Как говорить с ребенком о смерти?

Тема смерти очень непростая, особенно для разговора с ребенком. Вокруг таких бесед в нашей традиции и культуре существует негласное табу, и многие пытаются уйти от прямых ответов на вопросы, которые задает ребенок. Как же говорить об этом с малышом, школьником, подростком?

Что они знают о смерти?

Прежде чем пускаться в объяснения, попытайтесь понять, что сам ребенок думает по этому поводу. Например, у совсем маленьких детей, которые младше 3 лет, обнаруживается путаница в представлении о свойствах живых существ. Малыши любые движения считают проявлением жизни. Поэтому огонь и дым для них живые.
В то же время специалисты, изучающие поведение детей, пришли к выводу, что маленький ребенок независимо от того, способен ли он понять смерть на интеллектуальном уровне, интуитивно схватывает ее суть. «Больше нету», - это один из самых распространенных детских страхов. Дети замечают, как исчезает жареный цыпленок во время еды, как вдруг вытекает вода из ванны, когда вытащена затычка.
Хорошо известно, что дети отождествляют сон и смерть. Для ребенка состояние сна очень близко к бессознательному в его опыте. Оно оказывается единственным ключом к представлению о том, что такое смерть.

Многие дети со склонностью к страхам воспринимают сон как источник опасности. Именно по этой причине не рекомендуется говорить ребенку, что, когда человек умирает, он засыпает «волшебным сном», и сравнивать смерть со сном.

Взрослые должны учитывать, что дети гораздо свободнее говорят о смерти, о потере брата или сестры, чем их родители. И они свободнее в проявлениях своих чувств. А благие намерения изолировать ребенка от семейного горя, не брать его на похороны, не плакать при нем, иногда даже не говорить о смерти приносят больше вреда, чем пользы.

Странные вопросы

Нижней возрастной границы для разговоров с ребенком на тему смерти не существует. Соответствующие вопросы может начать задавать любой малыш, как только он приобретет достаточный для общения словарный запас. Бывает, ребенок задает прямые вопросы: « Когда ты должен умереть?», «В каком возрасте люди умирают?», «Какой гроб изнутри?», «Страшно ли лежать под землей?» Возможно, этот интерес связан с уходом близкого человека из жизни. Малыши не до конца осознают, что произошло. Однако они хорошо «считывают» ситуацию на эмоциональном уровне. Они легко улавливают мимику, жесты окружающих, и недосказанность, тайна вызывают у них тревогу. В подобной ситуации ребенок чувствует, что от него что-то скрывают, и у него появляется недоверие к взрослым.
Постарайтесь преодолеть замешательство и спокойно ответить на любые, даже странные вопросы. Попросите его пояснить, что конкретно он имеет в виду, что именно и почему именно это его интересует. При этом очень важно отделить свой опыт, который связан со смертью, от опыта и образа мыслей вашего ребенка, учесть психологические особенности детей.

Первый опыт

Дети проходят несколько стадий понимания смерти. До 5 лет они, как правило, видят смерть как обратимую, временную и безличную. У них «сказочное» понимание: герои сказок погибают, но позже оживают. В то же время ребенок начинает бояться, что умрут родители, умрет он сам. Страх смерти может проявляться не напрямую, а опосредованно, например, в том, что малыш не отпускает от себя маму, с трудом засыпает. Причиной может быть смерть кого-то из родственников или смерть домашнего питомца.
На вопрос ребенка: «Как это умер?» можно ответить, что умерший перестал дышать, его сердце перестало биться, кровь перестала бежать по сосудам. Умерших хоронят в специально отведенном для этого месте - на кладбище. Место, где закопан умерший, называется могилой. Людям важно помнить, где похоронены близкие, поэтому на могиле ставят памятники – специальные таблички с фотографиями.

Если скончался родственник, важно не утаивать это, иначе детские страхи еще больше усилятся. Не следует говорить, что человек в больнице или уехал куда-то очень далеко, так как такие ответы искажают действительность и мешают сформировать правильное отношение к смерти.

Подскажите, что ребенок может сделать в память об этом человеке: посадить цветы, поставить свечку, написать записку, покормить птиц и т.д.

Не нужно ругать ребенка за то, что он не так сильно, как взрослые, опечален и горюет не так, как считают правильным его родители. У детей подвижная психика, они быстро переключаются, и, если ребенок играет, бегает, это вовсе не означает, что он не переживает.

Если умер домашний питомец или ребенок увидел мертвого зверька, птицу, надо рассказать, почему это произошло, что птичка, домашний питомец мертвы, не дышат. У них не бежит кровь по сосудам. Зверька можно похоронить, положить на холмик цветы.

Похороны – это ритуал прощания, который поможет ребенку выстроить границу между жизнью и смертью.

Если ребенок интересуется: «А я тоже умру?», скажите, что для этого надо дожить до глубокой старости, а сначала должно произойти еще очень много событий. «Ты сначала должен вырасти, пойти в школу, потом на работу, жениться, у тебя родятся дети, они тоже должны учиться…»

На этапе взросления

В возрасте 6-9 лет смерть – некий призрак, злой дух, который забирает старых людей. Дети могут испытывать брезгливость к мертвому, что может быть проявлением страха смерти. Важно объяснить, что возникающие параллельно чувства: грусть, печаль – совершенны нормальны и естественны. Поделитесь хорошими воспоминаниями об умершем, скажите, что они помогают сохранить память об ушедшем.
В подростковом возрасте природа и последствия смерти уже ясно осознаются, идет осмысление этого понятия. Часто подростки задают вопрос: «А что случается с человеком после смерти?» Это говорит о том, что ребенок уже представляет жизненный цикл человека и заинтересовался вопросом, на который дать «научный» ответ очень сложно. Можно объяснить, что происходит с телом. Честно скажите, что тело закапывают в землю или сжигают. А вот что касается души, то лучше, чтобы объяснения были связаны с взглядами, которых придерживаются в семье. Какими бы они ни были, важно сказать, что после смерти человек продолжает жить в воспоминаниях и сердцах других людей.

интересное в сети