Ты уже не маленький: 5 вопросов, которыми задаются родители подросшего ребенка

По вашему мнению, ваш ребенок уже подрос, и вы привыкли общаться с ним на равных. Но иногда он ведет себя так, будто ему все еще два года? Не расстраивайтесь: пяти- и шестилетним детям свойственны проблемы с выходом в «большую жизнь». Так что, не волнуйтесь, когда ребенок иногда реагирует на события как маленький. Мы подскажем вам, как поступать в таких ситуациях.

Для дошкольника внезапно разрыдаться – дело пары минут. Но когда моему сыну исполнилось 6 лет, я задумалась: не слишком ли он взрослый для такого поведения? В этом возрасте ребенка уже никто не назовет малышом. Это уже «взрослый человек» со своими интересами, характером и желаниями. Но переход от состояния малыша к старшему возрасту не всегда проходит плавно, и ребенку не всегда может быть понятно, какое поведение допустимо, а какое – уже нет. Педиатры говорят, что когда ребенок 5-6 лет взволнован, голоден или даже устал, он запросто может прибегнуть к поведению, нехарактерному для его сверстников. Так чего же ждать родителям от этого возраста?

Слишком взрослый для частых истерик?

Ответ: Да. Если он продолжает истерить по каждому поводу – это уже манипуляции.

Если ваш ребенок иногда плачет, когда ему грустно, это нормально. А если он устраивает истерику всякий раз, когда не получает желаемое (скажем, когда вы отказываетесь покупать ему понравившуюся игрушку)? Вероятно, такая манипуляция не раз помогла ему в прошлом. Логично, что взрослея, не захочется расставаться с этим способом получения желаемой реакции от вас. Не поддавайтесь. Вместо этого задайте вопрос ребенку: «Как ты думаешь, почему я не покупаю тебе это?» Постарайтесь предложить альтернативу: например, внести игрушку в список желаемых подарков на день рождения. После того как ребенок поймет, что его выходки больше неэффективны, истерики, как правило исчезают (или бывают реже).

Один нюанс: если у вашего ребенка регулярно случаются вспышки гнева и они бывают настолько сильными, что чадо не может успокоиться и даже может вас ударить, посетите невролога.

Достаточно взрослый, чтобы понять причину моих действий?

Ответ: Нет. Вы требуете от него слишком много.

Малыши и дошкольники, как правило, не способны выслушать родителей и попытаться понять причины их действий. В то же время пяти- и шестилетние дети понимают причинно-следственные связи в большинстве родительских аргументах. Но это касается только конкретных примеров, а вот с абстрактными понятиями уже сложнее: например, что какие-то непонятные невидимые микробы могут стать причиной их болезни. Или, как однажды я пыталась объяснить своему сыну, что после садика нам надо сразу идти домой, так как скоро придет электрик. Но он не мог этого понять, и ему было сложно приспособиться к изменению его собственных планов. Он плакал, крича, что обычно по вторникам после садика мы идем на детскую площадку. Если с вашими детьми иногда случается такое, один раз назовите причину, скажите, что поговорите с ним позже и продолжайте заниматься своими делами. Вернитесь к разговору, когда он успокоится, и проговорите все еще раз. Способность ребенка к рассуждению, умозаключению и пониманию чужой аргументации будет развиваться вместе с его психикой. Так что не волнуйтесь: скоро этот вредина сможет выслушать вас даже в запале.

Слишком взрослый, чтобы отказываться делиться?

Ответ: Да. Отказ делиться в этом возрасте уже можно называть жадностью.

У каждого ребенка бывают плохие дни: из-за бессонной ночи, проблем с учебой или ссоры с другом. Но в возрасте 6 лет он уже не должен быть жадиной и должен соблюдать очередь (например, в играх) независимо от настроения.

Если скоро придут гости с детьми, во избежание неприятным моментов разрешите ребенку спрятать только самые любимые его игрушки, а остальные оставьте для общих развлечений. Поощряйте ребенка к совместным играм: придумайте для них развлечение, викторины или предложите собрать мозаику. Если конфликт все же возник, спросите у своего ребенка, что, по его мнению, испытывал его друг, когда он выхватил у него свою игрушку. Поговорите с обоими детьми и предложите решить проблему вдвоем: так они более вероятно последуют придуманному ими плану, чем если бы решение приняли вы. Если соглашение не достигнуто, действуйте по принципу «так не достанься же ты никому»: уберите игрушку подальше. Есть еще один способ: используйте таймер, чтобы каждый ребенок играл с игрушкой одинаковое количество времени. Но не менее важно и отметить, когда ваш жадина, наконец, решил поделиться любимой вещью: «Ты видел, как улыбнулась Маша, когда ты дал ей игрушку? Вы, ребята, действительно хорошо провели время вместе, играя в зоопарк». Такая фраза увеличивает шанс того, что в следующий раз ребенок будет вести себя так же и показывает ценность обмена игрушками.

Слишком взрослый, чтобы описаться ночью?

Ответ: нет. И еще не время делать из ночного происшествия трагедию.

Хотя дети бывают приучены к горшку примерно в 2 года, многие из них в течение следующих нескольких лет писаются по ночам. По данным Американской академии педиатрии, 20% пятилетних детей писаются ночью и большинство из них перерастает это самостоятельно. Ничего страшного в этом нет, после 7 – 8 лет ночные «конфузы» исчезают из жизни детей. Но стоит все же придерживаться некоторых правил, чтобы их количество свелось к минимуму. Смотрите, чтобы ваш ребенок не пил много жидкости в течение нескольких часов перед сном, и проследите, чтобы он сходил в туалет прямо перед тем, как вы выключите свет в его комнате. Если, несмотря на это, конфузы случаются, будите ребенка через час или два, чтобы он сходил в туалет еще раз. А чтобы сэкономить себе нервы, используйте водонепроницаемое покрытие для матраса (можно постелить пленку или клеенку под простынь). Сделайте так, чтобы ребенок был уверен, что ночное недержание мочи в его возрасте – это нормально, но скоро он вырастет и больше не будет этого делать. Если, однако, сухие ночи для вашего малыша – норма, но внезапно он начинается писаться, сходите к педиатру: причиной этого могут быть проблемы со здоровьем.

Слишком взрослый для плохих манер за столом?

Ответ: И да, и нет.Это зависит от разных факторов.

Развитие мелкой моторики у каждого ребенка проходит по собственному сценарию и в свой срок: у кого-то быстрее, у кого-то – медленнее. От этого и будет зависеть, справляется ли малыш с вилкой и ножом, разлетается ли у него еда по всему столу или лежит в тарелке. Манеры за столом – это скорее навык, чем поведение, и эти навыки лучше запоминаются по одному. Так что, если вам важнее, чтобы ребенок говорил «спасибо», выходя из-за стола, чем его умение пользоваться ножом, сосредоточьтесь сначала на этом. Очень многое зависит и от вас: подавайте собственный пример. А еще сделайте процесс обучения приятным и увлекательным. Потешки, прибаутки и стишки здесь лучшие помощники:

Бери ложку, бери хлеб,

и скорее за обед!

 

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда,

не осталось и следа.

 

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

интересное в сети