Я тебя нарисовал!

Кружок, две ножки… получился головастик? Человечек! Первое изображение человека, сделанное вашим ребенком, может рассказать о многом.

До сих пор ваш ребенок рисовал исключительно шедевры абстрактного искусства. И вот настал день, когда свой рисунок он обозначил: «Это папа!». Теперь он может отличить линию от круга и изобразить и то и другое. Ножки, головка, волосики… Когда ребенок принимается усеивать листы бумаги кружочками с растущими из них палочками – это начало большого этапа. Каждый малыш проделывает этот путь от «головонога» до детализированного изображения принцессы, воина или человека-паука. Первые произведения могут быть похожими на солнышко, и вам придется уточнять, где тут ручки и ножки. А некоторые дети предпочитают рисовать елочки и травку, прежде чем перейдут к изображениям человека.

От простого к сложному

Часто детишки рисуют голову, которая одновременно является туловищем. Линия, которая обозначает рот, два кружочка − глазки. Две палочки – руки, две другие – ноги. Вот и получился человечек. Как правило, между 3 и 4 годами дети изображают человеческих существ, не идентифицируясь с ними, и не воспринимают отсутствие некоторых частей тела. Шея, уши, пальцы, ресницы и брови появятся позже. Эти человечки прежде всего показывают, что ребенок воспринимает мир наполненным людьми. Он осознает свое «я» и ищет свое место в семье, детском саду, на площадке. Он постигает свою индивидуальность и строение тела и выделяет основные черты сходства.

Тайное значение

Рисунок человека поможет понять, на каком этапе психического развития сейчас находится ребенок. Воспитатели детского сада и детские психологи часто используют рисование человечков для оценки психомоторного и эмоционального развития малышей. Этот способ позволяет подтвердить мнение специалиста о ребенке или получить дополнительные сведения о нем. Обычно ребенка просят нарисовать человека, а затем рассказать о нарисованном герое. Ответ так же информативен и важен, как и сам рисунок. Если малышка в 3,5 года говорит: «Девочка едет на море», а у нарисованной девочки есть платье, волосы и даже ресницы, это означает, что психоэмоциональное развитие автора рисунка находится на высоком уровне. Но встречаются дети четырехлетнего возраста, которые пока рисуют только «головоногов». Если в целом развитие ребенка не внушает вам опасений, то это не повод для беспокойства, ситуация меняется достаточно быстро. Можно подождать 3 месяца и попробовать снова – результат наверняка будет уже несколько иной.

Дети обычно рисуют с удовольствием. Но если ваш ребенок этому виду занятий не уделяет должного внимания, переживать не стоит. Однако любую попытку рисовать, пусть и неуклюжую, надо непременно поощрять и вселять в ребенка уверенность в своих силах.

Не пытайтесь добиться от малыша, чтобы он рисовал «правильно», для маленького ребенка рисование – это прежде всего источник удовольствия, и директивный подход совершенно неуместен. Кроме того, качество рисунков ребенка зависит от того, насколько он владеет карандашом, то есть от мелкой моторики. Стиль рисунка может меняться и в зависимости от ситуации: например, дома он может рисовать уверенно и непринужденно, но почувствует себя зажато, если с просьбой нарисовать что-либо к нему обратится незнакомый человек. Поэтому специалисты не рассматривают детские рисунки вне контекста происходящего и формируют свое мнение на основании информации, полученной от родителей, наблюдения за поведением ребенка и его рассказа, сопровождающего рисунок.

Вызвать интерес

А если он не хочет рисовать человечка? Бывает и такое. Малыша просят нарисовать «настоящие» рисунки: человечков, домики, деревья… Но он рисует только каракули! Стоит выждать время и не настаивать.

Если вы находите, что вашему ребенку вообще не нравится рисовать или он перестает рисовать, не успев начать, возможно, стоит его поддержать и поощрить. Вы можете предложить ему порисовать вместе: сделать общий рисунок или договориться, что каждый будет рисовать то, что ему нравится. Чаще всего ребенок «не любит» рисовать потому, что не уверен в своих силах и имеет некоторые сложности с самовыражением. Это поправимо.

Возьмите большой лист бумаги, краски, кисточки потолще и предложите «заляпать» бумагу пятнами; придайте вашим действиям больше экспрессии, чтобы это был веселый и шумный процесс. Не заботьтесь о качестве, главное − чтобы ребенок, неуверенный в своих способностях, почувствовал себя творцом. Краски − благодатный материал, поскольку даже картина, состоящая из цветных пятен, будет отлично выглядеть. Когда ваш абстракционист войдет во вкус и почувствует себя уверенней, можно переходить к карандашам и попрактиковаться в более реалистичных изображениях.

Этапы развития рисунка человека

1) Появление первого закрытого круга (примерно в 3 года) предшествует по­явлению человечка.

2) Появление настоящего человечка-головастика, где все детали: ручки, ножки, глазки – вырисованы (примерно в 3 года 6 месяцев). Он состоит из круга, лучистых линий, точек или кружков, находящихся внутри большого круга. Далее количество деталей увеличивается: рот, нос, ресницы, пупок…

3) Головастик принимает вертикальное положение и вытягивается. Появляются элементы декора (цветы, солнце, птицы…), которые находятся вокруг персонажей.

4) Голова отделяется от тела, но связана с ним шеей (примерно в 4 года и 6 месяцев).

интересное в сети