Вижу, слышу, чувствую

Ребенок постепенно «настраивает» органы чувств – сначала для общения с близкими, потом для того, чтобы освоить окружающее пространство. К концу первого года жизни он полностью готов исследовать мир.
Палитра чувств

ОСЯЗАНИЕ. Это чувство развивается первым и работает начиная с шестого месяца внутриутробной жизни. После рождения ощущения становятся конкретнее. Благодаря множеству рецепторов на коже младенец получает различную информацию: холодно, тепло, жестко, влажно, больно... Больше всего рецепторов находится на руках и губах. Кормление грудью помогает развитию связей между разными ощущениями: ребенок трогает мамино тело, пробует на вкус молоко, чувствует запах, слушает мать и иногда смотрит на нее. Начиная с 4–5 месяцев он ощупывает предметы руками, а потом засовывает их в рот. Прикасаясь к себе и посасывая пальцы рук и ног, ребенок познает свое тело. Шевелясь, получает представление о его размерах и учится производить движения: протягивает руку, чтобы схватить игрушку.

ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ. Новорожденный не держит головку, тонус его мышц понижен. Благодаря вестибулярному аппарату он чувствует, что его держат, а позже сможет найти ориентиры в пространстве. Примерно в 6 месяцев наступает пик чувствительности к изменениям «гравитационных ощущений»: малыш начинает активно двигать головой. Чуть позже он принимается раскачиваться, переворачиваться на бок: голова меняет свое положение относительно туловища, стимулируя систему равновесия во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат часто работает «в паре» со зрением и окончательно созревает между 7 и 10 годами.

СЛУХ. Он тонок еще в утробе и почти совершенен при рождении. Новорожденный различает звуки низкие и высокие, знакомые и непривычные, родной язык и чужой, даже голоса. Он предпочитает высокие тона. В возрасте 1 месяца он вздрагивает от резких звуков. В 3 месяца – способен отыскать источник звука и повернуть к нему голову. В 5 месяцев приподнимает или поворачивает головку, когда слышит свое имя, даже если при этом в комнате довольно шумно. К шестому или седьмому месяцу наступает время лепета – это важный этап овладения языком. Нужно обязательно проверить слух ребенка, который не лепечет к 8 месяцам или делает это редко.

ЗРЕНИЕ. С первых часов жизни ребенок видит вас, если вы рядом или прямо перед ним. Все остальное – в сером тумане. Исследователи доказали, что младенец узнает лица и с первых недель жизни отличает папу и маму от других людей. Он любит движение: когда в поле его зрения перемещается какой-то объект, он часто фиксирует на нем взгляд, а потом следит за ним глазами и иногда поворачивает голову. Известны случаи, когда ребенок нескольких дней от роду протягивал ручки, чтобы прикоснуться к лицу человека, который улыбается или говорит с ним. В 4 месяца он пристально следит за медленно движущимся предметом. Он различает яркие цвета и некоторые оттенки: розовый и красный, например. Малыш способен оценить расстояние до игрушки. Начиная с 5–6 месяцев глаза помогают ему исследовать то, что он держит в руках. С течением времени его зрительные способности продолжают оттачиваться: он начинает воспринимать глубину пространства, расширяется поле зрения, его острота и так далее. И только в 10 лет зрительные возможности ребенка достигают уровня взрослого человека.

ВКУС И ОБОНЯНИЕ. Эти два ощущения тесно связаны. Обоняние играет важную роль с самого начала жизни малыша: новорожденный может узнавать запах своей амниотической жидкости. Во время кормления грудью он способен отличать материнское молоко от другого. Он идентифицирует запах матери начиная с третьего дня жизни. Если с ребенком часто занимается отец, он узнает и его запах. Обонятельные способности развиваются в обучении, тогда как вкус – дар врожденный. Это доказал исследователь Якоб Штайнер, который давал младенцам пробовать пищу четырех основных типов вкусов. Сладкое доставляло им большое удовольствие, а кислое и горькое вызывало отторжение. Из этого следует, что вкусовое восприятие рефлекторно. По мере того как пища становится более разнообразной, ребенок устанавливает все более тесную связь между вкусом и запахом. Его способности к их идентификации возрастают с опытом. Они очень разнятся от ребенка к ребенку, причем девочки, по всей видимости, более чувствительны к вкусам и запахам, чем мальчики.

От 0 до 4 месяцев

Есть контакт!
Новорожденный немного растерян после шока от появления на свет. Чтобы успокоиться, ему нужно соприкоснуться с вашей кожей, почувствовать ласку, услышать ваш голос. Известно, что ребенок слышит мать за несколько недель до рождения и отличает ее голос от других. Все это нужно для того, чтобы он сумел как можно быстрее найти свою маму и установить с ней прочнейший контакт. Ведь его физическое и психическое развитие активно продолжается и после рождения на свет. И для этого ему нужны другие люди, поэтому его сенсорные способности в первую очередь призваны установить контакт с теми, кто будет о нем заботиться.

Выстроить приоритеты
Когда младенец открывает глаза, он различает предметы лишь на расстоянии 20–35 см. Именно столько требуется, чтобы видеть мать, находясь у нее на руках. Дальше пространство размыто, еще дальше − пустота. То же с осязанием: поначалу новорожденный пользуется им лишь для того, чтобы ощущать, как мама его кормит, укачивает, щекочет. Он концентрируется на общении с ней. Органы чувств ребенка менее развиты по сравнению со взрослым. Лишние ему не нужны, и специальные механизмы это регулируют.

Все сразу

Долгое время считалось, что каждый из органов чувств у маленьких детей работает сам по себе. По логике, новорожденный должен двигаться от простого к сложному. Но это оказалось заблуждением. Способность поворачивать голову на звук или протягивать руку к близкому предмету дается от рождения. Это моторная реакция (восприятие − действие). Возможность глазами узнавать предмет, который ребенок прежде держал во рту или в руке, говорит о другой его способности: соотносить два ощущения − зрительное и осязательное.
Чтобы понять этот нюанс, представьте, что вы удерживаете в руке малыша погремушку и тихонько ею встряхиваете. Несколько лет назад считалось, что, хотя ребенок видит погремушку, слышит ее звук и прикасается к ней, три этих ощущения никак не связаны друг с другом в его сознании. Как если бы он воспринимал три разных предмета: один гремит, другой обладает видимой формой, а третий чувствуется на ощупь. Но в таком случае каким образом он через несколько недель осознает, что эти три ощущения относятся к одному и тому же объекту? Или в более общем смысле – что мир состоит не из раздробленных частей? Иными словами: это означает, что ребенок обладает большими возможностями, чем мы склонны его наделять. Он узнает погремушку, устанавливая связь между тем, что он видит, и тем, чего касается рукой или ртом.
Мир его ощущений более цельный, чем предполагалось прежде, и в то же время более сложный. Между гладким шариком и шариком с пупырышками ребенок выберет последний. Его интереснее полизать или поскрести. Расходуя в первые месяцы огромное количество энергии, младенцы много спят и быстро утомляются, поэтому чрезмерно стимулировать их активность просто бесполезно.

От 4 до 12 месяцев

Материал для исследований
Малышу от 18 до 20 недель, у него прибавилось энергии, поэтому он меньше спит. Приглядитесь к нему − он уже преодолел некоторый рубеж: умеет пользоваться ручками, машет ими, кладет их в рот себе и вам, когда вы говорите. Если показать ему какой-нибудь предмет, он пытается его взять. Покончено с врожденным хватательным рефлексом, когда его рука разжималась и сжималась помимо воли на всех предметах, которые приближались к ладони.

Возьму и укушу
Младенец пользуется глазами, ушами, пальцами и даже языком с конкретной целью − познать реальность. Чтобы понять принципы ее организации, строение предметов, их форму и цвет, нужно сравнить полученные данные с уже известными вещами. Но ребенку еще не с чем сравнивать. Он будет формировать свое представление о мире во время игр и общения, и в этом ему поможет умение координировать ощущения. Плюшевый мишка, кубик, ложка, кусок хлеба − словом, все, что оказывается в пределах его досягаемости, он хватает, встряхивает, переворачивает, стискивает, перекладывает из руки в руку и нередко засовывает в рот.
Выбирая, что бы отправить себе в рот, ваш малыш пользуется прежде всего глазами и иногда руками. С течением времени эта привычка проявляется все более явственно. Благодаря самым разным экспериментам развивается практический ум ребенка. Он запоминает, что его движения могут оказывать воздействие на окружающие предметы. И осознание этой способности вызывает в нем неутолимое желание все потрогать.

Его выбор
Все более умело перемещаясь в пространстве и расширяя поле зрения, он приобретает и больше возможностей для действий. Теперь ему нужно научиться выбирать. Малышу придется решать, схватить или отпустить тот или иной предмет, повернуть голову на шум или нет, положить в рот это лакомство или какое-то иное, и так далее. По каким критериям он это делает? Неизвестно, однако некоторые черты его будущего характера при ближайшем рассмотрении уже различимы. Он может отдавать предпочтение тактильным ощущениям (постоянно возиться с игрушками и книжками, передвигать с места на место предметы), предаваться созерцанию: сидя в манеже смотреть, как вы хлопочете по хозяйству… Некоторые дети больше доверяют ушам: они внимательно слушают шумы, музыку, сами издают звуки, все время что-то лепечут себе под нос. Но не стоит стараться причислиь малыша к конкретному типу: многие дети не имеют ярко выраженных предпочтений, их привлекает все сразу. В этом случае им нужно постоянно предлагать все новые и разнообразные игры и благосклонно реагировать на их часто меняющиеся пристрастия.

интересное в сети