Задержка речевого развития

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Отношение к проблеме у родителей двоякое. Одни начинают бить тревогу, если ребенок не способен уже в два года вести полноценный диалог. Другие не торопятся обращаться к врачу, даже когда трехлетний малыш не может связать двух слов. Кто же из них прав?

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного ее нет, зато есть потребность в заботе взрослых и как следствие потребность в общении. Речь – это лишь способ ее удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трех лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.
ФАКТОРЫ РИСКА

Ребенок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша еще до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком, ведь «он все равно ничего не понимает», не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Существуют и внутренние факторы. Ключевой – замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чем родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора, в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях, или же общей задержки развития.

ОБРАЗЦОВАЯ РЕЧЬ

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет. В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать  от 50 до 100 слов.

В год-полтора - учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Ребенок начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определенные предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.

В период с двух до шести лет речь становится все более совершенной и похожей на речь взрослых. В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребенок допускает много грамматических ошибок, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается. В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению. К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ

Чем раньше диагностировать задержку речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребенок:

старше 3 месяцев не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;

старше 8 месяцев не лепечет;

старше 1,5 лет не произносит простые слова вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос, где предмет находится;

старше 2 лет обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых: «Подними куклу и дай ее мне»;

старше 2,5 лет не составляет фразы из двух слов;

старше 3 лет говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, что речь развивается правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.
ТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно – придется посетить всех трех специалистов. Перед тем, как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекали беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы. Анамнез лучше собрать заранее. Только после разговора с родителями начнется диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам, понять, насколько развиты каждая из сторон речи. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем – говорения. Это и звукопроизношение, и объем словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ

Если основная причина задержки – неврологическая, и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы головного мозга, порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяции, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придется, в первую очередь, поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию.

И в том, и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого преодолеть задержку крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, не лишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику.

  • Подсмотрите у логопеда приемы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы кроха не переутомлялся.
  • Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
  • Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки»), они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках малыша. Не менее эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения.
  • Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны читать стихотворный текст. Они развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения.
  • Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно четче, нет ничего плохого в том, чтобы повторить несколько раз.
  • Помните: логопедические занятия, игры всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды, не будет и результата.
интересное в сети
‡агрузка...