Всегда в движении: гиперактивность

Сначала они кажутся забавными непоседами. Но со временем и не без помощи специалистов выясняется, что дело не в ярком темпераменте, а во врожденном расстройстве – Синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Что это такое и как помочь ребенку его преодолеть, мы и решили выяснить.

Значит ли это, что все крайне непоседливые малыши – потенциальные носители этого синдрома, сокращенно называемого СДВГ? Отнюдь нет. И аргументированно говорить об этом расстройстве, по крайней мере до четыре-пяти лет, практически бессмысленно.

На что это похоже?

Трудности с концентрацией внимания – ключевой составляющей СДВГ – по-настоящему проявятся, когда дети начинают, пусть и в игровой форме, чему-то учиться. И им приходится становиться более сосредоточенными. «Но наш ребенок прекрасно умеет сосредотачиваться! Он любит мультики и возится с паззлами», – не соглашаются родители. Действительно, такие дети могут легко заниматься чем-то относительно долго, но только если занятие это им действительно приятно и интересно. Как только нужно будет поднапрячься, внимательно слушать и выполнять что-то не столь захватывающее, скажем разучивать буквы или цифры, – они наотрез отказываются это делать.

Помимо неумения концентрироваться, дети импульсивны, и с ними непросто договариваться. В ответ на просьбу что-то сделать или не делать – кричат, плачут, порой проявляют и агрессию, пытаясь ударить теряющего терпение взрослого. Со сверстниками они тоже не церемонятся: конфликт из-за лопатки или очередности катания с горки маленькие заводилы часто решают силой. Постоянно находясь в движении, они плохо контролируют себя, падают и бесконечно набивают синяки и шишки.

И как реагировать?

Впервые столкнувшись с диагнозом ребенка, родители оказываются в растерянности (кстати, у мальчиков это синдром встречается чаще чем у девочек, в соотношении 8:1). Они задаются многими вопросами: сможет ли он успешно учиться, обрести друзей и как это отразится на его взрослении? «Обнаружение проблемы в раннем, дошкольном возрасте – это уже половина успеха, – считает детский психолог Наталья Каверская. – В тесном контакте со специалистом можно, не теряя времени, выработать тактику лечения и реабилитации ребенка. При правильном подходе и понимании особенностей этого состояния всеми близкими людьми малыш будет развиваться так же успешно, как и его сверстники. А еще всем членам семьи важно осознать: тут нет вашей вины». Действительно, худшее, что могут начать делать родители, – это винить себя или друг друга. Папы обвиняют мам в чрезмерном попустительстве капризам, мамы, в свою очередь, в недостаточном терпении и неоправданных наказаниях. На самом деле синдром этот считается врожденным, обусловленным нейробиологическими факторами, хотя точный механизм его возникновения пока недостаточно изучен. Одна из возможных причин – родовые травмы и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.

Общаемся позитивно

Дети с СДВГ страдают от той стены непонимания, которая вырастает между ними и миром. Ведь они и сами хотели бы реагировать спокойней и не вступать на тропу войны с родителями, братьями-сестрами и друзьями, ощущая себя порой откровенными изгоями. Малыш чувствует: его постоянно ругают, и, что бы он ни делал, это только всех расстраивает. И если при этом он видит, как его сверстников или сиблингов хвалят и поощряют: и картину они нарисовали отличную, и паззлы собирают с папой наперегонки, а на утреннике им все хлопали, – это не прибавляет уверенности в себе. Ребенок нервничает, злится, родители теряют остатки терпения, а ситуация вступает в замкнутый круг. «Ни при каких обстоятельствах дети не должны терять уверенности в том, что они любимы, – напоминает Наталья Каверская. – Как можно чаще без всякого повода обнимайте ребенка и говорите, как он вам дорог. Чем больше малыш слышит от вас этих слов и получает нежных прикосновений, тем легче ему справляться с собой. Когда вы чувствуете, что ребенок начинает нервничать – предлагайте ему обняться и посидеть, прижавшись друг к другу. Со временем это может хорошо успокаивать его в тот момент, когда конфликт только наметился, но еще не накалился».

Даже если его успехи в рисовании или написании цифр, то есть занятии, которое требует концентрации внимания, кажутся вам скромными, непременно хвалите и поощряйте. Для малыша дошкольного возраста не столь важно, каким будет задание. Если писать получается лучше, чем считать – стоит на этом и сконцентрироваться. Главное здесь – приучение к сосредоточенности и умению пересилить свои импульсивные желания переключиться на что-то поинтересней. Занимайтесь с малышом, когда он чувствует себя наиболее отдохнувшим, засекайте время и старайтесь каждую неделю наращивать минуты, которые он проводит за занятием или просто слушает чтение книжки. Важно чтобы самые заманчивые и отвлекающие игрушки были убраны. И, конечно, необходимо присутствовать рядом.

Упражнения для развития мелкой моторики

1) Размазывать пальчиками жесткий пластилин по картинке с крупной раскраской.

2) Рисовать маленькие кружочки и закрашивать их карандашом или ручкой.

3) Положить в ладошку ребенка несколько маленьких шариков из пластмассы или стекла и попросить его по одному вынимать их большим и указательным пальцем той же руки.

4) Расставлять пустые пластиковые бутылки на не очень устойчивой поверхности (диване или кресле) так, чтобы они держали равновесие.

«Сначала я читаю или рассказываю сыну историю, а потом рисую персонажей из нее, – говорит Елена, мама четырехлетнего Миши. – И его прошу кого-то изобразить. Пока он рисует, придумываю для выбранного им героя – Злого Волка или Смешарика – забавные детали. Кто-то у нас любит одежду с огромными пуговицами, а кто-то привязывает на хвост бант. Сына это веселит, и он охотно рисует. После этого мы с ним считаем: сколько у героя ног, рук, сколько лучей у солнышка и веток на дереве. Как только Миша отвлекается, мы ненадолго прерываемся на что-то другое, например игру в мяч, а потом я привлекаю его внимание продолжением истории».

Ирина, мама двух детей, вспоминает, что со старшей дочерью они тоже учили алфавит и счет посредством игры. Но с младшим сыном, которому поставили СДВГ, они с мужем стали более изобретательны. «Мы стараемся сосредоточить его внимание на чем-то, что ему особо интересно. Одна из любимых игр – исчезновение игрушечных динозавров. Чтобы прийти своим друзьям на помощь, сын должен написать на доске заветные слова. Сначала мы, к восторгу ребенка, ищем по квартире спрятанные карточки со словами. Потом находим, сын читает и пишет слова. После этого любимые динозавры возвращаются» .

«Игры с сюжетами, связанными с любимыми игрушками, персонажами книг или мультфильмов, могут стать отличными помощниками в обучении, – поддерживает фантазию родителей психолог Ольга Наумова. – Главное, не стоит торопиться и подгонять ребенка. Возможно, его сверстники лучше справляются с заданиями, которые у вашего малыша пока не получаются или от выполнения которых он наотрез отказывается. Все дело в том, что в силу особенностей функционирования мозга ему постоянно нужны новые раздражители: подвижные игры, мультики – и выполнять односложные, требующие повторов задания ему сложней. Ребенку с СДВГ необходимо несколько больше времени для формирования стабильной нервной системы, поэтому не стоит спешить. Он прекрасно овладеет письмом и счетом и учиться сможет не хуже остальных детей, если сейчас вы позволите ему развиваться в его собственном темпе».

«Я всегда хвалю Сережу за рисунки и вывешиваю его работы в коридоре, – говорит Марина. – Да, линии у него не такие четкие, как в том же возрасте у его сестры, он без конца отвлекается. Однако мы подчеркиваем, что он у нас художник и, как всякий творец, видит мир по-своему».

Ребенку с СДВГ часто сложно сосредоточиться на рисунках в стандартном альбоме или написании маленьких букв. Устройте ему свой уголок : наклейте ватман на стену в детской – часто таким детям « крупномасштабная живопись» гораздо ближе.

Спят усталые игрушки

Все дети нуждаются в рутинном и предсказуемом порядке дня, но особенно зависимы от него малыши с СДВГ. Им четко соблюдаемое время прогулок, игр и отхода ко сну помогает не перевозбуждаться и вовремя переключаться. Также важно, чтобы эти дети, обладающие от природы более подвижной нервной системой, днем отдыхали. Чем дольше удастся сохранить ребенку дневной сон, тем спокойнее будет малыш. Конечно, сон не строит того, чтобы начать за него воевать, – это только травмирует. Если малышу не удается заснуть – предложите ему на это время переодеться в пижамку (такой ритуал настраивает детей на более умиротворенный лад) и спокойно полежать в кроватке , послушав книжку, которую ему читают.

Друзья и игры

Оберегайте малыша от переутомления, ведь оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Эмоциональные события (походы в театр, на детские праздники) важно чередовать с более предсказуемым и рутинным периодом. И если сегодня он приглашен на детский праздник с клоунами и играми, то не стоит планировать поход в цирк на ближайшие дни, а лучше провести их в спокойной домашней обстановке. Стоит избегать общения со сверхнепоседливыми приятелями. А если вы приглашаете кого-то домой для совместных игр – пусть это будет один гость.

И вволю порезвиться!

Не стоит думать, что детей с СДВГ надо ограничивать в чрезмерной активности. Напротив, все последние исследования подтверждают – физическая активность помогает детям сбросить напряжение и чувствовать себя лучше. Важно лишь направлять ее в нужное русло: достаточно с ребенком гулять и играть в подвижные игры, которые также могут тренировать внимательность. «На даче мы придумали экспромтом игру с бантиками, – рассказывает Наталья, мама пятилетней Лели. – Я выдавала дочке разноцветные ленточки, и мы соревновались – кто из нас быстрее оббежит участок и привяжет их на ствол пяти кустарников. Гуляя в лесу, мы придумали игру – набрать в корзину определенное количество шишек, а потом наперегонки добежать до выбранного ориентиром дерева. Эта игра дарила и азарт, и в то же время тренировала умение считать». Ребенка можно также водить на занятия танцами, гимнастикой или коньками – подойдет все, что его сможет увлечь. Когда он пойдет в школу и родители задумываются о более серьезных спортивных занятиях, не стоит рассматривать лишь агрессивные виды спорта, такие как, например, бокс.

Как и во что играть?
  • На улице посоревнуйтесь, кто первый увидит красную машину, женщину с собачкой, малыша в коляске. Это поможет удержать в голове все пункты задания и тренировать внимательность.
  • «Что нового появилось в комнате?» Попросите ребенка запомнить расположение вещей. Потом положите новый предмет на относительно заметное место и попросите отыскать. Не прячьте в труднодоступном месте, малыш должен иметь возможность без труда найти предмет взглядом.
  • Используйте лото и настольные игры с правилами: «найти десять отличий» или «проведи собачку через лабиринт». Отличия в картинках на первых порах должны быть очевидными, а лабиринт – коротким.
Море волнуется раз. Море волнуется два…

Чем спокойнее обстановка царит вокруг малыша в семье и его ближайшем окружении, тем легче ему научиться владеть собой. Да, на постоянные капризы, переходящие в крик и слезы, непросто всегда отвечать сдержанно. Однако, повышая в ответ тон или начиная жестко наказывать, мы только усугубляем ситуацию. Ведь импульсивность и раздражительность – составляющие СДВГ. Наша задача – помочь в этот момент ребенку. Если договориться не удалось и реки, что называется, вышли из берегов: ребенок навзрыд плачет, громко что-то требует или демонстративно падает на пол, – не стоит в этот момент вести воспитательные беседы. Если вы вне дома – попробуйте отвести его в другое место, чтобы он поменял обстановку. «Конечно, мы, мамы и папы , тоже живые люди и не всегда способны совладать с собой. Если такой демарш произошел дома, лучше оставить малыша на время одного в комнате, чтобы и вы справились со своими эмоциями, и он выпустил пар, – предлагает Ольга Наумова. – Но чуть позже непременно вернитесь, обнимите его и напомните, что очень любите и понимаете, как ему сейчас непросто. Ребенку важно ощущать вы разделяете его чувства. Да, вы не можете позволить ему все, что он хочет. Но старайтесь реже говорить «нет», переключая его внимание на что-то другое и предлагая альтернативу».

После постановки диагноза СДВГ мамы и папы получают долгожданный ответ на многие свои вопросы. Однако претензии окружающих: родителей, сверстников, воспитателей в детском саду, недовольных родственников – часто продолжают их преследовать. Ведь у ребенка нет никаких очевидных для глаза нарушений, а поэтому многие так и воспринимают его как плохо воспитанного, а родителей – как нерадивых. Это также потребует выдержки и терпения . «Важно искать компромисс не только с вашим собственным малышом, но и c недовольными родителями, чьи дети пострадали от вашего забияки, – говорит Наталья Каверская. – Если инцидент между детьми произошел у вас на глазах, важно проявить участие, объяснить, что нападающий не прав и постараться добиться примирения». Ольга Наумова напоминает, что правило должно быть одно: «Все, кто проводит с вашим ребенком значительное время – бабушки, няни, воспитатели, – должны понимать и поддерживать его. Ведь самая большая проблема детей с нарушением поведения в том, что людям, порой даже близким, сложно солидаризироваться с ними и понять их проблемы».

Дом или садик?

Для успешного нахождения в коллективе нервной системе ребенка нужно достаточно созреть, а у малышей с СДВГ это происходит медленнее, и многие специалисты советуют по возможности как можно дольше не отдавать таких детей в ясли и детский сад. Социализировать же малыша можно, посещая с ним развивающие занятия и регулируя их периодичность в зависимости от того, как реагирует на это ребенок. Малыш со временем научится лучше контролировать свои эмоции и справляться с непоседливостью. Компромиссом будет неполный день в саду. «Все зависит от воспитателя, – считает Ольга, мама пятилетней Оксаны. – У нас сложности начались со старшей группы, когда вместо понимающих и любящих, способных учитывать состояние дочки, пришли равнодушные. Им было все равно, что делает ребенок, лишь бы не мешал своей активностью. Вроде бы в саду, а изоляция полная. За полгода дочка потеряла ко всему интерес. В пять она еще не читала, но очень любила записывать слова. А тут отказалась и от этого стала просто неуправляемой. Мы перевели в другую группу – ребенок стал постепенно оживать».

Так или иначе, велика вероятность, что не все малыши с пониманием отнесутся к «активностям» их одногруппника, привыкшего все решать напором и силой, даже преследуя благую цель подружиться и поиграть вместе. Не всегда терпеливы к непоседе и воспитатели. Не секрет, что в некоторых детсадах на родителей негласно оказывают давление, чтобы «трудного» для воспитателей ребенка забрали. К этим реалиям будничной садиковской жизни важно быть готовыми.

Если вы принимаете решение отдавать малыша в сад

Очень важно заручиться поддержкой воспитателей. Даже если удачное место будет располагаться несколько дальше детсада поблизости, стоит пойти на то, чтобы специально возить туда ребенка. Главный приоритет здесь – это внимательное, понимающее малыша окружение. Не стоит опасаться садов, специально созданных для детей с вытекающими из СДВГ проблемами, в частности логопедическим отставанием. Это отнюдь не место, где развитие ребенка затормозится, как кажется некоторым родителям.

Если вы только начали водить малыша в детский сад, лучше не совмещать это сразу же с дополнительными развивающими занятиями, а проводить свободное время в спокойной, домашней обстановке.

Особенно внимательно отнеситесь к утренникам и детским праздникам. Ведь тут порой случаются несправедливости, которые больно бьют по самолюбию ребенка. Опасаясь, что непоседа «только все испортит»: не выучит стишок или, оказавшись на сцене, стихийно перевернет весь сценарий праздника, – детей порой не допускают до участия. Узнайте о плане праздника и обсудите вопрос участия малыша с воспитателем. Пусть у малыша будет совсем небольшая роль в «массовке», но он будет чувствовать себя вовлеченным.

интересное в сети