Три стиля развития ребенка: бегун, пешеход или прыгун

Вы уверены, что ваш сын усваивает уроки быстрее остальных учеников, а вот дочери будет трудно добиться результатов в любой серьезной сфере? Для того, чтобы помочь малышу достичь успеха в жизни, важно знать, какой стиль развития присущ вашему ребенку.

Все дети – разные! Как же часто можно услышать эту сакраментальную фразу! От родителей, от учителей, от бабушек-дедушек. И мы так чувственно произносим эту фразу, киваем головой, делая вид, что поняли весь вселенский смысл бытия ребенка. Но как только дело касается успехов нашего конкретного ребенка, мы тут же ее забываем: «Разные-то разные, но чем мой Петька-то хуже?!». А отгадка в том, что понятия «хуже» - не существует. Есть понятия – разные, особенные, индивидуальные.

Каждому ребенку по своей природе присущ индивидуальный стиль развития. Хотим мы это принимать или нет, но наблюдения за детьми показывают, что с первых месяцев дети начинают демонстрировать свои темпы и особенности развития. Знакомы ли вам мысли: «Ему еще и двух нет, а он уже говорит вовсю, а наш и в три года двух слов не может связать!» или «У нас и школа хорошая, а учиться – не хочет, а их сын в обычной дворовой школе, а на уроки – бежит!»? Принять, что все дети разные, бывает очень сложно.

Мы ищем школы, которые закончили известные люди, находим самых лучших преподавателей, но часто случается так, что при всех усилиях наши ожидания не оправдываются. Вспоминается известная шутка Жванецкого: «Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь. Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь. Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?». Так как статистика говорит о том, что результаты должны быть совершенно иные, мы начинаем думать, что с нашим ребенком что-то не так!

Однако проблема заключается не в ребенке. Проблема в том, что мы нарисовали картинку его будущего (и настоящего!) и его способностей, которые могут совершенно не соответствовать его природе. Чтобы лучше понимать свое дитя, нужно знать, какой стиль развития присущ вашему ребенку. Итак, существует три основных стиля развития ребенка – бегуны, пешеходы и прыгуны.

Дети-бегуны

Кто же такие бегуны? Бегуны – это дети, которые очень быстро всему обучаются. Глядя на них, создается такое впечатление, что навык, которому они хотят научиться, им уже знаком. Стоит им сесть на велосипед, они тут же на нем едут. Помещаешь их в воду – они плывут. Учишь играть в шахматы – все запоминают на лету. Даже серьезные науки им даются легко. Такие дети – бесстрашны, уверены в себе и своих способностях. На первый взгляд кажется, что с такими детьми нет никаких проблем, ведь они все делают сами и им все интересно.

Однако такая природа ребёнка бывает «наказана» отсутствием внимания со стороны родителей. Родителям кажется, что их ребенок и так со всем прекрасно справляется, что ему не нужна поддержка, его не нужно вести за руку. Однако данное мнение ошибочно. Для того, чтобы подобный ребенок сумел реализовать заложенный в него потенциал, рядом с ним должен быть активный родитель. Активный настолько, чтобы открывать своему ребенку всё новые сферы, не давая заскучать и потерять интерес.

Дети-пешеходы

Данные дети легки в воспитании. Они, как правило, усердны, спокойны по своему нраву. Занимаясь чем-то, шаг за шагом они достигают очень значительных результатов. Их хорошо характеризует пословица «Тише едешь – дальше будешь». Спокойно, постепенно ребенок достигает большого прогресса. Такие дети могут и не обладать выдающимися способностями от природы, но при терпеливом отношении со стороны родителей и учителей, они достигают таких высот, каких не достигнут и талантливые от рождения люди.

Однако часто таким детям не хватает внимания. Родители расслабляются и игнорируют их в силу того, что с ними нет особых проблем в воспитании. И таким образом способности ребенка не развиваются, оставаясь на весьма посредственном уровне. Для того, чтобы «пешеход» сумел достичь высоких результатов, ему нужен человек, который будет двигаться с ним от одного этапа к другому. Обнаружив у ребенка способности или интерес к какому-то виду деятельности, родителю нужно найти ему достойного наставника, который сумеет поддерживать его интерес и верить в его успех.

Дети-прыгуны

Прыгуны – самые непростые дети в воспитании. Иногда воспитание таких детей превращается в настоящие муки. Они все забывают, им приходится по многу раз повторять и напоминать. Иногда может казаться, что такие дети ни на что не способны, потому что они тяжело учатся, сложно воспринимают. Про таких детей чаще всего говорят: «У всех дети как дети, а у нас!». В результате на такого ребенка могут махнуть рукой, подумав, что он безнадежен и его не исправить.

Однако в этом будет самая глубокая ошибка родителя и опасность для ребенка. Вспомните библейскую историю о человеке, который на удивление всего окружения каждый день поливал высохшее дерево. Его считали странным, так как дерево давно погибло, однако человек продолжал его поливать в надежде, что оно зацветет. Так же и с ребенком-«прыгуном». Ему нужен родитель, который не оставит попыток развить в малыше благие качества характера, заменив ими все то негативное, что в нем имеется. Родитель, который не устанет повторять: «Ты думаешь, что это неудача. На самом деле – это твой опыт, ты учишься, и у тебя все получится!». «Прыгунами» такие дети называются от того, что их развитие может быть скачкообразным. Долгое время никакого прогресса может не быть, даже наоборот, однако в какой-то момент он обязательно наступит. Такому ребенку нужны проницательные наставники, которые, несмотря на сложности, будут верить в ребенка и терпеливо к нему относиться.

Бывают дети, в которых тот или иной стиль развития выражен очень ярко. А бывает иначе – разным областям жизни может быть присущ разный стиль. Например, в учебе ребенок – «прыгун», а в личной жизни – «пешеход». Или же он настоящий «бегун» в образовании, а в способности создать семью – «прыгун», который зреет очень долго.

Мы привыкли думать, что задача родителя в современном мире – выжать из ребенка максимум, дать ему мощный старт, чтобы он стал в итоге удачливым предпринимателем, известным ученым или главой корпорации, не задумываясь о том, что у каждого ребенка своя природа, свой стиль развития, свои способности. Самый большой парадокс заключается в том, что если родитель не закроет глаза на эти особенности, а постарается их учесть, то результат превзойдет все ожидания и ребенок, обретя уверенность и веру в то, что он хорош таким, каков он есть, обязательно выйдет на полосу успеха.

интересное в сети