Согласно расписанию

Проблема режима, по сути, является составной частью более глобальной проблемы: нужна ли маленькому человеку свобода? Разобраться в том, чем полезны и вредны режимные ограничения, поможет педагог НАТАЛЬЯ ЧУДИНА.

Пожалуй, мало найдется вопросов воспитания, по которым было бы сломано столько копий, как по вопросу о режиме дня. С тех давних времен, когда возникла сама идея о необходимости воспитывать подрастающее поколение, мнения разделились на полярные: одни считали режим основным фактором сохранения здоровья, другие – ущемлением свободы личности. Причем обе позиции до сих пор подкрепляются весомыми аргументами.

1: строгая

Наиболее жесткая позиция состоит в том, что практически с первых дней жизни младенец должен привыкнуть к установленному мамой времени кормления, сна, бодрствования. Так, например, некоторое время назад считалось, что ребенка нужно кормить через каждые три часа, не раньше и не позже. Иначе дитя можно избаловать. Известный педагог Бенджамин Спок также полагал, что плачущего в кроватке малыша не стоит даже брать на руки в течение 20–30 минут как раз для того, чтобы он не привыкал к рукам и не был избалован. Какие же стальные нервы должны быть у родителей, чтобы полчаса слушать плач ребенка! Современные исследования показывают, что приблизительно до полугода у ребенка формируется «объект привязанности», то есть выстраиваются отношения особого доверия с человеком, ухаживающим за ребенком, играющим и общающимся с ним. Для большинства детей это, конечно, мама. Однако ощущение защищенности и доверия совсем не гарантированно возникает у каждого малыша: если мама нечутко реа-гирует на потребности своего дитяти, слепо следует воспитательной системе (например, не подходит к кроватке, когда ребенок зовет ее), он либо становится пассивен, либо, наоборот, непрерывно плачет, испытывая тревогу. Защитники режима опасаются не только того, что ребенок станет тираном, – есть и более серьезные доводы. Например, приверженцы дневного распорядка считают: он дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, улучшает сон, аппетит. Знание того, что за чем следует на протяжении суток, делает дни и ночи более управляемыми, позволяет маме распланировать свой день, выкроить время и для домашних дел, и для так нужного ей отдыха. Ребенку же известный ритм дня дает уверенность в окружающем мире и спокойствие. Рудольф Штайнер, идеи которого легли в основу вальдорфской педагогики, говорил, что природные ритмы, как и ритмы в жизни ребенка, похожи на дыхание: различные занятия в течение дня чередуются, как вдохи и выдохи. Именно поэтому ребенок и сам создает вокруг себя упорядоченность: он возмущается, если мы неверно прочитали уже выученного наизусть «Колобка», и радуется давно приевшейся взрослым игре. Дети действительно учатся за счет повторений.

2: либеральная
Для приучения к режиму очень важно соблюдать ежедневные обязательные ритуалы, которые должны радовать малыша.

Такая точка зрения в своей крайней степени подразумевает, что режим – что-то вроде тюрьмы, не дающей возможности свободного выбора. Ребенок, день, неделя, месяц которого расписан родителями, не учится самостоятельно планировать свои дела, не умеет без контроля старших организовывать себя. Интерес к идее свободного воспитания определяется со- временной ориентацией общества на общечеловеческие идеалы и необходимость свободного развития каждого человека. Свобода воспринимается как залог развития индивидуальности, самобытности ребенка.

Даже если вы уже четко определили свою позицию по непростому вопросу детского режима, помните: он призван сделать жизнь ребенка наполненной, разнообразной и творческой.

Апологеты либеральной позиции считают, что при составлении распорядка дня необходимо идти от желаний малыша. Общеизвестно, что детям от полугода нужно 3–4 часа дневного сна. Но есть дети, которые спят не больше 30–40 минут. Заставить спать еще сложнее, чем заставить есть. Можно попробовать укачивать ребенка, включить спокойную музыку или, наоборот, убрать все шумы, закрыть шторы, создав полумрак. Если же подобные меры не помогают, значит, у ребенка нет сильной потребности в продолжительном сне днем – родителям нужно принять это как факт.

Историческая справка Русский физиолог В.М. Бехтерев считал, что для детей характерна высокая подверженность внушению, поэтому средством формирования хороших привычек является пример взрослых. Если взрослый организован и следует определенному режиму, для ребенка распорядок также станет естественным делом. Основатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский писал, что «порядок – душа вещей», поэтому необходима точность во всем, особенно важно правильно распределять время на труд и покой, занятия и досуг. Принцип свободы у Марии Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, а как свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих. В школе Л.Н. Толстого не было тетрадок с домашними заданиями, звонков, наперед составленного расписания уро-ков – например, ученик мог свободно опаздывать на занятия или уходить домой посреди урока. Дело в том, что Лев Николаевич считал, что именно свобода педагогически эффективна.
3: собирательная.

Где же истина и кто прав? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко определить, что же мы подразумеваем под режимом. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Первые недели и даже месяцы, пока мама и малыш привыкают друг к другу, говорить о каком-то упорядоченном питании и вообще о четком соблюдении режима дня нет смысла. Однако постепенно можно переводить ребенка на кормление в определенные часы. Естественно, отклонение от графика на полчаса в ту или другую сторону несущественно, если ребенок сильно голоден или, наоборот, проспал обед. Постарайтесь, чтобы переход на новый режим не происходил во время болезни ребенка, прорезывания зубов или возрастных кризисов. Кстати, именно в период кризиса ребенок может начать бунтовать против правил, в том числе против режима. Воспользуйтесь игровой формой предъявления требований. Вообще, если ребенок сопротивляется, прислушайтесь: не звучат ли ваши требования, например, так: «А ну-ка ешь сейчас же! И чтобы в тарелке ничего не осталось!» Еще один вопрос, вызывающий ожесточенные споры, – нужно ли давать младенцу грудь, чтобы успокоить его. Нужно помнить о том, что сосание для ребенка – это отнюдь не только удовлетворение пищевой потребности. Не зря в первые минуты после рождения ребенка сразу прикладывают к материнской груди. И это вызвано не тем, что дети рождаются голодными. Если ребенок расстроен, обижен или ушибся, мамина грудь помогает ему успокоиться. Перекормить же ребенка, находящегося на грудном вскармливании, практически невозможно.

Так или иначе, необходимо учитывать и возрастные потребности малыша. Для детей 3–7 лет желателен 11–12-часовой сон, 4 приема пищи с интервалами по 3–4 часа. Лучше распределить суточный объем пищи так, чтобы на завтрак и ужин пришлось примерно по 25%, на обед – 35–40%, а на полдник – 10–15% пищи. Завтрак лучше всего давать дошкольникам примерно в 8–9 часов утра, тогда остальные приемы пищи распределятся следующим образом: обед в 12–13 часов, полдник – в 16–17, а ужин в 19–20 часов. Такая четкая «расчасовка» нужна для того, чтобы выработался условный рефлекс на прием пищи, заранее начиналась выработка пищеварительных соков и еда лучше усваивалась. Несомненно, что как дошкольникам, так и школьникам необходимо гулять несколько часов в день. Дети старшего дошкольного возраста могут вместе со взрослыми участвовать в составлении расписания на день или неделю. Это учит их быть в ладу со временем.

Начинать регламентировать жизнь новорожденного можно с купания, ведь эту процедуру проще всего «привязать» к определенному времени. В отличие от питания и сна она не так сильно зависит от физиологических потребностей организма малыша. Принятая ранним вечером ванна легко и спокойно подготовит вашего ребенка ко сну. Обычно дети с удовольствием купаются и даже не хотят покидать ванночку, поэтому сделайте приятным и выход из воды, покачав ребенка в полотенце, как в колыбели, или сделав ему массаж. Хорошо, если в процессе купания участвуют оба родителя, причем детям очень нравится, если изо дня в день папа, например, вытирает кроху или смазывает тело кремом.

Распорядок дня необходим детям дошкольного и младшего школьного возраста, если он составлен действительно разумно. Но здесь нужно учитывать сразу множество условий. Во-первых, режим – не догма, всегда требующая неукоснительного выполнения. Существуют моменты, когда можно не следовать привычному расписанию. Представим, например, такую ситуацию: папа на месяц уезжал в командировку и сегодня должен вернуться. Обычно отход ко сну малыша происходит в 21.00, папа же возвращается только в десять. Конечно, в данном случае можно «продлить» день, особенно если кроха с нетерпением ждал отца.

Более действенного снотворного, чем колыбельная, еще не придумано.

Кроме того, режим индивидуален, его нужно создавать, исходя из жизненных событий и особенностей малыша и мамы. Скажем, если ребенок посещает кружки, готовится к школе или занимается спортом, его день будет иным, нежели у более «свободного» сверстника. Многое зависит и от пристрастий мамы: например, есть те, кому нравится гулять, для таких мам проводить на улице по три-четыре часа за одну прогулку – удовольствие. Но есть и мамы, которые больше любят играть с малышом дома. Это со- всем не значит, что прогулку следует отменить, однако ее время можно сократить.

Для приучения к режиму важны ежедневно повторяющиеся ритуалы. Не секрет, что наиболее проблемным режимным моментом является отход ко сну. Настоящие бои разворачиваются под вечер во многих семьях. Попробуйте окружить этот непростой промежуток дня повторяющимися действиями: вечера посвящайте тихим играм или чтению, а сигналом о том, что скоро нужно ложиться спать, может быть просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!». Когда ребенок уже в кроватке, обязательно спойте колыбельную – более действенного снотворного еще не придумано. Иногда родители-«совы» пытаются приспособить свое чадо к любимому ими графику: укладывать спать позже, чтобы утром ребенок подольше поспал и дал возможность родителям проснуться в комфортное для них время. Но чаще всего ребенок в этом случае все равно встает раньше и соответственно недобирает нужного количества сна. Такие же несложные действия могут сопровождать и кормление: заранее положите перед малышом ложку и поставьте бутылочку. Это поможет ребенку понять, что приближается время завтрака или обеда.

Вообще, любой этап в распорядке дня должен сопровождаться радостью. Если ребенок видит, каким напряженным становится ваше лицо, когда приближается время, скажем, умывания, ему будет казаться, что мыть руки или чистить зубы – крайне неприятный процесс, которого нужно избегать.

интересное в сети