«Я передумала»: когда можно вернуть покупку?

Иногда мамы из-за суеверий откладывают покупки приданого для малыша на период после «часа икс». А когда младенец уже появился на свет, шлют из роддома длинные списки. В спешке близкие покупают не то, что хотела мама. Некоторые приобретения можно вернуть в магазин. А некоторые – нет. Что делать, если купленная вещь не подошла, можно ли ее вернуть в магазин или обменять?

Детский комод не того оттенка, коляска не проходит в проходит в лифт, пеленки-распашонки разочаровали… Вот чем грозят покупки «через третьи руки», пусть даже это руки близких родственников. У каждого свой взгляд на одни и те же вещи. И только сама будущая мама знает, чего именно она хочет. А порой бывает, что беременная сама совершает покупку, а потом вдруг меняет свое решение – разонравилось, не подошло и пр.

Самый простой вариант избежать проблем возврата/обмена – не лишать себя радости личных покупок. А если страхи сильнее, есть хороший способ избавить себя и родных от напрасных трат. Достаточно за 2-3 месяца до родов спланировать, что и в каком количестве понадобится, и где делать покупки. И создать специальный файл, куда сохранить все ссылки на нужные товары – вашим помощникам будет достаточно зайти по ним в интернет-магазины, положить товары в корзину и оплатить их.

Если ошибка уже произошла, можно ли ее исправить? Рассмотрим именно те товары, которые в принципе могут понадобиться будущим мамам и младенцам. И которые попадают в «группу риска» невозвратных.

Именем закона

Права покупателей защищает Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно п.1 ст. 25 Закона покупатель может вернуть товар надлежащего качества, если он не входит в Перечень товаров, не подлежащих обмену. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01. 1998 г. № 55 (в ред. от 22.06.2016 г.). Вот основные детские товары, входящие в этот перечень – при их покупке стоит проявлять осмотрительность.

  1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты. Это ванночки, горшки, накладки на унитаз; щипчики для ногтей, маникюрные ножницы; аспираторы для носа, дозаторы лекарств; термометры для измерения температуры тела, температуры воздуха и воды; соски, пустышки; одноразовые подгузники, одноразовые пеленки.
  2. Предметы личной гигиены – детские зубные щетки (в том числе пальчиковые), прорезыватели для зубов; расчески, щетки для волос, гребешки.
  3. Парфюмерно-косметические товары – косметика для купания (косметические средства под подгузник; защитная косметика (от ветра и непогоды, от комаров, от солнца).
  4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево) и другие товары, отпускаемые на метраж. Например, ткань, покупаемая на пошив пеленок, и марля, покупаемая на пошив подгузников.
  5. Швейные и трикотажные изделия (изделия бельевые и чулочно-носочные) нательная детская одежда (распашонки, кофточки, ползунки, боди, чепчики); носки, гольфы, колготки; постельное белье; одеяла, покрывала; спальные мешки для дома; полотенца и слюнявчики; пеленки, подгузники из ткани, трусики-непромокашки. Одежда, не относящаяся к бельевым изделиям, а также верхняя одежда и конверты в коляску подлежат возврату и обмену.
  6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов) – бутылочки, поильники; детская посуда и столовые приборы; контейнеры для хранения пищи.
  7. Товары бытовой химии – средства для стирки детских вещей; средства для мытья детской посуды; средства для уборки и дезинфекции.
  8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты). Обратите внимание, в данном пункте дается расшифровка, что не все предметы мебели не подлежат возврату и обмену, а только мебельные гарнитуры (например, детские комнаты, состоящие из кроватки, шкафа, комода, сундука для хранения игрушек) и комплекты (например, кроватка с комодом, детский столик со стульчиком). Предметы мебели, купленные по отдельности, а не в комплекте, меняются в обычном порядке. Таким образом, подлежат возврату и обмену: кроватки, колыбели; комоды и пеленальные столики; стульчики для кормления, шезлонги, качели; манежи; ящики для игрушек; полки, вешалки, ростомеры.
  9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни – погремушки, ложечки и детская посуда из серебра; ювелирные украшения для детей (серьги, кулоны, броши).
  10.  Автомобили и мотовелотовары. Иногда продавцы сами включают в этот пункт детские велосипеды. Однако Систематический товарный словарь (п. 78) относит детские велосипеды и педальные машинки не к мотовелотоварам, а к детским игрушкам. Следовательно, они подлежат возврату и обмену в обычном порядке.
  11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (электробытовые приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты; игрушки электронные). Сюда из малышового ассортимента можно включить бытовые приборы (радио- и видеоняни, ночники, стерилизаторы бутылочек, подогреватели детского питания, увлажнители воздуха, блендеры, пароварки); игрушки электронные (в том числе мобили для кроваток, игровые панели, развивающие коврики и турнички, электромобили. Игрушки без электроники (нераспакованные) можно вернуть в магазин.
  12.  Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации). Так что не удастся вернуть детские книжки, книги для родителей (по уходу за детьми, развивающие методики и т.п.) CD и DVD диски с мультфильмами, песнями, компьютерными играми и т. п.

Этот перечень – исчерпывающий. Он не подлежит дополнениям со стороны продавцов. Они не могут вносить в него дополнительные товары по своему усмотрению. В особенности это касается товаров, купленных в магазинах в период распродаж, по акциям. Распространенная ситуация: магазин отказывает покупателю в обмене или возврате вещи, купленной со скидкой. А в законе «О защите прав потребителей» нет такого понятия, как «уцененный товар». Товары могут быть надлежащего или не надлежащего качества, а также новые и бывшие в употреблении. Поэтому следует различать уценку товаров с недостатками, а также бывших в употреблении, и продажу со скидкой товаров надлежащего качества. Вернуть товар, купленный в сэконд-хэнде или комиссионке возможно только, если в нем обнаружены недостатки, не оговоренные продавцом при продаже.

Что, где, когда?

Возврат и обмен может быть произведен только в том случае, когда товары не имеют следов использования (зацепки и пятна на одежде, срезанные ярлыки, царапины на мебели и пр.). Сохраняйте документы – инструкцию, гарантийные талоны, упаковку. Обмен возможен в течение 14 дней с момента покупки, не считая дня покупки. Наличие чека желательно (чтобы избежать лишних объяснений), но необязательно. Чек может быть восстановлен, если покупатель назовет дату, примерное время и сумму покупки. Отсутствие платежного документа не лишает покупателя возможности сослаться на свидетельские показания, это прямо указано в Законе о защите прав потребителей (п. 1 ст. 25). Но на практике, гораздо проще вернуть товар, если у вас есть документ, подтверждающий оплату.

Обмен не подошедшего товара производится сразу же, если в наличии есть подходящие аналоги. Если товара нет в наличии, но покупатель готов подождать его появления, то продавец обязан ему сообщить о поступлении товара. Если ждать не хочется, то можно сразу потребовать возврата денег. Для этого придется написать письменное заявление и предъявить паспорт. Деньги могут вернуть не сразу. Согласно Закону о защите прав потребителей (ст. 25 п. 2) требование покупателя о возврате уплаченной за товар суммы должно быть удовлетворено в течение 3 дней со дня возврата товара надлежащего качества. И важно учесть, что деньги возвращаются в той форме, в какой они были уплачены. То есть если вы платили картой – деньги вернутся на карту (а скорость перевода в различных банках разная), если вы отдали наличные – получите только наличные.

интересное в сети
‡агрузка...