с одноклассниками свидетельствуют внезапно появившаяся замкнутость, агрессивность, бессонница и потеря аппетита, повышенная утомляемость и снижение успеваемости. Ученик может отказываться рассказывать о школе или отвечать односложно, переводя тему, некоторые дети просто не хотят посещать новый класс и просят перевести их обратно, начинают часто болеть. Причин для смены школы или класса может быть множество: переезд, конфликт с учителем (учениками, администрацией), желание обучаться в профильной школе или сменить неподходящую для уровня развития ребенка программу и др. Но в любом случае ребенок может столкнуться с непринятием в новом коллективе, нарушающим процесс его нормальной социализации.

Подводные камни

С какими же трудностями может столкнуться новичок в классе, чем они обычно вызваны и как родителям помочь ребенку в этот нелегкий период?

1. Настороженность друг к другу

Иногда кажется, что класс не принимает новенького. Однако судить об этом можно лишь спустя пару месяцев с момента его прихода, когда процесс адаптации в норме заканчивается. На первых порах вполне естественна некоторая настороженность детей, ведь класс и новичок должны присмотреться друг к другу. Объясните ребенку, что одноклассникам тоже необходимо приспособиться к нему. Понаблюдайте за тем, что вы и ваше окружение говорите на тему новой школы или класса, как реагируете на сложности.

Постарайтесь создать вокруг ребенка атмосферу уверенности и благополучия, не спешите бурно реагировать, если вам покажется, что его обижают одноклассники или недооценивают учителя.

Научите ребенка уважать чужую свободу: другие дети не обязательно должны хотеть идти на контакт, помогать, делиться и играть с ним, но это не означает, что они плохие или недолюбливают его. Возможно, на данный момент они просто не готовы к новым знакомствам.

2. Отстраненность, стеснительность или неадекватное поведение новенького

Новичку бывает сложно первому проявить инициативу из-за страха показаться навязчивым или стеснения. Иногда недостаточный уровень социального развития ребенка приводит к тому, что он абсолютно теряется в новой обстановке или начинает привлекать к себе внимание агрессивным, задиристым или «клоунским» поведением. Обычно одноклассники сами проявляют активность в знакомстве с новичком, но, если новенький слишком замыкается и отстраняется от класса или его реакции отталкивают детей, родителям нужно помочь ему влиться в коллектив.

Прежде всего, научите ребенка улыбаться и не бояться просить помощи. За фразой «Помоги, пожалуйста» можно завести разговор и начать дружбу, ведь другим приятно почувствовать себя значимыми и нужными, а у ребенка будет повод продолжить знакомство, отблагодарив за помощь. 

Подскажите ребенку, как зарегистрироваться в соцсети, популярной у детей в новом классе. Какое бы ни было ваше отношение к интернет-общению, сегодня это неотъемлемая часть жизни, к тому же так детям будет намного легче узнать друг друга, понять нормы и правила в коллективе и начать общаться. 

3. Неопределенное положение в классе

В новом коллективе ребенку вновь нужно находить свое место, и особенно тяжело приходится, если он привык быть лидером. Ведь в новом классе уже есть свои заводилы, инициаторы, старосты и т.д., и попытки перетянуть на себя лавры первенства вызовут негатив и отторжение. Предложите ребенку немного подождать и показать свои лидерские задатки в той ситуации, когда классу потребуется помощь. С другой стороны, новички, особенно в средней школе, часто избираются на роль «жертвы», поскольку дети в этом возрасте самоопределяются, переживают кризис подросткового возраста, симптомом которого нередко бывает жестокость по отношению к более слабым. Помочь своему ребенку занять положение «принятого» в классе можно, приняв ненавязчивое участие в жизни класса. Организуйте интересное мероприятие для всех одноклассников, которое позволит вашему ребенку повысить свой статус в их глазах. Это может быть экскурсия к вам на работу, проведение какого-либо праздника на вашей или нейтральной территории, где вы выступите приглашающей стороной.

4. Снижение успеваемости

Плохие оценки при переходе в новый класс – закономерное явление. Стресс и стеснение, вызванные адаптацией, влияют на успеваемость, ведь все силы ребенка, вся его энергия сейчас направлены не на учебу, а на привыкание к коллективу, учителям и нормализацию взаимоотношений с новыми одноклассниками. Педагогу тоже нужно время, чтобы узнать потенциал новенького, а ребенку  подстроиться к манере преподавания на новом месте. Поэтому не судите ребенка строго в первые месяцы за его неудачи, лучше сфокусируйте его и свое внимание не на оценках, а на знаниях.

Что делать?

Конечно, при переходе ребенка в новый класс ему необходима помощь и поддержка родителей, однако процесс адаптации можно существенно облегчить, если заранее подготовиться к этому волнующему событию.

1. Создайте интересный образ ребенку.

Чтобы привлечь интерес одноклассников к новичку, обеспечьте его особенными школьными «фишками»: интересной канцелярией, технологичным рюкзаком, модными часами и т.п. Обдумайте вместе с ребенком, какую жизненную историю можно предоставить классу и как ее рассказать так, чтобы привлечь внимание, но не перейти на хвастовство или противостояние. Возможно, это будут смешные случаи из жизни «на старом месте», увлекательные моменты из семейных путешествий или рассказы о хобби ребенка.

2. Научите не стремиться нравиться всем.

Объясните ребенку, что он не должен пытаться понравиться всем, поскольку это просто невозможно. Расскажите, что в классе могут существовать разные группы, придерживающиеся разных взглядов, а ему лишь надо определиться, кто из одноклассников ближе ему самому ближе «по духу», с кем ему интересно, и именно с ними стараться подружиться.

3. Научите «не быть выскочкой».

Дети не любят тех, кто слишком выделяется, пытается показать свое превосходство. Поэтому постарайтесь, чтобы одежда, гаджеты и другие аксессуары ребенка, по возможности, соответствовали среднему уровню класса. Кроме того, высокие умственные способности новичка тоже могут быть причиной неприятия. Поэтому объясните ребенку, как правильно показывать свои знания, не опережая и не подставляя одноклассников. Например, не стоит дополнять ответ ученика без просьбы учителя, а вот желание вызваться к доске на сложную для одноклассников тему, скорее всего, вызовет положительный отклик класса.

4. Будьте в курсе событий.

Постарайтесь заранее познакомиться и поговорить с учителями, рассказав им об особенностях вашего ребенка, его предпочтениях или проблемных моментах, а заодно выясните основные моменты нового места: какой дресс-код, как проходят перемены, какие правила существуют в классе и школе. Чем больше вы узнаете, тем лучше сможет подготовиться ребенок. Чтобы лучше понимать, как обстоят дела в классе, какая складывается атмосфера, вы можете войти в родительский комитет.

5. Научите доверию.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих школьных делах, сами будьте с ним откровенны и искренни, с детьми младшего школьного возраста больше разговаривайте о похожих сюжетах сказок, фильмов, книг. Важно, чтобы общение было непринужденным, а ситуации понятны ребенку, но не связаны с ним напрямую.

Адаптация в новом коллективе – это сложный процесс для ребенка, но поддержка и участие родителей помогут школьнику справиться с ситуацией за короткое время. Если же вы замечаете, что ребенок слишком болезненно переживает переход в новый класс, а симптомы дезадаптации лишь усугубляются со временем, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться в причинах и как можно быстрее их устранить.

интересное в сети
‡агрузка...