Учим ребенка принимать решения

«Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Эти слова героини Фаины Раневской из фильма «Подкидыш» – классический пример ложного выбора. А нужно ли вообще предоставлять малышу право выбора и как это правильно сделать?

Чтобы вырасти самостоятельной личностью, отвечающей за свои решения, кроха как можно раньше должен иметь возможность сделать выбор. Почему это так важно? Умение принять грамотное, обоснованное, взвешенное решение – одно из основных качеств личности, которое, увы, не является врожденным. Его надо формировать постепенно. Развитие способности делать выбор укрепляет уверенность в себе, формирует качества лидера и зовет познавать мир.

Вы вполне можете предлагать своему малышу право выбора каждый день и с любовью оказывать ему помощь в принятии правильных решений. А делать это можно в повседневной жизни и во время игры!

Бери что хочешь!

Если крохе уже больше 6 месяцев, положите перед ним 2–3 разные погремушки. Ваш малыш сделал выбор. Другие игрушки на время уберите. Скорее всего, через пять минут он уже передумает. Вы можете предложить ему возможность нового выбора. Кроха может отказаться вовсе от погремушек или схватить их все. Это тоже выбор, не игнорируйте его.

Экскурсия по квартире

Возьмите малыша на руки и ходите с ним туда, куда он показывает. Спрашивайте его: «Куда пойдем?» Маленькие дети любят указывать рукой, куда им хочется попасть. Рассказывайте ребенку, куда вы пришли, что происходит вокруг.

Третий лишний

Дайте ребенку в каждую руку по одному предмету. Третий положите возле малыша. Назовите предметы и посмотрите, как ребенок будет действовать. Захочет ли он положить одну из вещей и взять третью?

По местам!

Возьмите три-четыре коробки и, например, кубики, резиновые игрушки и мячи. Пусть ребенок сам решит, в какую коробку положить каждый предмет. Спрашивайте малыша: «Куда положим кубик? А этот?» Как бы ребенок ни разложил игрушки – это его выбор, от которого он испытает радость.

Решай сам!

Общаясь с ребенком старше года, предлагайте альтернативу: «Ты будешь пить чай или сок? Почитаем книжку или поиграем в игрушки? Пойдешь со мной за молоком или останешься дома? Какие игрушки хочешь взять с собой в ванную?» Начинайте с самых простых вопросов. Ставить малыша перед сложным выбором слишком рано. Если вы предложите ему выбрать игрушку в магазине, то рискуете провести там весь день и столкнуться с проблемой ее цены.

Хотя психологи иногда советуют предлагать ребенку схожий выбор: если малыш не хочет спать, например, спросить его, в какой пижаме он будет спать, со слониками или мишками? Кроха должен согласиться на один из вариантов, хотя ни один его не устраивает. Но такие вопросы можно использовать, только если малыш действительно капризничает и его отказ ничем не мотивирован. В других ситуациях псевдовыбор не подходит. Иначе очень скоро перед подобным выбором вас поставит он: «Мама, выбирай – купишь мне новую игрушку или будешь целый день играть со мной в кубики?»

Вариант «Или ты убираешь игрушки, или будешь стоять в углу!» предполагает, что, если малыш не выберет уборку, он плохой, поступает неправильно.

Ловись, рыбка

Привяжите к игрушкам веревки и дайте малышу второй конец. Покажите, как можно достать игрушку. Не оставляйте ребенка без присмотра, понаблюдайте, какую из игрушек он решит подтянуть к себе первой. Можно оттягивать игрушки от ребенка, когда он учится ползать, – пусть тоже выберет, за какой ползти.

Где звенит?

Возьмите три небольшие коробочки (можно спичечные коробки), положите в одну из них монетки или любой звенящий материал. Оклейте бумагой одного цвета пустые коробки, другого – с мелочью, обмотайте все скотчем. Новая игрушка готова. Потрясите коробки и давайте их малышу. Покажите ребенку, как можно выбрать именно звенящую игрушку. Правильное решение сопровождайте аплодисментами.

Я рисую!

Дайте возможность малышу самому выбирать, чем рисовать, на чем рисовать и что рисовать. Для этого покажите крохе разные материалы и воздержитесь от советов. Если ребенок хочет рисовать черной краской, дайте ему эту возможность, а позже покажите ему, что можно выбирать и более яркие и светлые цвета. Может быть, посмотрев на две работы, вашу и свою, ребенок в следующий раз начнет рисовать другими красками, а может, и нет!

В выборе ребенка уже обнаруживаются зачатки его самостоятельности. Родителям необходимо давать малышу свободу развиваться. Однако если ребенку нужна ваша помощь, не отказывайте ему. Если дети ее получают, то они будут чувствовать себя более спокойно и уверенно в том, что у них все получится.

Угадай, в какой руке?

Играйте с ребенком в прятки. К примеру, вы можете спрятать в одной руке маленькую игрушку, а затем предложить малышу угадать, в каком кулачке она находится. Пусть ребенок выберет руку. Если он угадал, радостно воскликните и спрячьте снова. Можно, играя с малышом, зажимать игрушку так, чтобы ее было немного видно – так кроха не ошибется.

Прячьте мелкие предметы под стаканчики, зарывайте фасоль в одну из двух солонок. Пусть ребенок быстро принимает решения и не боится в таких ситуациях сделать неправильный выбор.

Список дел

Спросите у ребенка, чем он любит заниматься. Сделайте на отдельных листах картона картинки этих увлечений. Можно вырезать изображение из рекламных проспектов или нарисовать самим. Когда малыш заскучает, предложите ему воспользоваться собственной картотекой и найти занятия для вас обоих.

Что это такое?

Нарисуйте на листе бумаге большую кляксу и предложите малышу выбрать, в кого ее превратить. Дорисовывайте изображение тонкой кисточкой или карандашами, чтобы оно приняло новую форму.

На отдельных листах начертите круг, квадрат и треугольник. Пусть малыш дорисует изображения. Он может провести линии внутри формы или снаружи.

Прорежьте в листе отверстие. Теперь ребенку предстоит выбрать, как расположить рисунок. Сделать ли дырку центром композиции или просто разрисовать вокруг орнаментами, превратить дырку в отверстие для глаза в маске, в замочную скважину или окошко чердака.

Читать на эту тему:

интересное в сети